Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Материализм: синтез теории, утопии и практики. Марксизм






Разрешением идей, сформулированных в немецкой клас- сической философии, после Л. Фейербаха занимались К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895). Их фило- софское учение, в определенном смысле, можно рассмат- ривать как завершающий этап развития немецкой клас- сической философии. Тесная связь философии марксизма с немецкой классической философией особенно наглядна при изучении творческой биографии К. Маркса.

Под влиянием Л. Фейербаха написана важнейшая работа того времени «Экономическо-философские руко- писи 1844 года». В этой работе Маркс выступает в защиту уманизма, основанного на идее свободной, универсальной творческой сущности человека. Реализации этой сущнос- ти, по Марксу, препятствуют различные виды человечес- кого отчуждения: отчуждение человека от природы, от- чуждение от своей собственной «родовой» сущности, от- чуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. В основе всех форм отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение труда, базирующегося на ча- стнособственнических отношениях.

Обратный отчуждению процесс Маркс на- зывает процессом присвоения человеком своей подлин- ной родовой сущности, в ходе которого коренным образом меняется отношение человека к природе и к другим лю- дям. На основе концепции присвоения он создает гранди- озное по гуманистическому пафосу учение общественно- исторической, предметно-практической сущности чело- века. В этой концепции он стремится представить человеческую деятельность как глобальный процесс оче- ловечивания мира, преобразующего природу «по мерке каждого вида», то есть в соответствии с самими законами природы и, в то же время, налагающего на природу свои/ характеристики, без чего природа не смогла бы возвысить- ся до человека, стать фактором человеческого бытия.

Маркс не противопоставляет человека природе. На- против, он всемерно подчеркивает, что человек это часть природы и ее продукт. Вместе с тем, по его мнению, чело- век не просто часть природы, а высший продукт ее разви- тия, природное существо особого рода. Человек — это уни- версально-всеобщая сила природы. Возможность этого за- чожена в физиологической конституции человека как > рганизма. наделенного такими достоинствами как чело- веческме руки, мозг, язык и др. В силу этих качеств чело- век способен к любому роду деятельности, к овладению си- лами природы, превращением этих сил в свои собственные силы и способности. Реализация этой возможности осуще- ствляется, по Марксу, в производственной деятельности, в труде. Именно в труде проявляется специфичность бы- тия человека, принципиальное отличие человека от жи- вотного в их отношении к материальному миру, к природе.

С самого начала творчества К. Маркса начала про- являться социальная ориентация его философии, которая в дальнейшем получила все более глубокое и всестороннее развитие. В результате Маркс значительно расширил сфе- ру действия материализма. Материалистический подход был распространен на область общественных явлений. Од- ним из важнейших открытий, сделанных К. Марксом, Ф. Энгельсом и другими марксистами называют материа- листическое понимание истории.

С точки зрения Маркса и Энгельса, это понимание ис- тории заключается в том, чтобы, исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сна- чала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе — и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и дру- гие духовные явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и его главного вида

— материального производства — позволило Марксу пе- реосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса, идеи и теории пусть даже самые ради- кальные и благожелательные не могут служить причина- ми исторических изменений реальности. Они лишь отра- жают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благопри- ятные возможности.

31. Русская мысль XIX в. о месте России в мире, ее специфике и социальном идеале

32. Кризис рационалистической традиции на рубеже XIX-XX вв.

33. Русский религиозно-философский ренессанс

34. Мировоззренческие принципы декаданса. Декаданс в Европе и России

35. Научная революция рубежа XIX и ХХ веков и возникновение неклассической науки

36. Психоанализ – сознательное и бессознательное.

37. Экзистенциализм: человек как проект

38. Философия жизни. Познание и понимание

39. Постмодерн как интеллектуальная ситуация второй половины XX в.

40. Постмодерн в России

ОТВЕТЫ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал