![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Элементы служения учителя-последователя
Те, кто преподают Библию в христианских школах или колледжах, хорошо понимают, каким образом процесс ученичества затрагивает их служение. Ведь они все-таки преподносят библейское учение. Даже если их предметы не включают непосредственное изучение Библии, они так или иначе с Библией соотносятся, поэтому их связь с ученичеством ясна. Однако для тех учителей, которые преподают обычные мирские дисциплины, взаимосвязь эта не всегда очевидна. Как учитель может «создавать учеников», если он преподает английский язык, тригонометрию или физкультуру? Как можно сделать явными уроки духовной жизни? Описанные ниже пять принципов ученичества будут необычайно полезны практически в любом виде обучения, независимо от ориентации. Они оказываются полезными повсюду, в основном благодаря тому, что фокусируются не на содержании, а на обстановке, то есть атмосфере, в которой учителя наставляют студентов так, что происходит их духовный рост. ЭЛЕМЕНТ ПОСВЯЩЕНИЯ (учитель как пастырь) Слово «посвящение» означает принесение чего-либо для Бога, когда мы отделяем определенную вещь для использования Господом. В древнем Израиле Моисей и Соломон сделали это со скиниею и храмом, а также всей утварью, отделив для Божиего использования (Лев. 8: 1-11; 1 Цар. 8). Израильские священники сами жили жизнью, посвященной служению Богу, принося жертвы за весь народ Божий (Лев. 8: 12-36). Новый Завет совмещает идею о священниках и жертвах в единой сущности жизни верующего человека. Каждый верующий является священником Бога, призванным приносить «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2: 5). В Послании к римлянам, глава 12, стихи 1-2, апостол наиболее точно отражает суть жертвоприношений, которые должны приносить христиане: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего». Священник приносит Богу как жертву саму свою жизнь. Это уже не безжизненная жертва ветхозаветной эпохи, но жертва живая, постоянно угодная Богу. Жертвы во времена Ветхого Завета приносились и употреблялись священниками (сжигались либо съедались семьей священника, как это позволяла Тора). Но верующие-священники в Новом Завете непрестанно приносят приношения (себя и жертв) в служении Богу. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 228 Повеление приносить живые жертвы возложено на каждого хритианина-ученика, но более всего оно относится к жизни их учителей. Прежде всего он сам должен увещевать и вдохновлять студентов отдавать свои жизни в живую жертву. Такое поручение, данное Богом учителю, требует от них чистой, деятельной, духовной жизни, включающей в себя регулярное изучение Священного Писания. Сам Иисус ясно сказал: «Если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин. 8: 31). Только при условии, что сам учитель будет укрепляться Словом Божиим, он может рассчитывать на успех в убеждении студентов о необходимости посвящения жизни Христу и обогащении их духовного опыта. Учитель, создающий учеников, должен подходить к процессу обучения в контексте посвящения жизни. Преподавание ведет к усвоению академических знаний, но эти знания должны быть использованы, насколько возможно, во славу Божию. В Первом послании к коринфянам, глава 10, стих 31, Павел увещевает верующих: «Итак, едите ли, пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте во славу Божию». Хотя ближайший контекст этого отрывка имеет в виду беспокойство, чтобы не искусить ближнего, данный принцип относится ко всем проявлениям жизни. Ученик Христа должен быть посвящен, отделен для Бога, свят во всех своих деяниях, ест ли он, пьет ли, пишет или изменяет что-то, строит ли мост или держит речь. Ученик все совершает во славу Божию. Христианский учитель различными способами может дать понять ученику о необходимости посвящения. Он привносит определенную библейско-теоло-гическую ориентацию в класс посредством своей жизни и свидетельства. Он может, к примеру, начать свой урок с чтения Библии или молитвы для того чтобы посвятить какое-то время Господу, для Его благословений. Для того, чтобы привлечь внимание студентов к духовным истинам, учитель может предложить ученикам во время урока спеть какой-нибудь христианский гимн. Возможно, эти песни отражают какую-то библейскую истину. Необходимо показывать, как материал, который был только что изучен в классе, может быть применен в служении Богу. Что бы учитель ни делал, он постоянно должен помнить о важности сообщения ученикам и, возможно даже, обсуждения с ними идеи о посвящении Христу, сюда входит совершенствование личной духовной жизни студентов и, если они еще неверующие, необходимость принятия Христа как Спасителя. Кроме того, учитель должен показать, как они могут применить то, что было пройдено на уроке, в служении для Христа в жизни, эта задача очень важная независимо от того, преподается ли математика, экономика, административное устройство США или Библия. Главным приоритетом для учителя должно быть его собственное посвящение Богу. Вторым по важности стоит донесение до учеников идеи верности Богу. Будучи настоящим пастырем, учитель должен постоянно преподносить ученикам библейскую истину и призывать их к посвящению, отделению для Бога своих жизней. ЭЛЕМЕНТ ДРУЖБЫ (учитель как друг) К сожалению, студента и учителя часто разделяет нездоровая дистанция. Ученик может благоговеть перед знанием, навыками и опытом преподавателя, но чувствовать себя неспокойно во взаимоотношениях с ним. Самое страшное 229 15. УЧИТЕЛЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ происходит, когда учитель настроен равнодушно, слишком официален и без-личностен или же когда он внушает чувство некоторого собственного превосходства. Если учитель хочет воспитывать эффективно, он должен стремиться уменьшить разрыв между собой и учениками. Для того чтобы сблизиться со студентами, учитель должен породить такое необходимое для процесса воспитания учеников чувство, как привязанность. Он не только воспитывает своих учеников, но также становится любящим другом, который заботится о них и принимает их. В основном служение воспитания учеников зависит от посвящения именно на этот элемент процесса. Учитель — создатель учеников — может подготовить превосходный материал, придумать последовательную модель изложения, правильно объединить его — выполнить все, что должен сделать учитель, но если он не имеет любви к своим ученикам, этот труд не принесет никакого плода. Евангелие от Иоанна поражает нас описанием той любви, какую Иисус имел к Своим ученикам: «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин. 13: 1). Как засвидетельствовано выше, Господь на деле явил Свою любовь ученикам, омыв им ноги (стихи 2-11). Затем Он сказал, чтобы они так же любили друг друга: «Заповедь Новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (стихи 34-35). В Послании к римлянам, глава 12, стих 10, написано: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью», а в Первом послании к коринфянам, глава 13, описывается истинная любовь. Привязанность — основная часть в процессе воспитания учеников, и ее инициатива должна исходить от учителя. Когда мы воспитываем наших учеников, нам необходимо осознавать основные элементы привязанности: (1) аспект заботы об учениках и (2) аспект принятия студентов. Оба эти понятия позволяют нам выразить любовь Христа и сблизить отношения между нами и учениками в классе. Учитель показывает свою заботу о студенте путем переживания, уважения и достойной оценки. Его переживание, например, может заключаться в том, что он внимательно выслушает ученика, когда у того возникают трудности. Молитва во время беседы о проблемах ученика, а также телефонный звонок или открытка — еще один пример выражения любящей заботы. Таким образом, учитель становится источником помощи, он делится с тем, через что, может быть, сам лично прошел в жизни. Забота об ученике также выражается в форме увещевания, наставления («Почему бы не сделать это?»), поощрения («Ты можешь сделать это!») или конфронтации («Почему ты этого не сделал?») в зависимости от того, что в данный момент наиболее необходимо. Кроме проявления заботы о студенте, наш долг состоит в уважительном к нему отношении. Это относится к таким вопросам, как установление разумных, достижимых целей курса и требований к нему, забота о разумных пределах объема домашних заданий, равно как и прочих внеклассных заданий. Наше уважение также может проявиться в достойном, почтительном отношении к ученику во время занятий. Унижение неприемлемо библейскому образованию, и совершенно ясно, что ему нет места в служении воспитанию учеников. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 230 Помимо всего названного, мы как учителя-воспитатели можем показать нашу заботу, достойно оценивая своих учеников, например, в устной похвале и благодарности за выполненную работу. Выражение искренней признательности располагает людей, и если учитель постоянно показывает пример, то ученики в классе начнут делать то же по отношению друг к другу. В отношении достойной оценки стоит отметить, что использование оскорбительных шуток сведет эффективность служения воспитания учеников на нет. Это разрушает взаимоотношения и должно быть полностью исключено. Возможно, есть люди, которые считают, что произнося обидные шутки, они приобретают себе друзей, но это не так — они приобретут только врагов, потому что создается напряженность во взаимоотношениях. Чего бы это вам ни стоило, старайтесь избежать подобного. Вторым элементом достойной оценки является принятие индивидуальности студента. Сюда входит принятие его личности и чувств. Господь сотворил каждого человека уникальным уже в утробе матери (Пс. 139: 13-16). Он наделил его только ему присущими склонностями, сильными качествами, слабостями. Он дал каждому индивидуальность, которая делает человека особенным, а также различными дарами и талантами для служения, которые позволяют ему быть человеком, соответствующим воле и желанию Бога. Учитель несет ответственность за то, чтобы знать своих учеников — чувствовать уникальность каждого, его слабые и сильные стороны. Учитель-воспитатель не должен чувствовать себя виноватым за требование, чтобы ученики походили друг на друга. Будучи воспитателем, ему необходимо принимать учеников со слабостями и ограничениями, которые Бог определил им, а также поощрять их в стремлении, насколько для них это возможно, быть лучше ради Христа. Забота и принятие открывают нам смысл элемента дружелюбности, который, в свою очередь, является незаменимой частью в служении воспитания учеников. ЭЛЕМЕНТ ДЕМОНСТРАЦИИ (учитель как пример) Древнее изречение «Дела говорят громче слов» подходит к учительству, как ни к какой другой сфере. Хотя слова, без сомнения, важны в донесении наших убеждений, то, как мы поступаем, значит гораздо больше. Являя в себе черты зрелого христианина, учитель во много раз увеличивает эффективность процесса воспитания учеников. Подобно другим элементам ученичества, демонстрация занимает важное место в служении Иисуса двенадцати ученикам, и Новый Завет постоянно указывает на этот пример тем, кто желает расти в своем положении как христианин. После того как Иисус омыл ноги ученикам, он сказал: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14-15). В Послании к филиппийцам, глава 2, стихи 5-7, Павел наказывает верующим: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». Иисус никогда не ограничивался простыми словами о том, что нужно жить христианской жизнью — Он показывал, как это делается, становился примером, демонстрировал это. Писание повелевает мужь- 231 15. УЧИТЕЛЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ям-христианам любить своих жен, как «Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5: 25), и увещевает всех верующих: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию» (Рим. 15: 7). Другими словами, лучше всего можно научить другого поступать по-христиански, не просто говоря об этом, но показывая пример собственной жизнью. Если ученик видит достойный пример христианской жизни в учителе, он и сам станет, подражая ему, жить в истине. Часто метод воспитания Иисусом учеников включал в себя индуктивный подход. Его ученики сначала наблюдали за Ним, за Его отношением, делами, привычками и Его приоритетом. Потом Учитель объяснял им Свое поведение и вдохновлял следовать за Ним. Он показывал, объяснял, вдохновлял — они смотрели, понимали и делали. Жизнь Иисуса доказала важность именно такого подхода в воспитании учеников I века, и мы как современные учителя должны делать то же с сегодняшними учениками. Образцы христианского поведения, которое показывал Иисус Своим ученикам и которое должен являть сегодня современный учитель, включает в себя молитву, знание наизусть Писания, социальную ответственность, любовь к братьям и беспокойство за неверующих.1' Скорее всего, именно потому, что Иисус был примером в ведении полноценной молитвенной жизни, ученики попросили Его: «Господи! научи нас молиться» (Лк. 11: 1), после чего последовало объяснение, как это нужно делать. Подобно этому, учитель стимулирует учеников к посвящению себя молитве, регулярно молясь с ними и за них и ведя полноценную молитвенную жизнь, в которой они сами могут видеть Божий ответы. Иисус придавал особое значение цитированию Писания (см. Мф. 5: 27-28, 12: 18-21, 13: 14-15). Возможно, такое частое использование Писания Петром (Деян. 2: 17-21, 25-28; 1 Пет. 1: 24-25, 2: 6-10, 3: 10-12) было вызвано примером Иисуса в процессе ученичества. Учитель-воспитатель учеников должен показать пример использования Писания в собственной жизни и делиться строками из Библии по памяти, в частности теми, что представляют собой особую важность. Подобно тому как Иисус являл пример гражданской ответственности в уплате налогов (Мф. 22: 15-22) и подчинении властям (Ин. 18: 10-13), современный учитель имеет прекрасный шанс повлиять на своих подопечных, став настоящим образцом в исполнении гражданских обязанностей. Такие категории, как уплата налогов, участие в выборах, готовность участвовать в заседаниях суда, — за всем этим ученики внимательно наблюдают, чтобы узнать, действительно ли их учитель делает то, что проповедует. Хорошим примепом демонстрации может стать молитва за правительство (1 Тим. 2: 1-2) и послушание закону (Рим. 13: 1-7; 1 Пет. 2: 13-17), что включает в себя непревышение положенной скорости при вождении машины и остановки у всех стоп-знаков. Готовность подчиняться властям и ответственность в подходе к гражданским обязанностям — те качества, которые должен демонстрировать христианский учитель в целях роста и укрепления своих учеников. Чтобы научить своих учеников таким вещам, как послушание Божией воле (Ин. 17: 27). вере в то, что Бог даст нам все необходимое на каждый день (6: 1-4), милость (8: 2-11), прощение (Лк. 23: 34) и реальности воскресения (Ин. 20: 26-31), Иисус использовал и метод наглядного примера. ЖТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 232 Иисус постоянно показывал ученикам Свою любовь к верующим собратьям и беспокойство за неверующих. Его молитва за учеников, Его учение и забота, Его защита и обеспечение всем необходимым отражены на страницах Нового Завета. Самым верным доказательством служит любовь учеников друг к другу — они делали так, потому что Сам Иисус явил образец великой любви (1 Ин. 4: 7-21). Помимо любви к братьям, Иисус показывал сострадание к неверующим людям. Каждый неверующий человек, независимо от того, кем он был — высокоуважаемым израильским учителем (Ин. 3) или безвестной женщиной, ведущей аморальный образ жизни (Ин. 4), был достоин того, чтобы Иисус посвятил ему Свое время и оказал почтение. За этих двоих людей Иисус глубоко переживал, и эта забота стала поразительным откровением для двенадцати учеников (Ин. 4: 27). В сердце Иисуса постоянно находилось место для любви к потерянным, пропавшим, то же должно происходить и в сердце каждого христианского учителя. Рассуждение со студентами о личной вере, совместная молитва с их неверующими друзьями и близкими, радость, когда они приближаются к Господу, а также молитва в классе за не верующих в Евангелие людей в нашей стране и по всему лицу земли — все это может стать хорошим примером мотивированной любви к потерянным людям, любви, которая привлекает учеников. Человек, являющийся учителем, должен постоянно осознавать не только свои слова, но и поступки. Как заметил Горн: «Педагогический трюизм заключается в том, что наибольший эффект обучения достигается тем, кто мы такие, нежели тем, что мы говорим».* Эта идея передает сущность элемента демонстрации в служении воспитания учеников. ЭЛЕМЕНТ СЛУЖЕНИЯ (учитель как слуга) Христианский учитель воспитывает своих учеников тем, что служит им, побуждая таким образом и их становиться слугами. Жизнь Христа, от первых до последних дней, свидетельствовала о том, что христианская жизнь заключается в том, чтобы отдавать, а не получать. Ни одно место из Писания не иллюстрирует это так ярко, как Евангелие от Марка, глава 10, стихи 32-45. В нем описан очень важный, по мнению Христа, эпизод. Иисус со Своими учениками держали путь в Иерусалим, где Его должны были предать в руки римских властей на смерть. Иисус пытается объяснить ученикам, что с Ним произойдет (стихи 32-34), но они не понимали Его. Ученики неправильно истолковывали временные рамки Его служения и полагали, что вскоре Иисус введет их в эпоху тысячелетнего царства, где в безукоризненно совершенной обстановке Сам Христос будет править. Он был сосредоточен на кресте и шипах, они — на троне и короне. Полнейший эгоизм! Но интересно то, что Господь не укоряет учеников за их вопрос. Он просто сообщает им, что истинное величие достигается не высоким положением в обществе, но принятием низкого статуса слуги. Он говорит Своим ученикам:
|