Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика системы знаний детей д.в. о неживой природе.
Фредкин-знакомство с неживой природой. Явления неживой природе- это объективная реальность мира. Обращать внимание на внутренние причины. Занятия (кратковременные опыты) по знакомству с неживой природой.-самостоятельность, поисковые действия. Знакомство с н.п. должно отличаться от школьного(т.е. без теоретических обобщений). Ситуация- познавательная задача. 1.Удивление, любопытство 2. Познавательный интерес. 2.Теоретический интерес. К.Назаренко: при определенных условиях обучения мы можем знакомить детей с причинами смены времен года. Осн. Причины изменения растений- удовлетворение потребностей. Маневцова: причина изменения сезонной жизни животных-температура, питание, сезонный труд людей, времена года. Знания о неживой природе. Мир костных вещей представляет собой внешнюю среду для всего живого на земле. В процессе обмена веществ любой живой организм ассимилирует те или иные части неживой природы. Это элементы пищи, тепло, свет, кислород, вода… Неживая природа складывается из трех основных оболочек: литосфера (твердая часть земли), гидросфера, атмосфера. Поверхность земли отличается разнообразным рельефом. На поверхности располагаются акватории, составляющие значительную часть суши – моря, океаны. К неживой природе можно отнести почву. Твердую поверхность земли составляют различные минералы. Существенное влияние на землю оказывает космос, прежде всего та тепловая и световая энергия, излучаемая солнцем. Детей подводят к пониманию того, что движение земли вокруг солнца обуславливает смену сезонов, разного количества света и тепла, отклонение оси земли. С деятельностью солнца связаны погодные явления, климатические в разных частях свету. Движение земли вокруг своей оси – день и ночь. Невозможно сформировать эту систему полностью. Удаленность многих явлений природы от опыта детей, сложность самих явлений природы – ограничивают содержание знаний о неживой природе. Мы даем знания: О рельефе местности на основе непосредственного восприятия. Равнины, холмы, овраги, горы. Дети начинают отличать озеро и пруд от реки или моря. Формирование конкретных и отчетливых представления о состоянии погоды, типичных погодных явлениях, характерных для местного края. Знакомство с типичными атмосферными явлениями. Дети учатся распознавать состояние погоды и называть ее определенным термином. К старшему дошкольному возрасту дети начинают соотносить состояние погоды с сезоном. Для установления причины сезонных изменений природы, в содержание включаются сведения о продолжительности дня и ночи в разные сезоны. Дети устанавливают связь этого явлениями с положением солнца на небе. Дети даже младшего дошкольного возраста могут устанавливать связь между погодными явлениями. Природный материал – вода. Знание о свойствах воды. Свойства воды, состояния воды. Снег, разные его виды. Снег – плохой проводник тепла. Песок, свойства песка. Сыпучесть, легкопроникаем для воды, вязкость сырого песка. Глина, свойства глины. Плохо пропускает воду, влажная – становиться пластичной. Почва. Для чего нужна. Что можно сделать – вскопка, рыхление. Космические тела. Луна. Солнце – источник света и тепла. Продолжительность дня зависит от положения солнца, сезонность, совокупность основных сезонных изменений в жизни природы. Система образующих связей имеет скрытый недоступный для детей характер. Поэтому мы формируем у детей частные локальные системы знаний
|