Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое образование как новое направление дошкольной педагогики.Стр 1 из 16Следующая ⇒
Экологическая культура имеет характеристики: - Обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социоприродной средой. Накопление нравственно-ценностного опыта общения со средой. - Формирование ответственного отношения общества к природе, к материальным, духовным и социальным ценностям. - Осознание и утверждения приоритета всех форм жизни, как существование человека. То есть вне этого человек существовать не может. - Обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, его благополучия и здоровья в условиях оптимизации системы природа-человек. Под экологической культуры понимают системы знаний, умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, обычаев, традиций активные действия по сохранению природы. Глазов: Экологическая культура – мера и способ соединения человека с природой по средствам познания, преобразования, регулирования общественной деятельности. Механизмом формирования экологической культуры призвано стать целенаправленное обучения экологического образования. Экологическая культура состоит из компонентов: - Экологическое знания - Экологическое сознание (мышление). - Экологические отношения. - Экологическая деятельность. Концепция непрерывного экологического образования: Формирование в начальных формах … понимания детьми элементарных взаимосвязи с природой и особенности взаимоотношений с природой, выработка первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия ребенка с природными объектами ближайшего окружения – сущность экологического образования дошкольника. Задачи: 1. Формирование системы знаний об предметах и явлений предметов природы как основы экологического сознания. 2. Формирование практических умений и навыков для организации экологически-целесообразоной деятельности. 3. Формирование познавательного отношение к природе 4. Воспитание субъектно-этического бережного и заботливого отношения к природе и гуманно-деятельного отношения к живым существам. 5. Воспитание эстетического отношения к природе 6. Воспитание культуры поведения в природе. Реализация этих задач предполагает воспитание у ребенка готовности взаимодействовать с природой, как личностное образование, включающее в себя: - Эмоциональная готовность (уровень сформированости эмоционально-положительного отношения ребенка к окружающей среде) - Деловая готовность (возможность реализовать свои знания в разнообразных ситуация, умение и желание оказать действенную помощь объектам природы, умение создавать и поддерживать оптимальные условия для роста и развития живых существа. - Интеллектуальная готовность (систематизированные знания о закономерных явлениях в жизни живой природы). Ядром экологического сознания является интеллектуальная сфера, воплощающий в себе положительный опыт индивидуума и его аналитико-синтетическую деятельность по овладению закономерностями функционирования биосферы.
содержание экологического образования: когнитивный, ценностный, нормативный, деятельностный подходы.
8.Руссо и Песталоцци о первоначальном воспитании…
Руссо. Надо приучать ребенка сострадать и любить животных на примере взрослых, а также смотреть без ужаса и отвращения на странных и иногда неприятных животных. Природа – источник эстетического воспитания детей. Именно в природе ребенок черпает примеры естественной красоты и гармонии и примеры для нравственных поступков. В противовес схолостическому обучению, Руссо считал, что внешние чувства и активная практическая деятельность является основой познания. Руссо отрывает сенсорное воспитание от умственного воспитания, и умственное и нравственное воспитания он отрывает от целенаправленного обучения. Говоря о естественном воспитании детей на лоне природы он недооценивает систематические знания, который ребенок может получить из сенсорного опыта.
Песталоцци. 1746-1827. Правильное обучение и воспитание должно быть направлено на то чтобы молодое поколения могло использовать свои знания и умения на пользу людям. Обучения должно быть подчинено целям воспитания. Обучения должно носить и развивающий и воспитывающий характер, то есть оказывать равное влияние как на характер, волю и чувство, а также вооружать ребенка необходимыми для жизни умениями, навыками и определенными знаниями. В качестве образовательного средства не искусственными вспомогательными средствами, а природой, окружающей ребенка. Прежде всего надо использовать стремление ребенка общаться с природой. К сожалению, большинство современников не понимало огромного влияния природы на человека. Принцип природосообразности. Надо начинать воспитывавать с первых дней жизни. Принцип природосообразности он относил к развитию умственной, нравственной и физической природы ребенка. Человек рождается способным и готовым развиваться умственно и нравственно. «Рука хочет хватать, нога – ходить, сердце – верить и любить, а ум – мыслить». К чему мы должны стремиться. Физически ребенок должен быть сильным и здоровым, умственно – разумным, а душевно – нравственным. И всему этому и будет способствовать обучение. Теория элементарного образования. Оно включает умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание детей – основа формирования всесторонне развитой личности ребенка. Надо развивать руки, сердце и ум в единстве. В первую очередь знакомить детей с явлениями из области естествознания. Но прежде всего познакомить с растениями ближайшего обучения, с животными, с сезонными явлениями природы. А после научить ребенка использовать полученные знания в практической деятельности. Овладение умениями должно приносить радость. В дошкольном возрасте мы учим ребенка наслаждаться природой, а потом в школе его заставляют забывать об окружающей природе и уничтожает эти способности. Обучение на принципе природосообразности само по себе нравственно: ребенок получает правильные и точные знания о природе; Созерцание – единственный источник познания и фундамент обучения. Внешнее созерцание – восприятие вне нас окружающего мира природы. Внутреннее созерцание – осознание собственных впечатлений. И тогда можно обучать ребенка письму, когда он будет владеть абстракцией. Задача сенсорного воспитание не только воспитание внешнего созерцания, но и внутреннего. И в отличии от Руссо он тесно связывает сенсорное воспитание с умственным развитием ребенка. В процессе восприятия возникают смутные представления, которые надо упорядочить с помощью внутреннего созерцания – к четким понятиям. Познание природных явлений идет в единстве с овладением речью. В обучении важна постепенность и последовательность процесса познания. Ясность представления на определенности восприятия, четкость понятий. «Как Гертруда учит своих детей» - книга, излагающая о том какие знания должны получить дети об окружающих предметах: чувственное восприятие, осознание впечатлений, овладение речью. В процессе познания природы: восприятие – способность к наблюдению, высказываение о наблюдаемом – речь… Успех обучения в школе – насколько будут развиты созерцательные способности ребенка. Он отдавал предпочтение наглядному методы, и формулирует его в следующем тезисе: «Сначала видеть, слышать, действовать, а потом – рассуждать и делать выводы». Обучать ребенка надо развивать в свободной аудитории природы – лес, долины, поля. Пусть ребенок почувствует, что здесь воспитывает его природа. Должны научить сравнивать, сопоставлять, различать, соотносить – логически рассматривать и обрабатывать объекты природы. И так он поднимется к высшей способности человека – к суждению. Наглядность – фундамент и основа основ искусства педагогики, развитие детской наблюдательности – возможность овладевать анализом и синтезом, умением четко и полно описывать предмет. В этом случае суждения детей будут правильными и обоснованными, так как ребенок воспринимает предметы и явления доступные ему. Наблюдения должны носить эмоциональный характер и для наблюдения надо использовать родную природу, надо многократно повторять наблюдения за одним и тем же объектом. Только это может довести до зрелости и совершенства впечатления, полученные в процессе чувственного восприятия. Благодаря наблюдению развивается способность сопоставлять – выявлять сущность предметов и явлений, что все они не одинаковы по своей сущности, и понимание предметов и явлений станет более широким, полным, острым и основательным. Песталоцци создал «Азбуку наблюдения». При описании предмета лучше использовать формулу: форма предмета, число предметов, цвет предмета. В отличии от Руссо и Коменского, Песталоцци делает акцент на умении мыслить – ориентироваться в мире природы и тем самым мы образовываем ум, а не пассивное приобретение детьми знаний. Задача – развитие и укрепление умственных и нравственных сторон ребенка, он должен упражнять в поступках и суждениях под руководством взрослого, без которого ребенок не способен разобраться во всем многообразии. Педагогические: 1. Единство и непрерывность обучения. 2. Ребенок – активный субъект, центр педагогического процесса. 3. Содержание и методы обучения должны соответствовать силам и возможностям ребенка, учитывать индивидуальные и возрастные особенности. 4. Природа – средство умственного воспитания детей.
|