![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие основы педагогики
Тема 1. Педагогика в системе наук о человеке. Методология и методы педагогической науки. 1. Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Понятие об основных категориях в педагогике. 2. Понятие методологии педагогики и ее уровней. Философские основания педагогики. Общенаучный уровень методологии педагогики. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований. Технологическая методология. 3. Наука как научная деятельность. Научная этика. Организация педагогического исследования. Требования к оформлению результатов научно-педагогического исследования. Критерии его оценки. 4. Общая характеристика методов психолого-педагогического исследования. Тема 2. Общие понятия и закономерности педагогического процесса. 1. Педагогический процесс как система и целостное явление. 2. Закономерности и принципы педагогического процесса. 3. Этапы педагогического процесса. Формы организации и методы осуществления педагогического процесса. 4. Обучение и воспитание в целостном педагогическом процессе. Тема 3. Развитие личности как педагогическая проблема. 1. Антропологический принцип как основополагающий в методологии педагогики. 2. Факторы, детерминирующие развитие личности. 3. Сущность социализации и её стадии. Факторы социализации личности. 4. Типы организации социальных отношений в процессе обучения. Воспитание и формирование личности. Роль обучения в развитии личности. 5. Неравномерность развития. Возрастная периодизация. Акселерация. Индивидуальные особенности развития. 6. Особенности воспитанников различных возрастных групп и их учет при организации педагогического процесса. Тема 4. Основные идеи современных зарубежных и отечественных педагогов. 1. Парадигмы современной педагогики: традиционалистко-консервативная, феноменологическая, рационалистическая, технократическая, эзотерическая. Понятие о технократической и гуманистической педагогике. 2. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Современное мировое образовательное пространство. Модели образования. 3. Инновационные образовательные процессы ХХ века. Педагогические инновации: сущность и направленность нововведений, инновационные учебные заведения. Критерии оценки нововведений. Авторские школы как пример инновационных решений в образовании. Отечественные педагоги-новаторы и их вклад в развитие педагогической науки и российской системы образования. ЛИТЕРАТУРА 1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Уч. для вузов.— СПб, 2001. 2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. – М.: 1996. 3. Вульфов Б.З. Основы педагогики: Уч. пос. – М.: УРАО, 2000. 4. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учс. Пос. – М., 2004. 5. Иванов В.Д., Щербакова Л.Н. Основы педагогики: Уч. пос. – М., 1998. 6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. –М., 1987. 7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000 8. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Уч. пос. –М., 1998. 9. Педагогика: Уч. пос../ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000 — 512 с. 10. Петроченко Г.Г. Ситуативные задачи в педагогике. – Минск, 1990. 11. Общая педагогика./Под ред Сластенина В.А.: В 2ч. – М.: ВЛАДОС, 2002. 12. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 1999. 13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Уч.. В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999 14. Подласый И.П. Педагогика. Уч. пос.—М.: Владос, 1996. 15. Современный словарь по педагогике. / Сост. Рапацевич Е.С. – МН.: «Современное слово», 2001. – 928 с.
|