Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кадровые стратегии международных компаний
Питер Друкер, один из крупнейших ученых в области управления, утверждает, что по-настоящему многонациональная компания «требует от своих менеджеров, чтобы в мире, где по-прежнему бушуют национальные страсти, они мыслили и поступали как международные бизнесмены» [77. С. 14]. Именно этот принцип — принцип глобального мышления — лежит в основе кадровых стратегий международных компаний. При разработке основных принципов управления человеческими ресурсами в глобальном масштабе компании должны уяснить для себя следующие вопросы: 1)что общего между управлением персоналом внутри одной страны (страны базирования) и в международном масштабе; 2) какие формы кадровой работы универсальны, а какие в зависимости от страны требуют индивидуальных подходов; 3) как наилучшим образом осуществлять управление в международном масштабе; 4) по каким критериям следует отбирать кандидатов на управление зарубежными подразделениями; 5) как помочь менеджерам, выезжающим на работу в принимающие страны, быстро и безболезненно адаптироваться к условиям внешней среды? Исходя из этого можно выделить такие основные кадровые стратегии международных компаний, как: ■ стратегия глобального управления человеческими ресурсами; ■ стратегия подготовки менеджеров для межнационального управления; ■ стратегия приспособления системы кадрового менеджмента к национальным особенностям принимающих стран; ■ стратегия мотивационных и оценочных факторов. Разработку своей кадровой стратегии международная компания начинает с изучения потребности в кадрах для каждого зарубежного подразделения по различным категориям, затем определяет свои приоритеты в отношении кандидатур в соответствии с принципами кадровой политики (предпочтение местным или зарубежным специалистам). В процессе работы возникает потребность в повышении квалификации персонала, его обучении, продвижении по службе. Важной составляющей кадровой стратегии международных компаний являются трудовые отношения, прежде всего отношения с профсоюзами принимающих стан. Например, в развивающихся странах довольно высока степень неопределенности в этой области, сильны националистические тенденции. В таких странах международные компании стремятся максимально использовать различные факторы внешней среды. Во-первых, компании внедряют специальные системы оплаты труда (политика более высокой заработной платы по сравнению с национальными компаниями). Во-вторых, разрабатывают специальные программы повышения квалификации сотрудников зарубежных подразделений, предусматривающие командировки с целью изучения опыта, совместные с представителями других подразделений семинары и т.п. В-третьих, привлекают сотрудников к управлению компанией через владение акциями. Например, компания Procter & Gamble активно использует этот принцип. Она одной из первых предложила работникам российского подразделения опционы на покупку акций компании. Подобные действия позволяют повысить степень мотивации сотрудников, уровень прибыльности и, конечно, благотворно влияют на имидж компании. Как правило, кадровая стратегия включает в себя следующие разделы: 1. Приоритет процветания компании. 2. Общая политика компании по всем категориям работников (этноцентрическая, полицентрическая, региональная или геоцентрическая). 3. Постановка общих целей в отношении человеческих ресурсов. 4. Меры по снижению напряженности между администрацией подразделений и подчиненными. 5. Развитие аттестационных программ и программ по обучению персонала. 6. Формирование и развитие мотивационных принципов в управлении персоналом. Исследования международных компаний выявили пять основных разновидностей кадровых стратегий. К ним относятся: 1) глобальная стратегия, предполагающая соединение различных стилей управления персоналом, нахождение оптимального решения кадровых проблем (характерна для истинно глобальных компаний с высоким уровнем организации управления); 2) стратегия, в которой доминирует головная компания. Заключается в стремлении перенести все элементы стиля управления персоналом на зарубежные подразделения (в основном используется компаниями, начинающими свою международную экспансию); 3) приспособление к условиям каждого национального рынка (как правило, применяют компании на начальных этапах международной деятельности); 4) стратегия нейтрального стиля руководства, принимаемого в различных культурах (приемлема при региональном управлении, т.е. в странах с небольшими культурными различиями, например, в европейском, южноамериканском регионах); 5) комбинированная стратегия. Сочетает в себе глобальный и региональный подходы (используют большинство современных компаний). Необходимо отметить, что в любом случае общая стратегия в области управления персоналом должна сочетаться с общей корпоративной стратегией международной компании.
|