Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






УЧИТЕЛЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ






Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельмо­жи их властвуют над ними; но между вами да не будет так: а кто хочет быть боль­шим между вами, да будет вам слугою (стихи 42-43).

В Божиих глазах наибольшее величие приносит труд слуги, он характери­зует настоящего ученика. Сам Иисус в совершенстве показал пример слуги-лидера и реальность этой истины. Он продолжает объяснения: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (стих 45).

Если Господь Иисус придавал положению слуги такое большое значение, могут ли современные учителя-воспитатели учеников думать о меньшем? Не многому научатся студенты от учителя, которому нравится демонстрировать свою власть. Лучше всего ученики воспримут познания от человека, который отдал свою жизнь на служение им — от учителя, который уменьшил дистан­цию между ними. Подобные люди рассматривают себя как ученики среди уче­ников.

Подхватывая эту тему, апостол Павел защищает свое служение, убеждая, что самое главное удостоверение служителя состоит не в академических кри­териях, но качествах слуги (2 Кор. 3). Смысл этого выражения не в том, что оценки в образовании совсем не важны, но что одни оценки без сердца слуги не дают гарантии эффективного служения.

Учитель-воспитатель учеников служит своим студентам. Большинство христианских учителей ничего не имеют против этой идеи, по крайней мере, в теории. Но служить, когда это удобно или когда за этим следует особая благодарность и признательность, означает, что мы служим, беря во внимание только себя. Мы, в принципе, не против служения, но не хотим, чтобы кто-нибудь обращался к нам как к слуге. Но не учил ли нас Иисус отложить в сторону собственные желания во имя того, чтобы помочь решить проблемы другого человека?

Когда учитель-воспитатель учеников служит студентам, беря во внимание прежде всего их нужды, принося в жертву себя, вот тогда и происходит на­стоящее ученичество. Это может быть до и после урока, во время ответов на вопросы по тексту или дополнительных объяснений домашнего задания. Слу­жить — значит встретиться с учеником в вашем кабинете, поговорить о его проблеме и помолиться за него, даже если в вашем расписании это время помечено как «время для исследований».

Быть слугой студента, это значит пригласить его в гости, если ему что-нибудь нужно, или позаботиться в случае необходимости о его детях. Когда учитель несет труд слуги, его ученик учится тому, как важно иметь истин­ное сердце слуги. Он подходит к пониманию ценности и продуктивности труда слуги, а также его влияния на жизнь окружающих. Может быть, впоследствии он попробует отдать себя другому точно так, как это сделал для него учитель.

ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ

(учитель-ученик, объединяющий истину)

Иногда студентам тяжело увидеть за деревьями лес. Они так увлечены ме­лочами в выполнении работ, что не могут осознать всей картины, они так со­средоточены на анализе, что пренебрегают синтезом; они так обеспокоены частностями, что не могут осознать единую сущность истины Божией. Учи-


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 234

тель-воспитатель учеников помогает каждому студенту сформулировать хрис­тианский взгляд на мир, что является библейским восприятием жизни. Пос­тупая так, он делает студента способным соотнести его академические знания с библейским основанием. На учителя ложится задача интеграции, по крайней мере, здесь она начинается.

Студенту свойственно все видеть частями, его опыт в образовании, кажет­ся, разбросан и фрагментарен, похож на коллаж из разных кусочков, в кото­ром всякое сочетание или сходство является совпадением. В данном случае роль учителя сводится к тому, чтобы помочь ученику собрать фрагменты кол­лажа его образования и соединить их в единое целое, где в центре стоит Иисус Христос. Как в целом, так и в частном, наш мир сосредоточивается вокруг Него, поэтому все, что мы изучаем, должно обрести свою конечную цель в служении Ему. Библия учит нас, что Бог открыл Себя человеку в двух раз­личных сферах: (1) через откровение Писания и (2) через откровение творе­ния (естественное откровение). В псалме 18: 2 Давид пишет об естественном Божием откровении: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». В 8-м стихе Давид рассуждает об особом откровении Бога: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умуд­ряет простых».

Божия воля открылась в творении и Писании, обе эти сферы представляют для верующего единую сокровищницу истины. Важной учительской задачей в деле ученичества является демонстрация студентам, как мирские категории можно соотнести с Божией истиной. Иными словами, учитель должен принять на себя ответственность донесения идеи о том, что все, существующее в мире, не нужно однозначно истолковывать как «мирское», но как часть христиан­ского мировоззрения, основанного на библейских истинах. Гэбэлейн напоми­нает нам о существовании заблуждений в разделении между мирским и свя­щенным и необходимости смотреть на все в свете библейского назначения. Он замечает: «Мы часто делаем ошибку и неправильно подходим к тому, что существуют некоторые грани истины, которые не так явно отражены в Писа­нии, но при этом все же являются частью Божиего откровения. Таким обра­зом, мы делаем неверное разделение между священным и мирским, забывая о том, что... там, где находится истина, если это действительно истина, нахо­дится Бог».1'

Учитель может пояснить ученикам, что точность математики представляет нам работу Бога, о Котором также справедливо будет сказать, что Он есть точный и истинный. Он сотворил упорядоченную вселенную, которая управ­ляется законами физики (Пс. 18). Ньютон открыл закон гравитации, который был заложен Богом. Найденная формула гипотенузы правильного треугольни­ка является не истиной Пифагора, но истиной Божией, выраженной Пифаго­ром в математических терминах для использования человеком в математиче­ской науке. Поэтому математики находят свой конечный источник и цель в Боге. Люди получили законы математики от Бога и используют их в науке для того, чтобы прославить Его.

* Frank E.Gaebelein. The Pattern of God's Truth. Chicago: Moody Press. 1954; reprint ed, 1973, pp. 21-22.


235 15. УЧИТЕЛЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ

Литература также может использоваться для выражения библейских цен­ностей и христианского мышления, ее можно преподать так, чтобы подчерк­нуть божественные принципы жизни. Учитель-создатель учеников может сравнить ценности, выраженные в различных видах литературы, с тем чтобы найти их соответствия или несоответствия библейскому учению.

Всеобъемлющая истина Христа затрагивает еще одного важного посред­ника — музыку. Какие компоненты истины мы находим в музыке? Гэбэлейн по этому поводу сказал: «Не есть ли в ней чистота выражения, искренность чувств, отказ от подделки? Безусловно, она включает и таит в себе элементы простоты и точности».1" Истина о Боге может быть величественно выражена посредством музыки, как священной, так и мирской, посредством ее честности и чистоты. Учитель может найти возможность дать ученикам соприкоснуться с истиной Бога посредством звучания музыкальной композиции.

Другие дисциплины, такие как философия, менеджмент, история, физи­ческое образование, биология, также должны быть направлены учителем, ко­торый желает вложить в учеников христианское мировоззрение. Преподава­ние отражается на поведении. Христианское обучение помогает студенту жить по-христиански в неверующем мире. Как сказал об Иисусе Христе Ло­керби: «Он есть центр космоса»1*, центр творения; все, что сотворено, сосре­доточивается на Нем.

Апостол Павел пишет колоссянам: «Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1: 16). Преимущественно по этой при­чине учитель должен наставлять своих учеников в объединении «священного» и «мирского». Студенту нужно понимать, что все дисциплины сходятся вместе в единое целое, где в центре стоит Христос, и что это единое целое формирует основу для веры и жизни.

Бог призывает всех христиан делать учеников, и христианские учителя не являются исключением. В самом деле, у них есть уникальная возможность влиять на развитие своих учеников не зависимо от предмета, который они преподают. Учитель воспитывает своих учеников, проявляя себя как пастор (в служении-посвящении), как их друг (в служении-дружбе), как пример (в служении своим примером), как их слуга (в служении слуги) и как объеди­нитель истины (в служении-интеграции). Посредством работы Святого Духа эти элементы ученичества усваиваются учеником, становясь частью его лич­ного роста на пути к освящению. Учителя, которые закладывают в своих уче­никах эти важные аспекты христианской жизни, достойны радоваться своим трудом, потому что более почетного призвания нет.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал