![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УЧИТЕЛЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ
Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют над ними; но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою (стихи 42-43). В Божиих глазах наибольшее величие приносит труд слуги, он характеризует настоящего ученика. Сам Иисус в совершенстве показал пример слуги-лидера и реальность этой истины. Он продолжает объяснения: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (стих 45). Если Господь Иисус придавал положению слуги такое большое значение, могут ли современные учителя-воспитатели учеников думать о меньшем? Не многому научатся студенты от учителя, которому нравится демонстрировать свою власть. Лучше всего ученики воспримут познания от человека, который отдал свою жизнь на служение им — от учителя, который уменьшил дистанцию между ними. Подобные люди рассматривают себя как ученики среди учеников. Подхватывая эту тему, апостол Павел защищает свое служение, убеждая, что самое главное удостоверение служителя состоит не в академических критериях, но качествах слуги (2 Кор. 3). Смысл этого выражения не в том, что оценки в образовании совсем не важны, но что одни оценки без сердца слуги не дают гарантии эффективного служения. Учитель-воспитатель учеников служит своим студентам. Большинство христианских учителей ничего не имеют против этой идеи, по крайней мере, в теории. Но служить, когда это удобно или когда за этим следует особая благодарность и признательность, означает, что мы служим, беря во внимание только себя. Мы, в принципе, не против служения, но не хотим, чтобы кто-нибудь обращался к нам как к слуге. Но не учил ли нас Иисус отложить в сторону собственные желания во имя того, чтобы помочь решить проблемы другого человека? Когда учитель-воспитатель учеников служит студентам, беря во внимание прежде всего их нужды, принося в жертву себя, вот тогда и происходит настоящее ученичество. Это может быть до и после урока, во время ответов на вопросы по тексту или дополнительных объяснений домашнего задания. Служить — значит встретиться с учеником в вашем кабинете, поговорить о его проблеме и помолиться за него, даже если в вашем расписании это время помечено как «время для исследований». Быть слугой студента, это значит пригласить его в гости, если ему что-нибудь нужно, или позаботиться в случае необходимости о его детях. Когда учитель несет труд слуги, его ученик учится тому, как важно иметь истинное сердце слуги. Он подходит к пониманию ценности и продуктивности труда слуги, а также его влияния на жизнь окружающих. Может быть, впоследствии он попробует отдать себя другому точно так, как это сделал для него учитель. ЭЛЕМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ (учитель-ученик, объединяющий истину) Иногда студентам тяжело увидеть за деревьями лес. Они так увлечены мелочами в выполнении работ, что не могут осознать всей картины, они так сосредоточены на анализе, что пренебрегают синтезом; они так обеспокоены частностями, что не могут осознать единую сущность истины Божией. Учи- ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 234 тель-воспитатель учеников помогает каждому студенту сформулировать христианский взгляд на мир, что является библейским восприятием жизни. Поступая так, он делает студента способным соотнести его академические знания с библейским основанием. На учителя ложится задача интеграции, по крайней мере, здесь она начинается. Студенту свойственно все видеть частями, его опыт в образовании, кажется, разбросан и фрагментарен, похож на коллаж из разных кусочков, в котором всякое сочетание или сходство является совпадением. В данном случае роль учителя сводится к тому, чтобы помочь ученику собрать фрагменты коллажа его образования и соединить их в единое целое, где в центре стоит Иисус Христос. Как в целом, так и в частном, наш мир сосредоточивается вокруг Него, поэтому все, что мы изучаем, должно обрести свою конечную цель в служении Ему. Библия учит нас, что Бог открыл Себя человеку в двух различных сферах: (1) через откровение Писания и (2) через откровение творения (естественное откровение). В псалме 18: 2 Давид пишет об естественном Божием откровении: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь». В 8-м стихе Давид рассуждает об особом откровении Бога: «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых». Божия воля открылась в творении и Писании, обе эти сферы представляют для верующего единую сокровищницу истины. Важной учительской задачей в деле ученичества является демонстрация студентам, как мирские категории можно соотнести с Божией истиной. Иными словами, учитель должен принять на себя ответственность донесения идеи о том, что все, существующее в мире, не нужно однозначно истолковывать как «мирское», но как часть христианского мировоззрения, основанного на библейских истинах. Гэбэлейн напоминает нам о существовании заблуждений в разделении между мирским и священным и необходимости смотреть на все в свете библейского назначения. Он замечает: «Мы часто делаем ошибку и неправильно подходим к тому, что существуют некоторые грани истины, которые не так явно отражены в Писании, но при этом все же являются частью Божиего откровения. Таким образом, мы делаем неверное разделение между священным и мирским, забывая о том, что... там, где находится истина, если это действительно истина, находится Бог».1' Учитель может пояснить ученикам, что точность математики представляет нам работу Бога, о Котором также справедливо будет сказать, что Он есть точный и истинный. Он сотворил упорядоченную вселенную, которая управляется законами физики (Пс. 18). Ньютон открыл закон гравитации, который был заложен Богом. Найденная формула гипотенузы правильного треугольника является не истиной Пифагора, но истиной Божией, выраженной Пифагором в математических терминах для использования человеком в математической науке. Поэтому математики находят свой конечный источник и цель в Боге. Люди получили законы математики от Бога и используют их в науке для того, чтобы прославить Его. * Frank E.Gaebelein. The Pattern of God's Truth. Chicago: Moody Press. 1954; reprint ed, 1973, pp. 21-22. 235 15. УЧИТЕЛЬ-ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ Литература также может использоваться для выражения библейских ценностей и христианского мышления, ее можно преподать так, чтобы подчеркнуть божественные принципы жизни. Учитель-создатель учеников может сравнить ценности, выраженные в различных видах литературы, с тем чтобы найти их соответствия или несоответствия библейскому учению. Всеобъемлющая истина Христа затрагивает еще одного важного посредника — музыку. Какие компоненты истины мы находим в музыке? Гэбэлейн по этому поводу сказал: «Не есть ли в ней чистота выражения, искренность чувств, отказ от подделки? Безусловно, она включает и таит в себе элементы простоты и точности».1" Истина о Боге может быть величественно выражена посредством музыки, как священной, так и мирской, посредством ее честности и чистоты. Учитель может найти возможность дать ученикам соприкоснуться с истиной Бога посредством звучания музыкальной композиции. Другие дисциплины, такие как философия, менеджмент, история, физическое образование, биология, также должны быть направлены учителем, который желает вложить в учеников христианское мировоззрение. Преподавание отражается на поведении. Христианское обучение помогает студенту жить по-христиански в неверующем мире. Как сказал об Иисусе Христе Локерби: «Он есть центр космоса»1*, центр творения; все, что сотворено, сосредоточивается на Нем. Апостол Павел пишет колоссянам: «Ибо Им создано все, что на небесах и на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1: 16). Преимущественно по этой причине учитель должен наставлять своих учеников в объединении «священного» и «мирского». Студенту нужно понимать, что все дисциплины сходятся вместе в единое целое, где в центре стоит Христос, и что это единое целое формирует основу для веры и жизни. Бог призывает всех христиан делать учеников, и христианские учителя не являются исключением. В самом деле, у них есть уникальная возможность влиять на развитие своих учеников не зависимо от предмета, который они преподают. Учитель воспитывает своих учеников, проявляя себя как пастор (в служении-посвящении), как их друг (в служении-дружбе), как пример (в служении своим примером), как их слуга (в служении слуги) и как объединитель истины (в служении-интеграции). Посредством работы Святого Духа эти элементы ученичества усваиваются учеником, становясь частью его личного роста на пути к освящению. Учителя, которые закладывают в своих учениках эти важные аспекты христианской жизни, достойны радоваться своим трудом, потому что более почетного призвания нет.
|