Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение лидера
Чарльз Кеттеринг сказал: «Найти проблеме хорошее определение, значит наполовину разрешить ее». Для того чтобы прояснить тему, нужно дать ей определение. Перед вами мое рабочее определение лидера: человек, который знает, куда он идет, и который способен убедить остальных пойти за ним. Это означает, что он имеет четкие ориентиры, является движущей силой. Он заинтересован не только в идее, но и в людях, он ориентирован и на задачу, и на людей. В жизни Христа и апостола Павла мы можем ясно видеть эти составляющие. «Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему послужили, но чтобы послужить Самому [цель, задача] и отдать Свою жизнь как выкуп за многих [мотивация]». В Первом послании к фессалоникийцам, глава 2, стих 8, Павел объясняет: «Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только бла-говестие Божие, но и души наши [цель, задача], потому что вы стали нам любезны [мотивация]». Учитель — это прежде всего человек с ясными целями, способный к преобразованиям. Если он сам не знает, куда идет, то как может повести других? А если люди не следуют за ним, то он не является лидером. ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЛИЯТЕЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Лидерство — это больше, нежели просто должность, это сила, власть; не роль, но ответственность; не титул, но способность действовать. Во все времена, давая оценку влиятельным личностям, оказавшим воздействие на собственную жизнь, неизменно указывали на учителя. Тот, кто придавал направление их жизни, часто передавал вместе с этим и свою профессию. И это не имеет ничего общего с самим предметом, но непосредственно касается чего-то более важного. Вот почему мы обычно говорим, что обучение состоит из нескольких моментов, во время которых учитель действительно достигает ученика. Хороший учитель часто слышит: «Вы изменили направление моей жизни». Интересно, что обычно результат сразу не виден, но проявляется через какое-то время. Вот почему терпение — особая одежда в гардеробе учителя. Подобно фермеру, он насаждает семя для того, чтобы потом собрать урожай. Как и во дни Иисуса, «общество неблагодарных девяти» все еще живет сегодня (Лк. 17: 11-19) Учитель всегда оказывает какое-то влияние на ученика — либо положительное, либо отрицательное. Многие из нас согласятся с высказыванием Хо-устона Петерсона: Мы должны отойти от кладбища книг и авторов, убитых неумелой педагогикой. У кого из нас не было предметов, таких как история математики, которые просто погибли для нас? Кто из нас не был отвращен от чтения книг Шекспира, Уордсворта и Эмерсона грубым преподаванием и запутанным разбором? Такое слово, как «пре- 215 14. УЧИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРЫ ступление», не так уж и резко будет звучать здесь, ведь то и дело слышишь, как один студент был «обделен» профессором, у другого «убили» всякое желание изучать предмет^ Учителя должны быть служителями. Лидер-слуга — это пример, который оставил Иисус. Определяя Свою жизнь, Иисус сказал: «Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22: 27). Христианский учитель должен развивать себя до самого высокого, насколько возможно, уровня — развивать как человека и профессионала, для того чтобы затем отдать себя ученикам. К сожалению, сегодня руководство-служители — это лишь громкозвуча-щее слово. Оно претерпело больший урон от рук своих друзей, нежели врагов, и утратило истинный библейский смысл. В то время как мы говорим, что учитель — это слуга, следует добавить, что он служит, ведя других. Лидер-слуга не пассивен, но деятелен, он не ждет, пока что-то произойдет, но своим действием побуждает, чтобы что-то происходило. Мы все принимаем эту концепцию, но не все до конца понимаем, что в нее входит. Она включает в себя больше, нежели действия, это отношение, которое распространяется на все, что мы делаем. Учитель существует для учеников — не для администрации, не для своих коллег и не для учредителей, хотя, без сомнения, у него есть определенные обязательства перед этими группами людей. Он преподает больше, нежели просто предмет, он обучает личностей. Если студент не научился, учитель не научил. Высшим назначением учителя является изливание своей жизни, как из чаши, на студентов. Он живет для того, чтобы служить им. Финансовая компенсация не является главным объектом учительской заботы. Подобно Спасителю, он может сказать: «У Меня есть пища, которой вы не знаете» (Ин. 4: 32). Его плата — в исполнении своего дела, в удовлетворении, которое он получает от того, что он что-то вложил в жизнь другого человеческого существа, и это будет сказываться в течение всей вечности. Учитель должен быть человеком характера. Фред Смит обобщает эту мысль: Лидерство, как мы видели, это и то, кто мы такие, и то, что мы делаем. Но эффективное лидерство начинается с характера. Когда лидеры падают, чаще всего это показывает на слабость характера, а не профессионализма. Цель каждого христианина — достижение зрелости, преображение в образ Христов. Подобное развитие личности особенно важно для лидера. И это прежде всего процесс, а не удобное место, где можно посидеть и отдохнуть. Лидеры — это те, кто не прекращают расти и продолжают работать над собой.tt Богу нужен характер, а не наше удостоверение. Больше всего для Него важно не что мы делаем, но кем становимся, ведь это всегда является результатом того, что Он совершает в нас. В Первом послании к Тимофею, глава 3, и Послании к Титу, глава 2, когда Дух Святой дает характеристики лидера, Он говорит, что большая часть этих качеств отражает становление характера Houston Peterson, Great Teachers. New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1946, p. xvi. tf Fred Smith, Learning to Lead Waco, Texas: Word Books, 1986, p. 47. ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 216 Божиего человека. Главное сосредоточено на сущности, а не на действии, на том, каков человек. Почему это звучит так требовательно? Потому что от лидера слишком многое зависит. Он должен завоевать уважение. Как и все в Божием творении, дело учителей на учителях не заканчивается, результаты распространяются в далекое будущее. Образ мысли, который они формируют, сохранится еще долгое время. Поэтому Павел напоминает нам: «Будьте внимательны с тем, как вы строите». Сегодня самый большой кризис в лидерстве сводится к кризису характера. Джон Дин, основной свидетель Уотергейтского скандала, описывает хорошо известный процесс этической неустойчивости. Чтобы дойти до позиции уверенности и влияния, мне пришлось вначале спуститься вниз и пройти через игры реальной власти, развращения и просто открытой преступности. Постепенно, медленно я добирался до нравственной пропасти внутренних кругов президента, пока в конце концов не достиг, думая, что поднялся на вершину, в то время как на самом деле задето дно.''' Нашему поколению нужны честные, нравственно не развращенные люди. Новый Завет никогда не предлагает христианским лидерам модель совершенства, но совершенствования (1 Тим. 4: 15). Марк Хатфилд в прекрасной статье «Сохранение честности под давлением» привлекает внимание к словам Питера Друкерра: «качества характера не делают из человека лидера, но нехватка таковых сводит все на нет».п Качество лидеров — ключевой момент в будущем лидерстве. Их ученики будут либо кидать кирпичи, либо строить соборы.
|