Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старый городъ Кремль.






 

Историческій обзоръ его мѣ стностей.

 

2. Мѣ стный обзоръ.Спасскія ворота.

 

Историческій обзоръ мѣ стностей древняго города Москвы мы начнемъ отъ Спасскихъ воротъ и будемъ слѣ довать по древнимъулицамъ Кремля отъ его воротъ, направляясь къ его серединной мѣ стности, то-есть къ Соборной площади.

Итакъ, снимемъ шапки и поклонимся старому городу Кремлю передъ его старыми вратами.

Спасскія ворота -- это святыя ворота Кремля, подобно святымъ воротамъ, какія находимъ въ монастырскихъ оградахъ. Историкъ С. М. Соловьевъ сравниваетъ самый Кремль съ большимъ монастыремъ. " Если рядъ загородныхъ монастырей", говоритъ онъ, " представлялъ около столицы рядъ укрѣ пленій, то Кремль, царственный замокъ, жилище Великаго государя, представлялся большимъ монастыремъ, потому что былъ наполненъ большими, красивыми церквами, среди которыхъ, какъ игуменскія кельи въ монастырѣ, расположенъ былъ царскій дворецъ--пестрая масса зданiй самой разнообразной величины, разбросанныхъ безъ всякой симметріи, единственно по удобству" (Исторія Россіи, XIII, 58). Конечно, по старымъ Русскимъ понятіямъ такое сходство въ дѣ йствительности могло казаться убѣ дительнымъ. Благочестивая народная мысль во всякомъ случаѣ почитала Кремль въ качествѣ монастырской святыни, а потому и главныя его ворота она освятила народнымъ обычаемъ, снимая шапки, входить и выходить въ ворота съ непокрытою головою. Когда и какъ установился этотъ обычай, неизвѣ стно; но, повидимому, онъ установился не по государеву указу, а именно по благочестпвой волѣ всенароднаго множества. Разсказываютъ, что въ старину кто, проходя воротами, не снималъ шапки, того народъ заставлялъ класть передъ образомъ Спасителя 50 поклоновъ.

Бывавшіе въ Москвѣ иноземцы прозывали эти ворота Іерусалимскими по тому обстоятельству, что черезъ нихъ совершалось патріаршее шествіе на осляти въ Московскій Іерусалимъ, какъ они же прозывали славный и чудный храмъ Василія Блаженнаго (Сказанія о самозванцахъ, I, 62, 99).

И это свидѣ тельство, вмѣ стѣ съ другими, показываетъ, какъ много святости и святыни соединялось въ мысляхъ съ именемъ этихъ воротъ. Постоянные въ извѣ стные годовые дни крестные ходы, совершаемые иногда и по особымъ случаямъ, большею частью проходили въ эти же ворота. Кромѣ того, вблизи тѣ хъ же воротъ, и въ Кремлѣ, и внѣ Кремля, стояло не мало святыхъ церквей, предъ которыми, по Русскому обычаю, прохожіе, снимая шапки, усердно всегда молились. Такимъ образомъ съ накрытою головою приходилось идти только въ самыхъ воротахъ, надъ которыми тоже высилась своя святыня, иконописный образъ Спасителя, внушавшій особое благоговѣ йное моленіе. Самъ царь Алексѣ й Михайловичъ въ 1655 г., возвращаясь изъ Литовскаго похода, шелъ въ воротахъ также, снявши шапку, еъ непокрытою головою.

Такимъ образомъ Спасскія ворота въ дѣ йствительности почитались въ народѣ въ извѣ стномъ смыслѣ особою святынею Кремля. Надо припомнить, что въ древнемъ русскомъ строительствѣ передовыя ворота вообще пользовались своего рода почетомъ и потому, и въ маломъ, и въ великомъ строеніи, какъ самостоятельная часть хоромнаго устройства, всегда очень заботливо украшались, а при входѣ въ нихъ стороннихъ подвластныхъ людей всегда требовали снятія шапокъ. Такъ по крайней мѣ рѣ водилось въ знатныхъ и богатыхъ дворахъ.

На тѣ хъ каменныхъ воротахъ, которыя были построены при Дмитріи Донскомъ, былъ поставленъ въ 1464 г. іюля 15 съ наружной стороны великій мученикъ Георгій, рѣ занъ на камени, нарядомъ Вас. Дм. Ермолина, который въ 1466 г. поставилъ и изнутри града св. великаго мученика Димитрія (Солунскаго), а рѣ занъ въ камени (Изв. А. Н., VIII, 4, 78).

При новой постройкѣ воротъ въ 1491 г. эти каменныя изображенія не вошли въ архитектуру зданія. Св. Георгій сохраняется и доселѣ въ Вознесенскомъ монастырѣ. Изображеніе св. Димитрія не сохранилось. Однако мысль относительно этихъ изображеній, повидимому, не угасала и выразилась въ постройкѣ у Вознесенскаго монастыря прямо противъ воротъ особаго небольшого храма во имя вмч. Георгія съ предѣ ломъ вмч. Димитрія гдѣ и было помѣ щено каменное изображеніе св. Георгія, а можетъ быть и Димитрія.

Какъ увидимъ далѣ е, этотъ Вас. Ермолинъ своимъ предстательствомъ, т.-е. починомъ и попечительствомъ и руководствомъ, обновилъ постройкою и соборный храмъ Вознесенскаго монастыря. Повидимому, онъ принадлежаль къ служилому дворянскому сословію. Отецъ его, Дмитрій Ермолинъ, состоялъ Двинскимь вотчинникомъ (А. И., I, 286), отдавши свою вотчину Корельскому Николаевскому монастырю.

Кромѣ построекъ въ Москвѣ онъ являлся предстателемъ- строителемъ и въ другихъ мѣ стахъ. Въ 1469 г. въ Сергіевѣ монастырѣ построилъ трапезу камену, а во Владимірѣ обновилъ двѣ церкви камены.

Въ 1471 г. во градѣ Юрьевѣ Польскомъ развалившаяся до земли рѣ заная на камени церковь св. Георгія была имъ собрана вся изнова и поставлена, какъ и прежде.

Въ 1472 г. онъ началъ было участвовать въ постройкѣ и Московскаго Успенскаго собора, о четъ будетъ сказано въ своемъ мѣ стѣ.

Относительно Спасскихъ воротъ нельзя оставить въ забвеніи и особый случай, совершившійся въ 1606 году во время гибели перваго самозванца. Очевидецъ архіепископъ Елассонскій Арсеній разсказываетъ, что когда тѣ ло убитаго Лжедмитрія, лежавшее для позорища на Красной площади, было наконецъ вывезено для сожженія за городъ, то въ тотъ самый часъ, въ который " повлекли трупъ за городъ, пала вся крыша великихъ воротъ крѣ пости. Кровля была большая, высокая и прочная. Это послужило признакомъ начала ужасныхъ бѣ дствій". Такъ несомнѣ нно толковали въ народѣ дальновидные люди.

Издревле Спасскія ворота прозывались Фроловскими {Въ одной изъ лѣ тописей (Супрасльской) они названы Фрололаврьскими, стр. 120.}, по всему вѣ роятію по имени церкви того святого, которая, быть можетъ, въ глубокой древности стояла гдѣ -либо вблизи воротъ. Такъ возможно предполагать, хотя о такой церкви возлѣ воротъ нѣ тъ и малѣ йшихъ указаній въ письменныхъ памятникахъ. Вѣ роятно также, что прозваніе воротъ могло установиться и отъ церкви Фрола святого, н аходившейся внѣ Кремля, даже и въ дальнемъ отъ него разстояніи, но близкой ему по вседневнымъ, такъ сказать, сношеніямъ съ ея мѣ стностью. Такихъ церквей во имя Фрола святого въ древней Москвѣ было три и всѣ онѣ находились въ мѣ стностяхъ, гдѣ пребывала животина, т.-е. лошади или рогатый скоть для продажи или для заводскаго хозяйства. Какъ извѣ стно, свв. Флоръ и Лавръ почитаются и доселѣ покровителями лошадинаго стада, а также и рогатаго скота. По этому поводу и ставились во имя ихъ храмы вблизи того или другого скопленія животины для ея освященія и охраненія отъ напастей болѣ зни. Одинъ св. Фролъ находился у древнихъ еще Великокняжескихъ конюшенъ, которыя были расположены гдѣ -то неподалеку отъ Покровской теперешней улицы, какъ можно предполагать--намѣ стѣ теперешнихъ Покровскихъ казармъ или вблизи ихъ надъ широкимъ, тогда ещо пастбищнымъ, лугомъ, получившимъ прозваніе Васильевскаго луга отъ имени вел. князя и Кулижки или Кулижекъ. Тутъ же на взгорьяхъ находились и великокняжескіе сады.

Сношенія Кремля съ этимъ св. Фроломъ, по поводу конюшень и садовъ, конечно, были вседневны. Но это еще не даетъ основанія заключать, что Кремлевскія ворота получили свое имя оть этого Фрола. Должно предположить, что по пути къ нему (по Покровкѣ и по Маросейкѣ), между Кремлемъ и Фроломъ, въ древнее время не было другого сколько-нибудь значительнаго храма, кромѣ ближайшихъ Китай-городскихъ. Въ такомъ случаѣ еще возможно предположить, что отъ частыхъ сношеній съ этимъ Фроломъ ворота, къ нему ведущія, могли прозваться его именемъ.

Другой Фролъ существуетъ и донынѣ у Мясницкнхъ воротъ, которыя прежде именовались по имени церкви также Фроловскими, а самая улица прозывалась тоже Фроловскою и Фроловкою. Этотъ Фролъ былъ построенъ еще въ древнее время по тому поводу, что вблизи существовалъ пригонный скотинный или животинный дворъ, съ Коровьею площадкою, по всему вѣ роятію доставлявшій мясо на всю Москву, почему и явилась тутъ цѣ лая слобода Мясниковъ, и все, что прежде называлось по имени церкви Фроловскимъ, впослѣ дствіи стало называться Мясницкимъ.

Къ этому Фролу, что въ Мясникахъ, дорога отъ Кремля проходила по тогдашней Ильинской улицѣ, въ концѣ которой и стояла церковь Фрола и Лавра, какъ это видно изъ описанія пожара 1547 года, гдѣ сказано, что выгорѣ ло по Ильинской улицѣ до Фрола святого въ Мясникахъ и что горѣ лъ, погибалъ и народъ, между прочимъ на Большомъ посадѣ по Ильинской улицѣ, въ садахъ, которые находились за чертою Китай-города, именно вблизи теперешней Мясницкой. Возможно предполагать, что Фроловскія ворота могли получить свое прозваніе и отъ св. Фрола. что въ Мясникахъ, тѣ мъ болѣ е, что эта улица именовалась также Фроловкою. Вообще должно заключить, что та или другая Фроловская церковь въ древнее время была первою, до которой доходилъ прямой путь изъ Кремля. Такъ прозывались и Троицкія Кремлевскія ворота Ризположенскими, по всему вѣ роятію, отъ церкви Ризположенія, существовавшей неподалеку отъ церкви Бориса и Глѣ ба у Арбатскихъ воротъ, въ концѣ Воздвиженки и послѣ дняго Кисловскаго переулка, и въ древнее время, быть можетъ, стоявшей на прямомъ пути изъ Кремля, не говоря о благочестивыхъ поводахъ ея постройки на этомъ именно мѣ стѣ, быть можетъ въ память спасенія Москвы оть нашествія Татарскаго царевича Мозавши. Затѣ мъ Николаевскія или Никольскія Кремлевскія ворота точно также прозваны отъ монастырской церкви: Николы Стараго (нынѣ Греческій монастырь на Никольской), какъ и Воскресенскія ворота въ Китай-городѣ именовались отъ монастыря Воскресенскаго на Тверской (нынѣ Саввинское подворье).

Слѣ дуетъ кстати упомянуть и о третьемъ св. Фролѣ, который и доселѣ существуетъ за Москвою-рѣ кою на краю города между Конною площадью и Кожевниками на Зацѣ пѣ (нынѣ церковь Всѣ хъ Скорбящихъ Радость), гдѣ въ древнее время вся эта мѣ стность съ обширнымъ лугомъ покрывалась многочисленными табунами лошадей, пригоняемыхъ на продажу Ногайскими Татарами, и гдѣ по этому случаю существовалъ и особый Ногайскій Дворъ.

Въ 1474 г. въ Москву прибылъ посолъ царя Ахмата Большой Орды, а съ нимъ множество Татаръ, 600 челов., а гостей (купцовъ) съ ними съ товаромъ и съ коньми 3.200 челов.; а коней съ ними продажныхъ было болѣ е сорока тысячъ. Въ 1508 г. послыоть Ногайскихъ мурзъ били челомъ вел. князю Василію Ив., чтобы пожаловалъ, велѣ лъ Ногайскимъ гостямъ ѣ здить къ Москвѣ съ коньми и со всякимъ товаромъ. Конечно, разрѣ шеніе послѣ довало и время отъ времени они во множествѣ появлялись подъ стѣ нами Москвы, производя торговлю конями и всякимъ азіатскимъ добромъ.

Съ тѣ хъ поръ Ногайскій конный торгъ совсѣ мъ утвердился въ Москвѣ въ упомянутой мѣ стности, почему явился тамъ и Ногайскій Дворъ и устроились слободы Кожевникавъ. Въ 1563 г. въ іюлѣ мурзы пригнали пословъ и гостей 1.000 человѣ къ, а лошадей съ ними восемь тысячъ. Въ 1565 г. пригнано лошадей 5547 { П. С. Л., VI, 32, 248; Русская Истор. Библ., III, 183.}.

Какъ мы упоминали выше (стр. 138) Фроловскія ворота были построены въ 1491 г. Итальянскимъ архитекторомъ Петромъ Антоніемъ въ томъ видѣ, какъ обыкновенно строились городскія ворота безъ высокой башни, какая существуетъ теперь. Они представляли стѣ нообразную постройку на четыре угла, съ шатровою кровлею, наверху которой стояла небольшая башенка съ небольшою главою, надъ которою высился большой двуглавый орелъ. Въ срединѣ башни подъ главою висѣ лъ колоколъ, по всему вѣ роятію, для часового боя, такъ какъ и въ то время или по крайней мѣ рѣ въ XVI ст. надъ воротами существовали часы. На это указываетъ то свидѣ тельство, что въ 1585 г. при трехъ воротахъ Кремля, у Спасскихъ, Тайницкихъ и Троицкихъ, находились на службѣ особые часовники. Въ 1613--1614 гг. упоминаются часовники, кромѣ указанныхъ трехъ, еще и при Никольскихъ воротахъ. Они получали годового жалованья по 4 р. и по двѣ гривны на мясо и соль и, кромѣ того, по 4 арш. сукна настрафилю. Въ 1614 г. о часахъ на Никольскихъ воротахъ упоминается въ послѣ дній разъ. Вѣ роятно въ этомъ году они были разобраны. Потомъ въ 1674 г. были разобраны и Тайницкіе часы, послѣ чего Кремль оставался только съ двумя башенныыи надворотными часами, Спасскими и Троицкими. У Фроловскихъ воротъ въ 1614 г. былъ часовникомъ Никифорка Никитинъ. Часы, вѣ роятно, были не особенно сложнаго устройства, -- Русскіе, какъ ихъ прозывали въ тѣ времена, раздѣ ляемые на дневные, отъ восхода солнца, и ночные, отъ его заката. Спустя десять лѣ тъ царь Михаилъ Ѳ ед. пожелалъ устроить на воротахъ часы болѣ е сложной механики, несомнѣ нно по проекту появившагося тогда (съ 1621 года) въ Москвѣ искуснаго мастера, англичанина Христофора Галовея, который для устройства новыхъ часовъ предложилъ надстроить надъ воротами высокую башню, какъ это и было исполнено въ 1624--1625 годахъ. Въ сентябрѣ 1624 г. старые боевые часы были проданы на вѣ съ Спасскому Ярославскому монастырю за 48 руб., вѣ су въ нихъ было 60 пудъ желѣ за. Въ томъ же году колокольный литецъ Кирила Самойловъ слилъ на Фроловскія ворота къ часамъ тринадцать колоколовъ (А. О. П. No 879, No 921).

Когда была окончена постройка и часы стали указывать время и производить игру колоколами, Государь очень щедро наградилъ строителя. 29 генваря 1626 г. онъ получилъ Государево и отца Государева, патріарха Филарета Никитича, жалованье: серебряный кубокъ, 10 арш. атласу алаго, 10 арш. камки лазоревой, 5 арш. тафты виницейки червчатой, 4 арш. сукна красномалиноваго, сорокъ соболей--41 р., сорокъ куницъ--12 р., всего почти на 100 р. " А пожаловалъ Государь его за то, что онъ сдѣ лалъ въ Кремлѣ -городѣ на Фроловскихъ воротѣ хъ башню и часы".

Въ маѣ мѣ сяцѣ того же года случился лютый пожаръ въ Кремлѣ, куда огонь перенесся отъ храма Василія Блаженнаго на Вознесенскій монастырь и далѣ е на Чудовъ и по всему Кремлю. Новая башня и съ часами погорѣ ла такъ, что надо было все устроивать вновь. Опять англичанинъ Галовей принялся за работы, которыя и окончились уже въ 1628 г., когда 16 августа опять ему выдана была награда, почти равная прежней. Вмѣ стѣ съ нимъ была выдана награда поменьше и нарядчику Вилиму Графу за то, что онъ былъ у башеннаго и у часового дѣ ла до Московскаго пожара и послѣ пожара (А. О. П. No 930). Христофоръ Христофоровъ Галовей, или, какъ его тогда называли, Алавѣ й, Халове, выѣ халъ въ Москву на службу въ 1621 г. на жалованье по договору в ъ годъ 60 р., кормовыхъ по 20 коп. на день, да на недѣ лю по возу дровъ. Въ 1640 г. онъ получалъ уже 75 р. въ годъ и удвоенныя кормовыя. Онъ состоялъ часовникомь Фроловской башни и придворнымъ часовщикомъ, почему всякій кормъ и питье получалъ изъ Дворца (Дом. Бытъ Р. Царей, изд. 3, стр. 107). Въ 1628 г. онъ починивалъ во Дворецъ часы большіе--Цесарская башня, и часики невелики воротные (носимые на вороту, нынѣ карманные) въ серебрѣ.

Въ 1054 г., когда царь Алексѣ й Михайловичъ находился въ Литовскомъ походѣ, въ Москвѣ распространилось страшное моровое повѣ тріе. Помирали цѣ лыя улицы и многолюдные монастырскіе и боярскіе дворы. Были предприняты различныя мѣ ры, очень разумныя и очень строгія, дабы остановить распространеніе мора. Въ Кремлѣ всѣ городовыя ворота велѣ но запереть и рѣ шетки запуститъ, оставивъ для проходу только одну калитку на Боровицкій мостъ, да и ту калитку велѣ но на ночь замыкать и для того поставить сторожей. Въ это самое время, 5 октября въ 4-мъ часу ночи учинился пожаръ на Фроловской башнѣ; что было деревяннаго, выгорѣ ло и часы испортило, и часовой колоколъ упалъ и своды въ башнѣ проломилъ и разбился. Потушить пожаръ было невозможно, потому что лѣ стницы къ часамъ были деревянныя и вскорѣ погорѣ ли. Часовникъ на допросѣ сказалъ, что заводилъ часы безъ огня, и отчего на башнѣ загорѣ лось, про то онъ не вѣ даетъ (До п. А. И., ІV, 490).

Съ большимъ сожалѣ ніемъ объ этомъ пожарѣ разсказываетъ архидіаконъ Павелъ Алеппскій.

Когда моровое повѣ тріе утихло, возвратился въ Москву и царь Алексѣ й Михайловичъ, весьма торжественно, какъ подобало.

Это происходило 10 февраля 1655 г. Тогда же только что прибылъ въ Москву (2 февр.) и Антіохійскій патріархъ Макарій съ своимъ сыномъ архидіакономъ Павломъ Алеппскимъ. Они смотрѣ ли торжественный въѣ здъ царя изъ оконъ Кирилловскаго монастырскаго подворья, находившагося возлѣ Спасскихъ воротъ, гдѣ имъ было отведено помѣ щеніе. Архидіаконъ Павелъ подробно описываетъ этотъ въѣ здъ, о которомъ его рѣ чь будетъ впереди, и между прочимъ разсказываетъ, какъ государь, дойдя до Спасскихъ воротъ и увидѣ въ обгорѣ лую ихъ башню съ часами, горько заплакалъ.

" Надъ воротами", говоритъ архидіаконъ, " возвышается громадная башня, высоко возведенная на прочныхъ основаніяхъ, гдѣ находились чудесные городскіе желѣ зные часы, знаменитые во всемъ свѣ тѣ по своей красотѣ и устройству и по громкому звуку своего большаго колокола, который слышенъ былъ не только во всемъ городѣ, но и въ окрестныхъ деревняхъ, болѣ е чѣ мъ на 10 верстъ. На праздникахъ нынѣ шняго Рождества {Архидіаконъ пишетъ ошибочно. Какъ упомянуто, пожаръ случился 5 октября.}, по зависти діавола, загорѣ лись деревянные брусья, что внутри часовъ, и вся башня была охвачена пламенемъ вмѣ стѣ съ часами, колоколами и всѣ ми ихъ принадлежностями, которые при паденіи разрушили своею тяжестію два свода изъ кирпича и камня, и эта удввительная рѣ дкостная вещь, возстановленіе которой въ прежній видъ потребовало бы расхода болѣ е чѣ мъ на 25000 динаровъ (рублей) на однихъ рабочихъ, была испорчена. И когда взоры царя упали издали на эту прекрасную сгорѣ вшую башню, коей украшенія и флюгера были обезображены, и разнообразныя, искусно высѣ ченныя изъ камня статуи обрушились, онъ пролилъ обильныя слезы".

Конечно, архидіаконъ все это описывалъ наполовину по разсказамъ Москвичей, почему часы явились знаменитыми во всемъ свѣ тѣ. Но любопытно, что въ числѣ украшающихъ и донынѣ Спасскую башню разныхъ фигуръ и балясинъ находились, какъ упомянулъ архидіаконъ, и искусно высѣ ченныя изъ камня статуи, о которыхъ упоминаютъ и домашнія свидѣ тельства. Въ 1624 г. октября 6 по указу царя Михаила Ѳ ед. сдѣ лано было на четыре болвана однорядки (верхняя одежда) суконныя, сукна пошло англинского разнаго цвѣ ту 12 арш.; а быть тѣ мъ болванамъ, сказано въ записи, на Фроловскихъ воротѣ хъ. Такимъ образомъ, эти болваны были поставлены, вѣ роятно, по четыремъ угламъ воротъ еще во время первоначальнаго устройства башни по замыслу Галовея. Однако по Русскому обычаю ихъ одѣ ли въ суконные кафтаны, вѣ роятно, съ мыслью сокрыть ихъ статуйную идольскую наружность и дать имъ видъ живыхъ людей.

Что касается внутренняго устройства часовъ, то по этому предмету сохранились отрывочныя указанія только о часахъ, существовавшихъ до постройки башни. Приведемъ нѣ сколько такихъ указаній.

Въ 1613 г. Фроловскій часовникъ дѣ лалъ къ часамъ желѣ зный запоръ. Въ 1614 г. Фроловскіе часы возобновлялись и приводились въ новый порядокъ, при чемъ часовиикъ Никитинъ дѣ лалъ у часовъ шестерню да подъемъ перечасный, а плотники дѣ лали на воротахъ лѣ стницы и крыльца, и у часовника крыльцо всходное съ дверью, а у часовъ у бою клали брусье новое и куплены скобы, чѣ мъ прибить къ брусу боевую пружину. Въ 1619 г. часовникъ Каменнаго моста (Троицкихъ воротъ) у своихъ часовъ передѣ лывалъ валъ, перечасной бой. Въ 1621 г. часовникъ Тайниковскихъ воротъ у своихъ часовъ дѣ лалъ вѣ треникъ да колесо у маетника. Въ 1626 г. часовникъ того же Каменнаго моста у своихъ часовъ подѣ лывалъ вѣ треникъ, да у вѣ треника репей зубчатой, да въ колесо трубку большую на валъ ходовой.

Изъ этихъ замѣ токъ видно, что часовники были искусные кузнецы и слесаря, такъ что, кромѣ ухода за часами, они работали и на сторону. Въ 1616 г. Фроловскій часовникъ Потапъ Моисеевъ сдѣ лалъ 12 аршинъ желѣ зныхъ, которые по государеву указу велѣ но было раздать по торговымъ рядамъ старостамъ для прямыя мѣ ры {О часахъ и часовникахъ см. Архивъ Оруж. Полаты (нынѣ Дворцовый) NoNo 696, 889, 890, 921, 922, 923, 930, 1058, 1063, 1071.}.

Бывшій въ Москвѣ въ 1661 г. посолъ австрійскаго императора, баронъ Мейербергь, оставилъ намъ даже изображеніе Фроловскихъ часовъ, по которому видно, что вверху круглаго циферблата было изображено солнце съ лучами, неподвижное, при чемъ нижній его лучъ въ видѣ стрѣ лки служилъ указателемъ цифръ, расположенныхъ по ободу циферблата, имѣ вшему вращательное движеніе, подвигая по порядку изображенныя на немъ цифры къ неподвижной стрѣ лкѣ, т.-е. къ неподвижному лучу солнца. Такимъ образомъ на этихъ часахъ не стрѣ лка ходила, а ходилъ мимо стрѣ лки ободъ циферблата съ указными вызолоченными цифрами, славянскими, каждая мѣ рою въ аршинъ. Этотъ ходовой указательный кругъ-колесо въ діаметрѣ имѣ лъ 7 1/4 арш., кругомъ колеса -- 10 1/2 саж. Средина циферблатнаго круга была покрыта лазоревою краскою и испещрена золотыми и серебряными звѣ здами съ изображеніями солнца и луны, что, конечно, представляло небесное пространство.

Таковы ли были и сгорѣ вшіе часы Галовея, -- неизвѣ стно.

Послѣ пожара въ 1654 г. часы, конечно, были возобновлены. Потомъ въ 1668 г. ихъ снова возобновляли, вываривали отъ ржавчины въ щелоку и починивали (Д. Б. Ц., изд. 3, 108, 613).

Такъ эти старозавѣ тные часы дожили до XVIII ст., когда въ первомъ же году столѣ тія, 1701, во время новаго лютаго пожара въ Кремлѣ, они, по всему вѣ роятію, погорѣ ли вмѣ стѣ съ другими зданіями. Съ этого времени Петръ задумалъ устроить часы на Спасской башнѣ " противъ (по подобію) нѣ мецкаго обыкновенія на 12 часовъ", притомъ съ колокольною игрою съ танцами, противъ манера, каковы въ Амстердамѣ. Тамъ и были заказаны такіе часы.

Въ 1702 г. государь повелѣ лъ въ Голландіи купцамъ Христофору Бранту и Ивану Любсу сдѣ лать три колокольныя часовыя игры. Въ 1704 г. они изготовили только двѣ игры и подали счетъ, что тѣ колокола и танцовальные часы стали имъ съ издержками въ 42.474 ефимка слишкомъ.

Въ 1703 г. часовникъ Григорій Алексѣ евъ доносилъ о старыхъ часахъ, что на Спасской башнѣ у боевыхъ часовъ, у указнаго круга, что въ Кремль, верхнія шестерни испортились обѣ и тотъ указный кругъ не ходитъ.

Въ 1704 г. заказанные часы изъ Архангельска прибыли въ Нѣ мецкую слободу на дворъ генерала Лефорта, а потомъ оттуда были перевезены на 30 подводахъ на Посольскій дворъ (на Ильинкѣ) и поступили въ завѣ дываніе Оружейной Полаты (Туманскаго, Рос. Магазинъ, II, 467). Ставилъ ихъ на мѣ сто и вполнѣ устроивалъ въ теченіи 1705--1709 г. иноземецъ Якимъ Гарновъ, Гарнель (Garnault). Въ 1709 г. онъ доносилъ, что " его радѣ ніемъ часы приходятъ къ окончанію". Однако есть свидѣ тельство, что 9 декабря 1706 г. поутру пробило 9 часовъ, а въ 12 заиграла музыка: почали часы бить по-нѣ мецки и указные круги на 12 часовъ.

Меншиковъ также устроилъ себѣ часы съ курантами на церкви Гавріила Архангела (Меньшикова башня), о которыхъ упоминается въ 1708 г. Выше упомянутая третья игра была доставлена купцами въ Ингермоландскую канцелярію, т.-е. прямо къ Меншикову. Какъ играли Спасскіе часы, объ этомъ свѣ дѣ ній намъ не встрѣ тилось. Но послѣ Петра годъ отъ году они ветшали безъ починки и въ 1732 г. заставили находившагося при нихъ часовника Гаврилу Паникадильщикова донести по начальству о необходимости произвести починку обветшавшихъ часовъ. За перепискою между Оружейною Полатою и Губернскою Канцеляріею отвѣ та не послѣ довало. Часовщикъ въ 1734 г. 2 генваря подалъ новое доношеніе, въ которомъ писалъ, что " часы за непочинкою пришли въ пущую ветхость и всѣ другія часы ветхостію превосходятъ", и представилъ списокъ матеріаловъ, потребныхъ на починку, въ томъ числѣ стали 11 пудъ, желѣ за 24 пуда, проволоки 20 фунтовъ, канату посконнаго 100 саж., два круга деревянныхъ указныхъ, жестяныхъ золоченыхъ словъ латинскихъ 3, русскихъ 2, получасовыхъ 3, звѣ здъ жестяныхъ бѣ лыхъ 12, три гири бомбовы по 10 пудъ и пр.

Между тѣ мъ въ концѣ февраля того же 1734 г. изъ Петербурга былъ присланъ къ управленію на Троицкой башнѣ колокольной музыки колокольный игральный оберъ-мастеръ Яганъ-Христофоръ Ферстеръ. Онъ нашелъ на башнѣ игральныхъ колоколовъ 26, къ которымъ въ прибавокъ долженъ былъ прибрать еще 8 колоколовъ басовыхъ. Вмѣ стѣ съ тѣ мъ онъ доносилъ, что " оная Троицкая башня, по его усмотрѣ нію, находится въ тѣ сномъ мѣ стѣ, въ стѣ нахъ и въ глуши, и музыка со оной башни будетъ не слышна, а надлежитъ де оной колокольной музыкѣ быть на Спасской башнѣ, понеже де оная стала на всей красотѣ и вельми та колокольная музыка и играніе во дворцѣ и въ Москвѣ будетъ слышна". На это предложеніе Сенатъ рѣ шилъ, что ежели о бытіи оной колокольной музыкѣ на Троицкой башнѣ особливаго имяннаго Ея Величества указу нѣ тъ, то оную музыку поставить на Спасской башнѣ. Но именной указъ нашелся въ Губернской Канцеляріи, гдѣ въ протоколѣ было записано 1 генваря 1731 года, что " графъ Семенъ Андреевичъ Салтыковъ приказалъ имяннымъ Ея Величества указомъ съ церкви Архангела Гавріила, что на Чистомъ прудѣ (Меншикова башня), часовые колокола снявъ, поставить на Троицкой башнѣ, какъ надлежитъ, и къ нимъ придѣ лать инструменты, чтобъ играли". На основаніи этого указа Сенатъ въ августѣ 1734 года приказалъ упомянутой колокольной музыкѣ быть попрежнему на Троицкой башнѣ, гдѣ и долженъ былъ работать оберъ-мастеръ Ферстеръ. Восемь колоколовъ согласныхъ голосами онъ прибиралъ въ Артиллеріи на Пушечномъ дворѣ изъ хранившихся тамъ шестисотъ колоколовъ, собранныхъ въ прежніе годы (по указамъ Петра) отъ церквей {Арх. Мин. Юст., дѣ ла Сенат. Конторы, No 7712.}.

Спасскіе часы, вѣ роятно, были починены, но въ лютѣ йшій пожаръ всей Москвы въ 1737 г. часы на обѣ ихъ башняхъ погорѣ ли и были приведены въ порядокъ въ томъ же году.

Изъ приведенныхъ свидѣ тельствъ видно, что на Спасской башнѣ въ это время колокольной игры уже не существовало. На Троицкой она поддерживалась до конца XVIII ст. и разсказываютъ, что колокольный музыкантъ разыгрывалъ руками и ногами даже " Святый Боже" при погребеніи первыхъ вельможъ, напр., начальника Москвы графа З. Гр. Чернышева въ 1784 г. и другихъ, бренные останки которыхъ были проносимы въ Троицкія ворота {Гастева: Стат. описаніе Москвы. М., 1841, 57.}.

Однако, въ теченіи времени и Спасская башня получила такіе же куранты. Въ 1763 г. въ помѣ щеніяхъ подъ Грановитою Полатою происходила разборка архивныхъ дѣ лъ бывшихъ Преображенскаго и Семеновскаго Приказовъ, при чемъ были найдены " большіе англійскіе курантовые часы", быть можетъ, нѣ когда снятые со Спасской же башни. По именному указу импер. Екатерины II въ 1767 г. эти часы повелѣ но поставить на Спасской башнѣ, для чего былъ приглашенъ часовой мастеръ Фацій, запросившій за эту работу 14.556 р. Сумма къ расходу была утверждена, а завѣ дываніе дѣ ломъ было поручено вице-президенту Мануфактуръ-Коллегіи Сукину. Подъ его смотрѣ ніемъ установка часовъ продолжалась три года. Въ концѣ 1770 г. Сукинъ донесъ Сенату, что установка часовъ мастеромъ Фаціемъ совсѣ мъ окончена. Сенатъ приказалъ освидѣ тельствовать работу, въ какой исправности часы въ ходу и прочны ли будутъ на предбудущія времена, для чего были собраны часовые мастера, записные цеховые и вольные {Арх. Мин. Юстиціи, дѣ ла Статсъ-Конторы, No 849. Упр. Благ., связка228, No 4283.}.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал