Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старый городъ Кремль. 8 страница






Постройка продолжалась нѣ сколько лѣ тъ, по одному извѣ стію (Устюж. Дѣ т. 179) даже 12 лѣ ть, и была окончена въ 1508 г., черезъ два съ половиною года по кончинѣ основателя этихъ строеній вел. князя Ивана Васильевича.

7 мая 1508 г., во второе воскресенье по Пасхѣ, новый государь Василій Ив. перешелъ на житье въ эти кирпичныя полаты, которыя сохранились и до нашего времени, составляя три нижнихъ этажа нынѣ существующаго такъ называемаго Теремнаго дворца (Альбомъ видовъ No XIV).

Съ кончиною вел. князя Ивана Ш, перваго Московскаго государя, не произошло никакихъ перемѣ нъ и ни малѣ йшаго ослабленія ни въ дѣ лахъ развитія государственности, ни въ домашнихъ дѣ лахъ по устройству гнѣ зда этой государственности, отнынѣ славнаго и преименитаго города Москвы.

Достойный преемникъ перваго государя, Василій Ив., рожденный отъ Царевны Грекини, прямо уже сталъ именовать себя Царемъ, т.-е. прямо обнаружилъ могущество и силу водворенной его отцомъ государственной идеи.

Въ городскомъ устройствѣ Москвы онъ также неутомимо слѣ довалъ по направленію, указанному и утвержденному отцомъ, которое ставило необходимою задачею по крайней мѣ рѣ хотя одни Божіи храмы строить каменные и кирпичные.

Всего черезъ 8 мѣ сяцевъ по кончинѣ отца онъ началъ свои строителныя работы сооруженiемъ въ Кремлѣ кирпичной церкви во имя Чуд. Николы, которая была заложена 21 іюня 1506 г. на мѣ стѣ, гдѣ прежде стояла деревянная старая церковь, прозываемая Никола Лняной и Елняной. Храмъ былъ выстроенъ въ 9 недѣ ль и освященъ 1 октября. Вел. князь поставилъ въ ней чудотворную икону Николы Гостунскаго, отчего храмъ стали прозывать Никола Гостунскій. Затѣ мъ въ 1508 г. окончены были строеніемъ Архангельскій соборъ и колокольница Іоаннъ Лѣ ствичникъ, которую строилъ Фрязинъ Бонъ. Несомнѣ нно, что и тогда она была выстроена столпомъ.

Въ томъ же 1508 г. Фрязинъ Алевизъ Новый построилъ церковь Іоанна Предтечи у Боровицкихъ воротъ. Освящена ноября 5.

1508 г. весною вел. князь велѣ лъ Алевизу Фрязину вокругъ града (Кремля) ровъ дѣ лать каменіемъ и кирпичіемъ и пруды чинити вокругъ града. Въ 1516 г. на Неглинкѣ для этихъ прудовъ заложили третью плотину противъ Ризположенской стрѣ льницы (Троицкихъ воротъ) и мостъ каменный, а ниже по теченію двѣ плотины были прежде заложены.

Пользуясь пребываніемъ въ Москвѣ Итальянскихъ мастеровъ и въ особенности славнаго Фрязина Алевиза, государь со многимъ желаніемъ и вѣ рою повелѣ лъ въ 1514 г. весною заложить и дѣ лать каменныя и кирпичныя церкви не только въ Кремлѣ, но и на обширномъ близкомъ и далекомъ посадѣ. Въ Кремлѣ такимъ образомъ была заложена на сѣ няхъ дворца церковь Рождества Богородицы съ предѣ ломъ св. Лазаря. На посадѣ въ разныхъ мѣ стностяхъ были заложены девять церквей, строителемъ которыхъ былъ тотъ же Алевизъ.

Въ то же время въ Кремлѣ, какъ упомянуто, Юрій Григорьевъ Бобынинъ, вѣ роятно богатый гость, поставилъ кирпичную церковь св. Аѳ анасія Александрійскаго, на Кирилловскомъ подворьѣ.

Послѣ того въ 1519 г. государь повелѣ лъ разобрать старую ветхую церковь Вознесенія въ Вознесенскомъ монастырѣ и заложилъ новую.

Въ 1527 г. государь поставилъ церковь камену съ предѣ лы на своемъ дворѣ во имя Преображенія Спаса (Спасъ на Бору) и другую у Фроловскихъ воротъ св. муч. Георгія.

Подобно тому, какъ послѣ Ивана Калиты сынъ его Семенъ старательно украшалъ построенныя отцомъ церкви иконами и стѣ нописью, такъ и новый государь Василій Ив. съ такимъ же стараніемъ сталъ украшать стѣ нописью и иконами новые храмы, сооруженные его отцомъ. Переселившись весною 1508 г. въ новый кирпичный дворецъ, онъ тогда же повелѣ лъ подписывати, свою дворцовую церковь Благовѣ щеніе. Мастеръ этой подписи былъ Ѳ еодосій Денисьевъ съ братіею. Другое свидѣ тельство объ этомъ разсказываетъ, что вел. князь съ великою вѣ рою и желаніемъ повелѣ лъ церковь подписати златомъ и всѣ иконы церковныя украсити и обложити серебром и златомъ и бисеромъ, Деисусъ и Праздники и Пророки, повелѣ лъ и верхъ церковный покрыть и позлатить.

Въ 1514 г. съ такою же щедростыо былъ украшенъ и Успенскій соборъ, въ которомъ его святое сокровище Владимирская икона Богоматери была благоговѣ йно поновлена митрополитомъ Варламомъ и богато украшена, при чемъ устроенъ былъ для нея и особый кивотъ, украшенный серебромъ и златомъ, а весь соборъ вел. князь повелѣ лъ украсить стѣ нописью, которая была псполнена уже въ 1515 г. августа 27, " вельми чудно и всякой лѣ поты исполнена". Изумительно было видѣ ть, говоритъ современникъ-лѣ тописецъ, каждому входившему въ храмъ созерцая превеликое пространство соборной церкви и многочудную подпись и цѣ лбоносные гробы чудотворцевъ, воистину можно было думать, что не на землѣ, а на небеси стоишь.

Само собою разумѣ ется, что постройка въ это время многихъ новыхъ церквей влекла за собою не малыя заботы объ ихъ внутреннемъ устройствѣ не только иконами, но и различною церковною утварью, для чего требовались мастера разнородныхъ художествъ. Мы видѣ ли, что Итальянскіе мастера проживали и работали въ Москвѣ еще со временъ Ив. Калиты. Римлянинъ Борисъ лилъ колокола еще въ 1340-хъ годахъ. Съ той поры Итальянцы, повидимому, не оставляли Москвы, пріѣ зжая въ нее и по призыву и по своей волѣ. Особенный ихъ наплывъ послѣ довалъ со времени прибытія въ Москву знаменитаго Аристотеля. Путешественникъ Итальянецъ же Контарини въ 1476 г. нашелъ въ Москвѣ золотыхъ дѣ лъ мастера, по имени Трифона, Катарскаго уроженца, который работалъ для вел. князя прскрасные сосуды.

Вызывая изъИталіи первѣ е всего архитекторовъ и пушечныхъ литейщиковъ, вел. князь Иванъ Вас. вмѣ стѣ съ ними призывалъ и другихъ техниковъ, особенно по отдѣ лу металлическаго провзводства, которое больше всего требовалось и для литья колоколовъ, и для украшенія иконъ окладами, и для издѣ лій всякой церковной и домовой утвари.

Въ 1490 году, если еще не раньше, вел. князь посылалъ даже двухъ нѣ мцевъ, Ивана да Виктора, на Печору отыскивать серебряную руду, которые и нашли руду на р. Цимлѣ, серебряную и мѣ дную, въ 1491 г., на пространствѣ 10 верстъ, за 3 1/2тысячи верстъ отъ Москвы.

Въ 1490 г. зимою прибыли въ Москву съ нашими послами архитекторъ Петръ Антоній, ученикъ его ЗамАнтоній, мастера стѣ нные и полатные; пушечный мастеръ Яковъ съ женою, серебряные мастера: Христофоръ съ двумя учениками отъ Рима, Олбертъ Нъмчинъ изъ Любека, Карлъ съ ученикомъ изъ Медіолана, Петръ Райка Грекъ изъ Венеціи, капланъ бѣ лыхъ чернцовъ Августинова закона Иванъ Спаситель, органный игрецъ, и затѣ мъ лѣ карь жидовинъ Мистро-Леонъ изъ Венеціи {Этому жидовину въ Москвѣ очень не посчастливилось. Вскорѣ по его пріѣ здѣ заболѣ лъ сынъ вел. князя Иванъ Ивановичъ, болѣ лъ онъ камчугомъ въ ногахь, но ходилъ. Видѣ въ больного, жидовинъ похвалился вел. князю, что онъ вылѣ читъ больного, а не излѣ чу, сказалъ, и ты вели меня казнить смертною казнью. Вел. квязь, повѣ ривъ такому искуснику, велѣ ль ему лѣ чить сына. Лѣ карь давалъ ему зелье пить и жегъ его скляницами по тѣ лу, вливая горячую воду, и отъ того больному было еще тяжеле. 7 марта 1490 г. онъ скончался. Лѣ каря по повелѣ нію вел. князя тотчасъ взяли и послѣ сорочинъ по покойникѣ апрѣ ля 22 отсѣ кли ему голову на Болвановкѣ, на Болвановіи. Зато органный игрецъ Иванъ Спаситель устроился очень благополучно. Въ 1492 г. онъ отрекся отъ своего чернечества, принялъ православіе и женился, за что вел. князь пожаловалъ его селомъ (Вре м. О. И. и Д. No 8, смѣ сь 10--12).}.

Въ 1493 г. въ маѣ снова были посланы наши послы въ Венецію и въ Медіоланъ призывать мастеровъ. На этотъ разъ въ 1491 г. прибылъ въ Москву стѣ нной мастеръ Алевизъ и Петръ пушечникъ и иные мастера.

Надо замѣ тить, что вызовъ мастеровъ, кромѣ затрудненій въ пріисканіи охотниковъ ѣ хать въ невѣ домую Москву и въ уговорахъ съ ними, сопровождался еще болѣ е важными и несносными затрудненіями въ томъ, что добрые наши сосѣ ди не пропускали ихъ черезъ свои земли--на сѣ верной границѣ нѣ мцы, на средней Литовско-Польское государство, на югѣ Валашскіе владѣ тели. Такъ въ 1493--1495 г. нашихъ пословъ съ мастерами не пропустили Поляки, почему послы должны были поворотить къ Стефану воеводѣ Валашскому, который, пользуясь случаемъ, задержалъ ихъ у себя и велѣ лъ мастерамъ дѣ лать ему, кто что умѣ лъ. Это продолжалось года три-четыре. Вел. князь принужденъ былъ просить Крымскаго Менгли-Гирея, дабы выручилъ ихъ изъ плѣ на. Гирей исполнилъ его просьбу и забралъ пословъ и мастеровъ къ себѣ въ Перекопъ, откуда, вѣ роятно, они и были доставлены въ Москву. Однако воевода Стефанъ все-таки оставилъ у себя четырехъ мастеровъ лучшихъ да насчиталъ расходовъ на 150 тысячъ, будто издержалъ на пословъ во время ихъ пребыванія у него, имъ же и задержанныхъ (Сборникъ Истор. Общ., т. 95, стр. 22, 54-56).

Въ ноябрѣ 1504 г. опять наши послы привели съ собою изъ Заморья многихъ мастеровъ серебряныхъ, пушечныхъ и стѣ нныхъ.

О пушечномъ литьѣ лѣ тописцы оставили мало свѣ дѣ ній. Они упомянули только о великой пушкѣ, слитой въ 1488 г. Фрязиномъ Павлиномъ Дебосисомъ.

Наибольшее ихъ вниманiе было обращено на литье колоколовъ. Между прочимъ они записали, что въ 1503 г. слитъ колоколъ большой Петромъ Фрязиномъ, мѣ ди въ немъ 350 пудовъ, кромѣ олова.

Въ 1532 г. Николай Фрязинъ слилъ колоколъ въ 500 пудовъ.

Въ 1533 г. Николай Нѣ мчинъ слилъ колоколъ большой благовѣ стникъ вѣ сомъ въ 1000 пудовъ, поставленный дек. 19 на деревянной колокольницѣ.

Эти обозначенія Фрязинъ и Нѣ мчннъ съ однимъ именемъ Николай по всему вѣ роятію относятся къ одному лицу.

Василій Ивановичъ скончался 3 декабря 1533 г. Трехлѣ тнему сыну своему Ивану, будущей кровавой грозѣ для всего царства, онъ оставилъ городъ Кремль въ полномъ устройствѣ. Стѣ ны, храмы, дворецъ--все было ново, крѣ пко и красиво. За годъ до своей кончины въ 1532 г. онъ заложилъ на площади возлѣ Ивана Святаго новую обширную колокольню съ храмомъ во имя Воскресенія.

Оканчивая этимъ новымъ храмомъ каменныя постройки въ Кремлѣ, Василій Ив. въ то же время помышлялъ обнести крѣ пкою оградою и Торговый посадъ. Однако его кончина помѣ шала исполненію этого намѣ ренія. Въ правленіе его вдовы вел. княгини Елены (Глинскихъ) Торгъ былъ обнесенъ земляныыъ городомъ, т.-е. по древнему способу земляными стѣ нами, хитро связанными плетеницами изъ хвороста, по тому мѣ сту, гдѣ мыслилъ ставить Василій Ив. Городъ былъ устроенъ въ 1534 г., но на другой же годъ (1535) весною заложенъ вокругъ этого земляного города каменный городъ, строителемъ котораго былъ Итальянскій мастеръ Фрязинъ Петрокъ Малый, новокрещенный.

Этотъ же Петрокъ Малый строилъ и упомянутый храмъ Воскресенія. Онъ окончилъ постройку уже въ 1543 г., не додѣ лавъ только каменной же лѣ стницы къ храму, которую, какъ и двери въ храмъ, придѣ лали уже Московскіе мастера въ 1552 году. Некзвѣ стно, по какому обстоятельству храмъ былъ устроенъ на высотѣ третьяго яруса всего зданія и для какихъ потребностей оставались нижніе два яруса, возлѣ которыхъ построена упомянутая лѣ стница. Лѣ топись не упоминаетъ при этомъ, что зданіе было построено для колоколовъ, и именно для большихъ колоколовъ, какой, напр., былъ слитъ въ 1533 г. съ именемъ Благовѣ стникъ, помѣ щенный до времени на деревянной колокольницѣ за алтаремъ Архангельскаго собора, по всему вѣ роятію въ ожиданіи, когда построится упомянутое зданіе новой колокольни.

Должно замѣ тить также, что колокольня была выстроена въ стѣ нообразномъ видѣ на четыре угла по древнимъ Русскимъ образцамъ Новгородскимъ и Псковскимъ. Что зданіе строилось именно для такой колокольни, это вполнѣ подверждаетъ весь складъ его основанія необычайной фундаментальности и прочности. Строительная масса нижняго этажа состоитъ изъ сплошной кладки камня или кирпича и имѣ етъ стѣ ны толщиною въ 4 арш. Основныя стѣ ны Ивана Великаго имѣ ютъ 3 арш. толщины.

Повидимому, свидѣ тельство о постройкѣ зтого зданія въ 1543 г.описателями Московскихъ достопамятностей было забыто, такъ что зданіе обозначалось именемъ пристройки къ Ивану Великому, сооруженной будто бы при царѣ Михаилѣ Ѳ ед. и при патріархѣ Филаретѣ, почему зданіе стали именовать Филаретовскою пристройкою и Филаретовскою башнею {Снегиревъ: Памятники Московокой Древности, стр. 111. За нимъ повторяютъ это неправильное указаніе и новѣ йшіе почтенные описатели достопамятностей Москв ы. Н. Розановъ: Исторія Моск. Епарх. Управленія, М., 1871, ч. III, кн. 2, стр. 98, прим. 263. Путеводитель по Моск. Святынѣ, г. Рычина, М., 1800, стр. 139--142; Сѣ дая Старина Москвы, г. Кондратьева, М., 1893, стр. 132.}. Между тѣ мъ въ дѣ йствительности выходило наоборотъ. Самый Иванъ Великій, построенный въ 1600 г., являлся пристройкою къ этому коренному древнему зданію съ южной стороны, а съ сѣ верной его стороны при Михаилѣ Ѳ ед. была сооружена такъ называемая Филаретовская патріаршая пристройка, что и составило одну связную группу колоколенъ, состоявшую изъ трехъ отдѣ ловъ: изъ Ивановскаго Столпа, изъ зданія, сооруженнаго Фрязиномъ Петрокомъ, и изъ Филаретовской пристройки, какъ это въ томъ же видѣ существуетъ и донынѣ. Въ 1812 г. Наполеонъ, просвѣ щеннѣ йшій изъ европейцевъ, старался взорвать всю эту группу и достигъ цѣ ли только наполовину. Были разрушены Филаретовская пристройка и верхняя половина зданія Фрязина; Иванъ Великій оказалъ только неопасную трещину, о чемъ будетъ сказано въ своемъ мѣ стѣ (Альбомъ видовъ No XVI).

Благодаря особенному пристрастію къ постройкамъ всякаго рода на укрѣ пленіе и украшеніе города, чѣ мъ прославили свое время вел. князь Иванъ III и сынъ его Василій Ив., благодаря постоянному пребыванію въ Москвѣ Итальянскихъ архитекторовъ, стѣ нныхъ и полатныхъ и разныхъ другихъ Итальянскихъ или Фряжскихъ мастеровъ, Русскіе люди настолько хорошо усвоили себѣ строительное дѣ ло, что къ началу царствованія Ивана Грознаго основательно выработали свой самобытный, своеобразный Русскій стиль церковныхъ построекъ, превращая старозавѣ тные типы и образцы своихъ деревянныхъ строеній въ кирпичныя сооруженія съ прибавкою къ нимъ фряжскихъ образцовъ, что касалось мелкихъ деталей по преимуществу въ такъ называемыхъ обломахъ по отдѣ лкѣ и украшенію поясовъ, карнизовъ и всякихъ подзоровъ {См. нашу статью " Черты самобытности въ древнерусскомъ зодчествѣ ". Огдѣ льное изданіе Гросмана и Кнобеля. М., 1900 г.}. Въ такомъ видѣ явился построенный въ 1555--1561 гг. соборъ Покрова (Василій Блаженный) въ память покоренія Татарскихъ царствъ Казанскаго и Астраханскаго. Нельзя сомнѣ ваться, что замышленіе построить этотъ соборъ въ томъ видѣ, какой существуетъ, принадлежало сколько художеству строителя-архитектора, столько же и мыслямъ самого царя. Всѣ сказанія и легенды о томъ, кто былъ строителемъ этого удивительнаго храма, теперь упразднены открытіемъ лѣ тописнаго свидѣ тельства, что его строили русскіе мастера: одинъ по прозванію Барма, другой по прозванію Посникъ {Чтенія Общ. Исторіи и Древн. 1896 года. Кн. I и II. Статьи священника I. Кузнецова о построеніи Моск. Покровскаго собора.}. Несомнѣ нно, что это тотъ Посникъ Яковлевъ, церковный и городовой мастеръ, которому въ 1555 г. была поручена постройка новаго города Казани, каменнаго (Доп. Акт. Истор., I, 136). Такимъ образомъ еще не совсѣ мъ Грозный царь въ одно время ставилъ каменную Казанскую крѣ пость и строилъ въ Москвѣ памятникъ взятію Казани.

Въ Кремлѣ государь выстроилъ для двухъ своихъ сыновей внутри дворца съ набережной стороны на взрубѣ особыя хоромы и при нихъ каменный храмъ во имя Срѣ тенія Господня (1561 г.). Потомъ надстроилъ надъ папертями Благовѣ щенскаго собора 4 предѣ ла (1563--1564 гг.) и соорудилъ въ 1565 г. Посольскую полату возлѣ Ивановской колокольни. Не упоминаемъ о другихъ менѣ е значительныхъ постройкахъ (Альбомъ видовъ No ХVII).

По смерти Грознаго, какъ всѣ скоро поняли и почувствовали, настало царствованіе Бориса Годунова подъ именемъ смиренно-убогаго царя Ѳ едора Ив., которому поэтому и приписывались всѣ дѣ ла, совершонныя при его жизни. Годуновъ, всѣ ми правдами и неправдами расчищая и укрѣ пляя себѣ путь къ царствованію, очень заботился о томъ, чтобы своими дѣ яніями на пользу народа и государства привлечь на свою сторону и народное сочувствіе. Для достиженія этой цѣ ли виднѣ е всего была особенная заботливость именно о добромъ устройствѣ города Москвы, о безопасности народнаго жилища и вообще о городскомъ благосостояніи народа.

И какъ бы ни было, упомянутая его заботливость о Москвѣ ознаменовалась такими сооруженіями, которыя послѣ сооруженій Ивана III и его сына Василія Ив. составляють новую эпоху въ исторіи городского строительства.

Патріархъ Іовъ въ житіи царя Ѳ едора Ив., восхваляя со всѣ хъ сторонъ выше мѣ ры управленіе Годунова и его самого, говоритъ между прочимъ: " Сей изрядный правитель Борисъ Ѳ едоровичъ своимъ бодроопаснымъ правительствомъ и прилежнымъ попеченіемъ, по царскому изволенію, многіе грады каменные созда и въ нихъ привеликіе храмы, и словословіе Божіе возгради, и многія обители устрои--и самый царствующій богоспасаемый градъ Москву, яко нѣ кую невѣ сту, преизрядною лѣ потою украси, многія убо въ немъ прекрасныя церкви каменныя созда и великія полаты устрои, яко и зрѣ ніе ихъ великому удивленію достойно; и стѣ ны градныя окрестъ всея Москвы превеликія каменныя созда, и величества ради и красоты проименова его Царьградъ; внутрь же его и полаты купеческія созда во упокоеніе и снабденіе торжникомъ, и иное многое хваламъ достойно въ Русскомъ государствѣ устроилъ".

Народная молва, а гласъ народа--гласъ Божій, объясняла нѣ которыя событія и подвиги Годунова его давнишнимъ хитростройнымь замысломъ достигнуть царскаго престола. Эту общенародную молву засвидѣ тельствовалъ и современникъ Годунова, усердно восхвалявшій его благочестіе, Арсеній архіеп. Елассонскій. Въ самомъ дѣ лѣ, почти все, что ни происходило въ это время, само собою какъ бы указывало на него какъ на виновника очень дальновидныхъ и очень хитрыхъ дѣ лъ, приводившихъ мало-по-малу къ задуманной имъ злонамѣ ренной цѣ ли.

Чтобы отвлечь вниманіе народа отъ содѣ ваемыхъ злодѣ яній, въ родѣ, напр., разгрома въ 1586 году знатныхъ боярскихъ родовъ и самого митрополита, за которыхъ стояли гости Московскіе и всѣ купецкіе люди, вся чернь Москвы, Годуновъ тотчасъ же, въ тоть же 1586 г., устрашивъ волненіе ссылками и казнями семи человѣ камъ гостей были усѣ чены головы), онъ тотчасъ же начинаетъ сооружать " градъ каменный около большаго Посада", подлѣ, т.-е. по чертѣ Земляной осыпи, или земляного вала, какой существовалъ до того времени. Это былъ Бѣ лый городъ, бѣ локаменный, получившій наименованіе Царевъ градъ. Его сооружали семь лѣ тъ. Мастеръ былъ изъ Русскихъ людей Ѳ едоръ Конь. Для купцовъ и Московской посадской черни это было великимъ благодѣ яніемъ, почему ропотъ и неудовольствіе народа мало-по-малу умолкли. Сооруженіе каменныхъ стѣ нъ почти на пять верстъ по окружности потребовало множество рабочихъ силъ при добычѣ камня, при его провозѣ къ городу, при употребленіи камня въ кладку и т. д., что, конечно, произвело въ народѣ, вмѣ сто гнѣ внаго ропота и волненія, самое благопріятное впечатлѣ ніе, такъ какъ для всякаго являлся здѣ сь постоянный хорошій заработокъ.

Потомъ въ 1591 г. совершилось убіеніе царевича Дмитрія 15 мая, а въ субботу Пятидесятницы, 6 іюня, начались страшные пожары въ Занеглименьѣ, гдѣ находились боярскіе и дворянскіе дворы, и на Покровкѣ, гдѣ проживали богатые торговые люди. Вслѣ дъ затѣ мъ іюля 2--4 подъ Москвою внезапно появились полчища Крымскаго Хана, быстро наскоро прибѣ жавшаго къ Москвѣ.

Одинъ хронографъ (Сергѣ я Кубасова) прямо говоритъ, что народъ Московскій съ ужасомъ услыхалъ объ убіеніи царевича и возмутился.

" Той же Борисъ, видя народъ возмущенъ о царевичевѣ убіеніи, посылаетъ совѣ тники своя, повелѣ имъ многія славныя домы въ царствующемъ градѣ запалити, дабы люди о своихъ напастяхъ попеченіе имѣ ли и тако симъ ухищреніемъ преста міромъ волненіе о царевичевѣ убіеніи, и ничто же ино помышляюще людіе, токмо о домашнихъ находящихъ на ны скорбѣ хъ".

Вотъ что разсказываеть современникъ событій Исаакъ Масса: " Когда извѣ стіе объ убіеніи царевича пришло въ Москву, сильное смущеніе овладѣ ло и придворными и народомъ. Царь (Ѳ едоръ) въ испугѣ желалъ, чтобы его постигла смерть. Его по возможности утѣ шили. Царица также была глубоко огорчена, желала удалиться въ монастырь, такъ какъ она подозрѣ вала, что убійство совершилось по внушенію ея брата, сильно желавшаго управлять царствомъ и сидѣ ть на престолѣ ".

О быстромъ нашествіи Крымскаго Хана и еще быстрѣ йшемъ его бѣ гствѣ отъ Москвы въ народѣ стала ходить молва, что Ханъ былъ призванъ Годуновымъ изъ-за боязни отъ Земскихъ Московскихъ людей про убіеніе царевича Дмитрія. Такая молва была заглушена жесточайшими пытками и казнями, говорунамъ отрѣ зызали языки.

А между тѣ мъ въ дѣ йствительности всѣ обстоятельства этого нашествія заставляли угадывать, что оно было поднято тѣ ми людьми изъ Москвы же, которымъ до крайности было надобно направить народные умы въ другую сторону отъ совершившагося злодѣ йства въ Угличѣ. Самая защита города походила на трагикомедію. Повелѣ но было весь день и всю ночь стрѣ лять изъ пушекъ со стѣ нъ города и монастырей, не умолкая, хотя никакого нападенія съ Татарской стороны нигдѣ не видѣ лось. Но именно этого пушечнаго стрѣ лянія и убоялся Ханъ и 5 іюля опрометью побѣ жалъ отъ Москвы домой.

Годуновъ тотчасъ же по удаленіи Хана въ видахъ большей безопасности отъ новаго такого нашествія занялъ Московскую чернь постройкою вокругъ всѣ хъ посадовъ деревяннаго города, который и былъ совершонъ въ одинъ годъ на протяженіи 14 слишкомъ верстъ.

По случаю такой небывало быстрой постройки новый городъ сталъ прозываться Скородумомъ и Скородомомъ, т.-е. скоро задуманнымъ и скоро выстроеннымъ, а также и собственно Деревяннымъ.

Эти деревянныя стѣ ны, высокія башни, ворота, составлявшія цѣ лое не малое зданіе, такъ были хорошо отдѣ ланы, что заслужили большую похвалу отъ очевидца, поляка Маскѣ вича, который потомъ участвовалъ въ ихъ поджогѣ и полномъ разрушеніи пожаромъ въ 1611 г.

Народъ, конечно, очень радовался этой постройкѣ, которая давала ему хорошій заработокъ и вмѣ стѣ съ тѣ мъ хорошую твердыню на случай опасныхъ нашествій. Строеніе на 14 верстъ длины потребовало неимовѣ рно много лѣ сного матеріала и работы и по провозу лѣ са и по обдѣ лкѣ его въ цѣ лое сооруженіе.

Можно предполагать, что постройка въ Кремлѣ каменной высокой колокольни (Иванъ Великій) руководилась также мыслію доставить городу такую высокую башню, съ которой было бы можно обозрѣ вать и свои полки и полки Татаръ во время ожидаемыхъ нашествій.

Въ Кремлѣ, кромѣ Ивана Великаго, сооруженнаго въ 1600 году, Годуновъ построилъ особое обширное зданіе для Прика зовъ, тогдашнихъ Присутственныхъ мѣ стъ, съ восточной стороны Архангельскаго собора, какъ продолженіе стоявшей тамъ Посольской полаты, т.-е. Приказа Посольскаго, построеннаго Грознымъ въ 1565 году. Эта постройка по всему вѣ роятію совершилась во время голодныхъ годовъ 1602, З и 4, когда добрый царь " чтобы людямъ питатися, повелѣ лъ дѣ лати каменное дѣ ло многое". Тогда же сооружены были каменныя полаты большія на взрубѣ, гдѣ были царя Ивана хоромы. Это зданіе впослѣ дствіи именовалось Запаснымъ дворомъ; при царѣ Михаилѣ на немъ были устроены дворцовые сады.

Такимъ образомъ, великая строительная дѣ ятельность Годунова явилась выраженіемъ его строительныхъ заботь о привлеченіи умовъ Московскаго народа на свою сторону, " къ себѣ вся приправливая и аки ужемъ привлачаше", дабы вѣ рнѣ е пройти на царскій престолъ, а потомъ, когда воцарился, дабы смѣ лѣ е и вѣ рнѣ е губить своихъ недоброжелателей и подозрѣ ваемыхъ соперниковъ.

Съ этими цѣ лями, послѣ упомянутыхъ пожаровъ, онъ съ необычайною щедростію раздавалъ погорѣ льцамъ деньги и матеріалы вдвое и втрое противъ ихъ убытковъ.

Въ 1595 г. выгорѣ лъ весь Китай-городъ, не токмо дворы, но и въ храмахъ каменныхъ и в ъ погребахъ все погорѣ ло. Немедля нимало Годуновъ, въ утѣ шеніе торговому міру, въ тотъ же годъ заложилъ новые каменные ряды--полаты купеческія во упокоеніе и снабденіе торжникамъ, которые были окончены строеніемъ черезъ годъ, въ 1596 г.

Во всѣ хъ тяжкихъ случаяхъ будущій царь спѣ шилъ съ широкою помощью и рабочему, и торговому люду, льстя всѣ хъ, творяся ко всѣ мъ черезъ мѣ ру милостивымъ благотворителемъ.

Въ теченіи лѣ тъ онъ успѣ лъ своимъ милосердіемъ такъ настроить посадскіе умы, что при избраніи его на царство Московскій посадъ явился непобѣ димою для избранія силою, предъ которою должны были замолкнуть всѣ противники этого избранія. Окончимъ обзоръ строительной и благотворительной дѣ ятельности Годунова описаніемъ его подвиговъ, составленнымъ его искреннимъ приверженцемъ архіепископомъ Елассонскимъ Арсеніемъ.

" Онъ (царь Борисъ), говоритъ архіепископъ, возобновилъ и украсилъ многіе церкви и монастыри; храмъ Богородицы (Успенскій соборъ), патріархію покрылъ желѣ зною крышею; украсилъ, возвысилъ и покрылъ золотомъ большую колокольню (Иванъ Великій); въ большомъ дворцѣ внутреннія полаты золотыя росписалъ живописью (Грановитую Полату); воздвигъ вновь большой дворецъ близъ рѣ ки Москвы (на взрубѣ, какъ выше упомянуто); построилъ большой мостъ въ срединѣ Москвы со многими камарами (лавками, мостъ черезъ Неглинную, у Воскресенскихъ или Неглиненскихъ воротъ); еще воздвигъ съ основанія большой храмъ Николая Чудотворца въ Москвѣ на Арбатѣ (Никола Явленный); устроилъ много серебровызолоченныхъ ракъ, украсивъ ихъ многочисленнымъ жемчугомъ и драгоцѣ нными камнями, и переложилъ въ нихъ чудотворныя святыя мощи святыхъ, просіявшія въ Москвѣ и во всей Россіи, иже во святыхъ митрополита Московскаго и всея Россіи Алексѣ я чудотворца, св. блаженнаго Василія чуд., препод. Макарія Калязинскаго чуд., препод. Пафнутія Боровскаго чуд.; устроилъ и другіе многіе ковчеги изъ чистаго золота и положилъ въ нихъ всѣ святыя частицы мощей, которыя находятся въ царской казнѣ и которыя патріархъ вмѣ стѣ съ царемъ и со всѣ мъ архіерейскимъ и священнымъ чиномъ приносятъ въ Великую пятницу съ торжественною литаніею въ соборную церковь Пресв. Богородицы и поють великіе часы и послѣ часовъ и вечерни снова относятъ въ соборный храмъ Благовѣ щенія въ казну, гдѣ онѣ хранятся. Этотъ же царь устроилъ плащаницу, съ изображеніями Господа Христа съ Божіею Матерью, двѣ надцатью апостолами и Іосифомъ и Никодимомъ изъ чистаго кованаго золота тонкой работы, достойной удивленія. На изображеніе Господа Христа пошло чистаго золота 200 литръ и на каждаго апостола по 200 литръ. Онъ же отлилъ два большіе колокола, одинъ для Москвы въ патріархію, въ который звонятъ въ великіе праздники, а другой в ъ монастырь св. Троицы. Подобной величины колоколовъ и такой красоты нельзя найти въ другомъ царствѣ во всемъ мірѣ. Онъ возобновилъ и украсилъ дѣ вичій (Новодѣ вичій) монастырь близъ Москвы и совершилъ многочисленныя другія прекрасныя дѣ ла и украшенія" (Дмитріевскій, стр. 96--97).

Когда, въ 1607 г., по мысли патріарха Ермогена и царя Василія Шуйскаго происходило всенародное покаяніе въ грѣ хахъ совершившейся смуты во время перваго самозванца и потребовалось изложить эти грѣ хи въ особой прощальной и разрѣ шительной для народа грамотѣ, то бывшій патріархъ Іовъ упомянулъ въ этой грамотѣ между прочимъ и о плащаницѣ Годунова. Онъ описалъ слѣ дующій неистовый печальнѣ йшій во грѣ хахъ случай:

" Множество народа царствующаго града Москвы, писалъ святитель, внидоша во святую соборную и апостольскую Церковь, со оружіемъ и дреколіемъ, во время святаго и божественнаго пѣ нія и не давъ совершити божественныя литургіи, и внидоша во святой олтарь и меня, Іева, патріарха изъ олтаря взяша и во церкви и по площади таская, позориша многими позоры, и въ царскихъ полатахъ подобіе Христова тѣ леси и Преч. Богородицы и архангеловъ, иже уготовлено было на Господню плащаницу подъ златые чеканные образы, и то вражіею ненавистію раздробиша, и на копья и на рогатины въстыкая, по граду и по торжищу носяху, позорующе, забывъ страхъ Божій" (А. Э. II, 154).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал