Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рейтинг компаний по величине международных операций в 1996 г. 3 страница






Средний уровень управления в МНК представлен центральны­ми службами {staffs), сформированными по функциональному при­знаку. Они осуществляют планирование, координацию и контроль за деятельностью компании в области научных и технических раз­работок, инноваций, производства товаров и услуг, сбыта, маркетин­га, кадровой политики, финансов.

Основной задачей центральных служб является обеспечение взаи­модействия всех подразделений компании по функциональным линиям.

Центральные службы координируют действия подразделений с целью реализации совместных стратегических задач, поставлен­ных перед корпорацией. Данные службы собирают информацию от подразделений из внешних источников о реализации основных функций, дают необходимые рекомендации по улучшению деятель­ности компании.

Число центральных служб достигает 15—20 в американских ком­паниях и 8—12 — в западноевропейских и японских.

Центральные службы подчиняются непосредственно админи­страции, правлению. Как правило, несколько служб подчиняются одному вице-президенту.

Среди традиционных центральных служб можно назвать служ­бы планирования и контроля, финансовую, административную, технических разработок, организации производства, материально-технического снабжения, маркетинга, сбыта, транспортную, юри­дическую, кадров и отношений со служащими, по связям с прави­тельством.

В подразделениях компании существуют свои подобные функ­циональные службы (отделы), которые работают под непосред­ственным руководством соответствующих центральных служб. Отде­лы в подразделениях представляют на высший уровень управления информацию о состоянии дел и получают задания и планы разви­тия из центра.

К основным функциям центральных служб международных ком­паний сегодня прежде всего относятся:

■ координация деятельности подразделений компании по раз­личным функциональным направлениям, оказание им помощи и услуг;

■ реализация общекорпоративных стратегий, задач в различных функциональных областях (единая техническая политика, единый маркетинг, стандартизированные системы контроля), обусловлен­ных развитием процесса глобализации деятельности международ­ных компаний.

В связи с этим значительно возрастает уровень компетентности и ответственности центральных служб за деятельность компании, а также значимости контролирующей функции.

Низовым уровнем управления в международных компаниях яв­ляются производственные и сбытовые подразделения (divisions). Они расположены по всему миру и подчиняются центральному офису — материнской компании. Как уже было отмечено (п. 2.2), подразде­ления корпораций могут быть созданы в форме филиалов, дочер­них, совместных и ассоциированных компаний. От организационной формы зависит степень подчиненности подразделения головному центру. Филиалы полностью зависимы от него в хозяйственном и юридическом плане. Дочерние компании имеют значительную сте­пень самостоятельности в принятии оперативных и некоторых стра­тегических решений, при этом они юридически самостоятельны. Головной центр осуществляет лишь общее руководство деятельно­стью дочерних компаний в силу их финансового подчинения ему. Совместные и ассоциированные компании управляются на основе паритетных принципов. Степень их самостоятельности и ответственности определяется компаниями, участвующими в их соз­дании.

Во главе подразделения стоит управляющий, или менеджер (manager), который несет ответственность за его деятельность и подчиняется непосредственно вице-президенту группы, в кото­рую входит подведомственное ему подразделение, или руководите­лю стратегического центра хозяйствования. В подчинении управ­ляющего находятся функциональные отделы и линейная админи­страция.

Круг полномочий управляющего зависит от степени хозяйствен­ной и юридической независимости подразделения. Если он руко­водит подразделением, созданным в форме филиала, его деятель­ность во многом координирует и достаточно жестко контролирует головной центр. Управляющий дочерней компании имеет значи­тельную самостоятельность в принятии решений и несет высокую ответственность за результаты деятельности его подразделения.

В американских компаниях степень независимости и самостоя­тельности отделений очень высока, в их структурах преобладают дочерние компании. В японских же фирмах степень автономности подразделений несколько ниже, многие из них созданы в форме филиалов.

В американских компаниях для каждого подразделения обычно устанавливают лишь основные финансовые показатели деятельно­сти и бюджетные ассигнования на производство, сбыт, НИОКР. До отделений японских фирм доводятся план по объему продаж, при­были, производству, утвержденное руководством штатное распи­сание и даже утвержденный перечень поставщиков. Сбытовая сеть, как правило, является общекорпоративной.

Основным критерием оценки деятельности подразделения являет­ся прибыльность его работы. Именно подразделения зарабатывают финансовые средства для всей компании, поэтому их часто имену­ют центрами прибыли. Материнская компания контролирует дея­тельность своих производственных, сбытовых подразделений чаще всего по финансовым результатам, таким, как прибыль, рентабель­ность, отдача на вложенный капитал. Головной центр реализует единую финансовую политику, в рамках которой координирует дея­тельность подразделений. Помимо выстраивания взаимоотношений подразделения с головной компанией головной центр работает со­вместно с другими подразделениями корпорации. Эти отношения носят коммерческий характер.

С целью реализации совместных стратегических задач, постав­ленных материнской компанией, подразделения часто объединя­ются в группы — стратегические центры хозяйствования (СЦХ). Групповой уровень управления позволяет эффективно решать стра­тегические задачи. СЦХ являются важным структурным образова­нием современных МНК и составляют основу их организационных структур (вопросы создания и функционирования СЦХ рассмот­рены в п. 2.6).

 

2.4. Модели управления акционерными обществами Большинство современных международных компаний созданы в форме акционерных обществ. Модели управления акционерны­ми обществами различаются в зависимости от наличия в организа­ционной структуре специальных органов управления.

Главным органом управления акционерным обществом явля­ется собрание акционеров, через которое акционеры реализуют свои права на участие в управлении компанией.

Общее собрание акционеров имеет право принимать решения по определенному кругу вопросов (например, о внесении изменений в устав, ликвидации компании, использовании прибыли, назначении аудиторов). Общее собрание акционеров выбирает совет директоров и принимает решения об отстранении входящих в него членов.

Общее собрание акционеров, как правило, собирается один раз год для получения информации об итогах работы компании за год и принятия соответствующих решений. В экстренных случаях со­брание акционеров может проводиться чаще. При принятии реше­ний руководствуются принципом большинства, однако утвержде­ние решения о ликвидации корпорации принимается не менее чем 3/4 голосов.

Первым звеном управления акционерным обществом являются акционеры.

Вторым звеном управления акционерным обществом является совет директоров. Его функции и полномочия были рассмотрены в п. 2.3. Напомним, что данный орган избирается на собрании акци­онеров и осуществляет управление по стратегическим направлениям развития компании.

Третье звено управления акционерным обществом — правление — осуществляет оперативное руководство деятельностью компании. Его функции подробно рассмотрены в п. 2.3.

В практике используются двухзвенные и трехзвенные модели управления акционерными обществами (рис. 2.1 и 2.2).

При двухзвенной модели управления наблюдательные и распре­делительные функции сосредоточены в одном органе — совете ди­ректоров, чаще именуемом административным советом. При этом функции между членами этого органа строго разделены.

Двухзвенная модель управления законодательно закреплена в Великобритании, Бельгии и США. Во Франции она используют­ся наряду с трехзвенной моделью.

В Великобритании согласно закону в акционерных обществах должен быть избран единый совет директоров. Однако на практике происходит разделение этого органа на две структуры: большой и малый советы. Большой совет выполняет, по существу, функции классического совета директоров, а малый совет — функции клас­сического правления. В компаниях предусмотрена должность сек­ретаря, который координирует деятельность компании и выполня­ет функции, схожие с функциями генерального управляющего. Однако круг его полномочий несколько меньше. Секретарь назна­чается советом директоров или собранием акционеров.

Собрание акционеров
Совет директоров Административный совет

 

 

       
   
 
Члены совета директоров, наделенные наблюдательными функциями

 


 

Рис. 2.1. Двухзвенная модель управления акционерным обществом

 

 

 


Рис. 2.2. Трехзвенная модель управления акционерным обществом

 

В акционерных компаниях США функционируют советы ди­ректоров с присущими им функциями. В состав такого совета вхо­дят внутренние и внешние члены. Совет директоров назначает на один год администрацию, которую возглавляет генеральный управ­ляющий и в состав которой входят несколько вице-президентов, главный юридический советник, казначей, секретарь и др. В настоя­щее время в большинстве американских компаний должности гене­рального управляющего и председателя совета директоров совмеще­ны, что значительно усиливает данную позицию, позволяет сконцен­трировать в одних руках управление компанией, а значит, и увеличить степень ответственности. Генеральный управляющий представляет совету директоров отчет о текущем состоянии дел в компании.

В Бельгии также применяется двухзвенная модель управления: избираются директор-администратор из состава членов совета дирек­торов или несколько генеральных управляющих, не входящих в него. Трехзвенная модель управления акционерными обществами при­меняется в ФРГ и Японии.

В компаниях ФРГ функцию совета директоров выполняет на­блюдательный совет, '/3 которого составляют представители работ­ников корпорации. Наблюдательный совет назначает правление на срок не более пяти лет, численность которого не ограничивается (может состоять даже из одного члена). Функции правления в не­мецких компаниях традиционные (см. п. 2.3).

В Японии наряду с собранием акционеров в структуру акцио­нерных обществ входят совет директоров и правление. Их особен­ностью являются система переплетающихся директоратов и боль­шая численность правления: вице-президенты руководят опреде­ленными направлениями бизнеса компании и функциональными подразделениями.

В России структура и функции органов управления акционер­ными обществами в основном классические, распространены си­стемы личных уний и переплетающихся директоратов. В российских акционерных обществах совет директоров часто именуют наблюда­тельным советом. Минимальное количество членов этого органа определено в законодательных актах и зависит от численности вла­дельцев голосующих акций. Например, если таких владельцев более одной тысячи, то число членов совета директоров не может быть ме­нее семи. Максимальное количество членов не ограничено.

Исполнительный орган власти в российских акционерных обще­ствах может быть либо только единоличным (генеральный директор или директор), либо единоличным и коллегиальным (коллегиальный орган, именуемый правлением, и директор). Таким образом, рос­сийская компания может выбрать двух- или трехзвенную модель управления.

Особого внимания заслуживает законодательство Франции, предусматривающее возможность применения как двух-, так и трехзвенной модели управления. Французские компании вправе само­стоятельно выбирать модель управления.

При двухзвенной модели помимо собрания акционеров в ком­пании работает совет директоров, число членов которого может быть от трех до двенадцати. Из числа членов совета избирается прези­дент, который отвечает за оперативное руководство компанией и в помощь которому могут дать одного или нескольких генеральных управляющих.

При трехзвенной модели управления во французских компаниях предусмотрены наблюдательный совет и директорат. Наблюдательный совет выполняет функции совета директоров. Его численность, как и при двухзвенной модели, может быть от трех до двенадцати членов. В уставе компании могут быть установлены возрастные ограниче­ния для членов совета. Директорат выполняет функции правления. Число его членов может быть от двух до пяти, хотя для компаний с небольшим капиталом возможно наличие и одного члена. Дирек­торат назначается наблюдательным советом сроком на четыре года.

В заключение необходимо отметить, что интеграционные про­цессы, происходящие в Европе, ведут к унификации законодатель­ства, в том числе и в сфере образования акционерных обществ. Предполагается, что в большинстве европейских стран будут приме­няться трехзвенная модель управления акционерными обществами, активно развиваться системы участия рабочих и служащих в управ­лении компаниями (участие в работе советов директоров, наблю­дательных советов).

 

2.5. Трансформация организационных структур управления в международных компаниях

Различают несколько типов организационных структур управ­ления компаниями.

Линейная организационная структура управления применяется компанией в начале ее существования, когда объемы деятельности и численность персонала невелики (рис. 2.3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Директор компании  
               
Финансовая       Управленческий персонал
служба        
           
  Основной (рабочий) персонал  

Рис. 2.3. Линейная организационная структура управления компанией

Директором компании в данном случае, как правило, является ее основатель. Ему подчиняется финансовая служба, управленче­ский и основной (рабочий) персонал. Финансовая служба состоит из одного или нескольких бухгалтеров, экономиста. В зависимости от специфики деятельности в компании могут работать инженер, юрист, маркетолог, специалист по рекламе, которые образуют управ­ленческий персонал.

Уже через несколько лет компании, активно развивающие свою деятельность, расширяют штат специалистов. В результате компа­нии начинают использовать функциональную организационную структуру управления.

Функциональная организационная структура предполагает деле­ние компании на отдельные элементы, каждый из которых имеет конкретные функциональные обязанности. Персонал фирмы груп­пируют по отделам в соответствии с выполняемыми им функция­ми. Такими основными функциями являются научные разработки, производство, маркетинг, финансы и кадры (рис. 2.4).

В зависимости от специфики отрасли и других факторов (мас­штаба деятельности, конъюнктуры) названия отделов могут варьи­роваться. В крупных компаниях в отделах могут быть выделены сек­тора, подотделы, которые являются вторичными (производными).

Как и любая другая, функциональная оргструктура имеет свои преимущества и недостатки [33. С. 337].

Преимущества функциональных организационных структур управ­ления заключаются в том, что они позволяют:

■ усилить профессиональную специализацию;

■ улучшить координацию в функциональных областях;

 

 

Высший руководящий орган компании
     
НИОКР Производство Маркетинг Финансы Кадры

Рис. 2.4. Функциональная организационная структура управления компанией

■ уменьшить дублирование усилий и тем самым снизить потреб­ление материальных ресурсов по функциональным направлениям.

К недостаткам функциональных организационных структур управ­ления следует отнести:

■ отстаивание функциональными подразделениями собствен­ных интересов в ущерб интересам компании;

■ возможность возникновения конфликтов между функцио­нальными службами;

■ удлинение цепочки соподчиненности, усиление дистанциро­вания высшего руководства от низовых исполнителей.

Функциональная организационная структура управления боль­ше подходит для средних по размеру компаний, выпускающих од­нотипную продукцию или оказывающих неширокий спектр услуг, а также имеющих свои подразделения в одном регионе. Данная структура управления преобладала в международных компаниях до конца 50-х годов XX века.

Международная экспансия, предпринятая многими компания­ми в 50-е годы, усложнила характер взаимоотношений головного центра с его структурными подразделениями, расположенными в различных регионах и производящими диверсифицированную продукцию. Это вызвало необходимость изменения оргструктур.

В 50—70-е годы XX столетия наметились две основные тенден­ции: одни компании постепенно преобразовали свои структуры в дивизиональные, другие — стали использовать проектный прин­цип построения своих организационных структур. Впоследствии многие проектные структуры были модифицированы в дивизио­нальные.

Проектная организационная структура управления компаний (рис. 2.5). Проектные организации появились вследствие повыше­ния сложности выпускаемой продукции, разработки наукоемких технологий, необходимости приспособления к быстро меняющимся условиям бизнес-среды.

 

 

НИОРК Произ- водство Маркетинг Финансы Кадры

Функциональные службы
Руководитель проекта 1
Руководитель проекта 2
Руководитель проекта 3
Проектные группы  
Высший руководящий орган компании

 

 

Рис. 2.5. Проектная организационная структура управления компанией

 

Для осуществления проекта в компаниях создается проектная группа, в которую входят специалисты из различных функциональ­ных отделов. Руководитель проекта, наделенный соответствующими полномочиями, реализует совместно со своей группой поставлен­ные перед ним задачи. Как правило, в компаниях одновременно реализуется несколько проектов, поэтому таких проектных групп существует несколько.

Руководитель распоряжается выделенными для реализации про­екта ресурсами и отвечает за результаты деятельности его команды. Функциональные руководители, предоставляя своих сотрудников для работы в проектные группы, также контролируют ход реализа­ции проекта. Безусловно, при таком двойном контроле неизбежно возникновение конфликтов.

Благодаря возможности быстрого создания (расформирования) таких групп, способности быстро перестраиваться под насущные по­требности компании, они получили название адаптивных структур.

Возможность сконцентрироваться на решении одной конкретной задачи, а также высокая квалификация входящих в группу сотрудни­ков позволяют работать такой команде эффективно и являются не­оспоримыми преимуществами такой организационной структуры.

Основным недостатком проектных структур является двойное подчинение работника: с одной стороны, руководителю проекта, а с другой — непосредственному начальнику того функционально­го отдела, специалистом которого он является.

В силу наложения вертикальных и горизонтальных полномочий проектные структуры являются сложными, что подрывает принцип единоначалия и создает риски конфликтных ситуаций.

Проектные организационные структуры управления относятся к структурам матричного типа. Ввиду описанных выше недостат­ков, а также особенностей отдельных отраслей многие компании не могут их применять.

Дивизиональные организационные структуры управления компа­нией. Увеличение масштабов деятельности компаний, расширение ассортимента выпускаемой продукции, новые технологии, дивер­сификация, стремление освоить новые рынки, изменения внешней среды постепенно утвердили главенство дивизиональных принци­пов построения организаций.

Изначально дивизиональные организационные структуры управ­ления можно было достаточно четко классифицировать на дивизио­нальные продуктовые и дивизиональные региональные структуры. Позже появились смешанные дивизиональные структуры.

В дивизиональных структурах подразделения (от англ. divisions) являются автономными организационными единицами. Они зани­маются производством или сбытом определенной продукции. В каж­дом таком подразделении создаются свои функциональные службы. Поскольку в крупных компаниях существует большое число таких подразделений, управлять каждым из них из единого головного цент­ра невозможно. Поэтому такие подразделения объединяют в группы по принципу общности выпускаемой продукции или региона дея­тельности.

Во главе проектов, связанных с развитием различных продук­товых линий и освоением новых регионов деятельности, стоят груп­повые руководители. Такие должности появились в компаниях в начале 60-х годов прошлого столетия. Групповые управляющие несут ответственность за руководство и координацию деятельности определенной группы подразделений.

Достаточно часто групповые управляющие являются вице-пре­зидентами компании. В отдельных случаях, в силу значимости опре­деленной продукции или региональных рынков для стратегического развития компании, возможно двойное подчинение подразделений президенту и вице-президенту.

Высший руководящий орган компании
Поскольку изначально в большинстве компаний бизнес разви­вается по пути диверсификации и расширения продуктовой линии, многие из них (General Motors, General Electric, Procter & Gamble, AT& T) стали модифицировать свои организационные структуры. В резуль­тате появились дивизиональные продуктовые структуры управления (рис. 2.6).

 

                                         
   
Продуктовая группа А
 
Продуктовая группа В
 
Продуктовая группа С
 
 
   
 
   
 
 
     
       
 
       
 

 


При такой структуре полномочия по руководству производством и сбытом определенного продукта или услуги передаются одному руководителю, который и несет за них ответственность. Функцио­нальные службы в таких структурах играют вторичную роль, их руко­водители подчиняются управляющему по продукту.

Международные компании, имеющие дивизиональную продук­товую структуру управления, обычно ориентируются на небольшой штат аппарата управления (не более 100 человек). За руководством компаний сохраняются лишь общие функции. Однако бывают и исключения. В некоторых случаях подразделения компании наделя­ют высокой степенью самостоятельности: все важнейшие функции, включая разработку изделий, управление финансами и кадрами, выполняются в каждом из этих подразделений. Такая большая само­стоятельность, как правило, влечет повышенную ответственность отделений за результаты своей деятельности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал