Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Старый городъ Кремль. 6 страница






И кирпичную печь устроилъ за Андронниковымъ монастыремъ, въ Калитниковѣ {Нынѣ Калитниковское кладбище, возлѣ котораго и доселѣ остаются обширныя копаныя ямы Аристотелевскаго кирпичнаго завода, прорѣ занныя Курскою желѣ зною дорогою. Кирпичъ Аристотеля имѣ лъ длины 6 1/2 верш., ширины около 2 1/2 вершковъ, толщины 1 1/2 вершка.}, въ чемъ ожигать кирпичъ и какъ дѣ лать, нашего Русскаго кирпича у жеда продолговатѣ е и тверже, когда его надо ломать, то въ водѣ размачиваютъ. Известь же густо мотыками повелѣ лъ мѣ шать, какъ на утро засохнетъ, то и ножемъ невозможно расколупить.

Послѣ того Муроль обложилъ церковь продолговатую полатнымъ образомъ (1475).

На первое лѣ то онъ вывелъ постройку изъ земли. Камень ровный и внутри велѣ лъ класть. Известь какъ тѣ сто густое растворялъ и мазали лопатками желѣ зными. Четыре столпа внутри самой церкви заложилъ круглые, такъ, говорилъ, крѣ пче будутъ стоять, а въ алтарѣ два столпа заложилъ четыреугольные кирпичные. И все дѣ лалъ въ кружало (по циркулю) да въ правило (по линейкѣ).

На другое лѣ то 1476 г. Муроль вывелъ стѣ ны храма по кивоты, которые сдѣ ланы снаружи стѣ нъ въ видѣ пояса и представляютъ рядъ колонокъ, соединенныхъ круглыми перемычками. Внутри же стѣ нъ всуцѣ пы желѣ зные положилъ какъ правило на веретенахъ, а межъ столповъ, гдѣ кладутъ для связи брусье дубовое въ нашихъ церквахъ, то все (т.-е. всѣ связи) желѣ зное кованое положилъ.

На третье лѣ то (1477) достигнувъ подсводной части зданія, Муроль, чтобы доставлять камень и кирпичъ наверхъ, сотворилъ колесо, съ малыми колесцами, которыя плотники вѣ кшею зовутъ, чѣ мъ на избу землю волочатъ, и этимъ снарядомъ посредствомъ веревокъ взволакивалъ на верхъ всѣ тяжести. Уже не носили камни на плечахъ, а прицѣ пляли ихъ къ веревкамъ и колесами безъ труда притягивали ихъ на верхъ, --чудно было видѣ ти, отмѣ чаетъ лѣ тописецъ.

Чудно было также видѣ ть, какъ онъ на столпы положилъ по 4 камени великихъ и совокупилъ кружало (сводъ) и истесалъ на нихъ по 4 конца на четырехъ странахъ, одно противъ другого, точно на каменныхъ деревьяхъ, насквозь каменье то сбито.

Наконецъ, на четвертое лѣ то, въ 1478 г., славная постройка была окончена вчернѣ. Аристотель соорудилъ у ней 4 верха, кромѣ большой средней главы. Внутри вокругъ шеи этой главы устроилъ потаенную казну, хранилище для опасныхъ случаевъ; полати построилъ возлѣ алтаря отъ южныхъ дверей и тутъ же вывелъ лѣ стницу, всходить на верхъ храма. Церковные своды свелъ въ одинъ кирпичъ; помостъ намостилъ мелкимъ камнемъ (мозаично); въ алтарѣ надъ митрополичьимъ горнимъ мѣ стомъ, за престоломъ, крыжъ Лятскій истесалъ на камени, который послѣ митрополитъ стесать велѣ лъ. Передъ передними, западными дверьми помостъ (площадку) накрылъ камнемъ и сводъ въ одинъ кирпичъ свелъ и середку повѣ силъ на гирѣ желѣ зной, какъ это существуетъ и до сихъ поръ.

Кровлю дѣ лать вел. князь повелѣ лъ мастерамъ только что совсѣ мъ покореннаго имъ Новгорода, которые и покрыли зданіе сначала деревомъ вельми хорошо, а по дереву нѣ мецкимъ желѣ зомъ бѣ лымъ. Совсѣ мъ постройка была окончена на пятое лѣ то въ 1479 г.

Была та церковь, пишетъ лѣ тописецъ, чудна вельми величествомъ и высотою и свѣ тлостію и звоностію и пространствомъ, таковой прежде не бывало на Руси кромѣ Владимірской.

12 августа 1479 г. соборъ былъ торжественно освященъ митрополитомъ Геронтіемъ съ архіепископомъ Ростов. Вассіаномъ, епископомъ Суздальскимъ Евфиміемъ и Сарскимъ Прохоромъ.

Радость въ этотъ день всего города Москвы была неописуемая, потому что минуло уже 7 лѣ тъ и 4 мѣ сяца, какъ древній Калитинскій храмъ былъ разобранъ и не было въ городѣ соборнаго храма. Вел. князь повелѣ лъ раздать милостыню на весь городъ и на окружные монастыри, священникамъ, инокамъ и всѣ мъ нищимъ, а высшему духовенству и боярамъ далъ обѣ дъ, на которомъ и всѣ седмь приходскихъ соборовъ на его же дворѣ въ особой храминѣ также ядоша и пиша у него (по другимъ спискамъ лѣ тописи всѣ соборы 7 дней ядоша и пиша).

Черезъ нѣ сколько дней торжественно совершилось и перенесеніе мощей митрополитовъ. Въ церкви Іоанна подъ Колоколы, гдѣ они пребывали до этого времени, мощи св. Петра въ ночь были переложены изъ каменной гробницы въ деревянную раку и на другой день, 23 августа, въ понедѣ льникъ, передъ вечернею были несены въ новый соборъ самимъ вел. княземъ и его сыномъ Иваномъ Ив. съ помогающими, кто удостоился, при звонѣ во всѣ колокола. Принесенныя мощи вначалѣ поставили среди церкви на митрополичьемъ амвонѣ, гдѣ митрополиты облачаются. По совершеніи слѣ дуемыхъ церковныхъ службъ на другой день утромъ 24 августа, во вторникъ, передъ обѣ днею митрополитъ съ святителями и вел. князь съ сыномъ снова подняли раку и перенесли ее на уготованное мѣ сто близь св. жертвенника. Потомъ была совершена литургія.

Самое празднованіе перенесенію мощей, назначенное прежде на 30 іюля, было тогда же перенесено на этотъ день, 24 августа.

Вел. князь снова роздалъ щедрую милостыню духовенству всего города.

Перенесеніе мощей другихъ митрополитовъ и кн. Юрья Даниловича происходило 27 августа, въ пятницу, также передъ вечернею, въ 9 часъ дня. Къ этому времени собрались къ церкви Іоанна подъ Колоколы митрополитъ съ священнымъ соборомъ и всѣ священники города, которые въ присутствіи вел. князя иего сына подняли каменную раку Кипріана митр. и перенесли ее въ соборъ, поставивъ въ юго-западномъ углу храма у стѣ ны. Потомъ Фотіевы мощи въ каменной же ракѣ перенесли и поставили съ Кипріановыми въ рядъ и устроили надъ ними надгробницы каменныя. Затѣ мъ перенесли мощи Іоны Чудотворца въ деревянной ракѣ и поставили въ противоположномъ сѣ веро-западномъ углу храма поверхъ помоста. Мощи Ѳ еогноста митр. поставили въ предѣ лѣ апостола Петра на верхъ помоста, обложивши кирпичемъ, объ одну стѣ ну съ Чудотв. Петромъ, какъ прежде лежали. Наконецъ, принесли мощи вел. князя Юрья Дан. въ деревянномъ гробѣ и положили въ предѣ лѣ св. Димитрія въ застѣ нкѣ въ землю съ помостомъ ровно и надгробницу учинили надъ нимъ.

Гробница строителя разрушившагося храма, митр. Филиппа, не была вынесена въ церковь Іоанна подъ Колоколы, потому что она оставалась снаружи храма, за межею сѣ верной стѣ ны Аристотелевой постройки, которая, слѣ довательно (то-есть вся постройка), по плану была отодвинута немного къ югу противъ прежняго Филипповскаго плана. Теперь подняли его каменный гробъ и перенесли въ церковь, поставивъ его въ рядъ съ гробницею митрополита Іоны у сѣ верной стѣ ны, вѣ роятно, противъ того же мѣ ста, гдѣ онъ покоился за стѣ ной новой церкви. Когда открыли его гробъ, увидѣ ли его лежавшаго всего цѣ лаго въ тѣ лѣ, подобно Іонѣ митр., и ризы его нимало не истлѣ ли, а прошло уже 6 лѣ тъ и 5 мѣ сяцевъ безъ 8 дней отъ времени его кончины. Увидѣ вши это, благочестивые люди усердно молились Богу, прославляющему угодниковъ Своихъ. 12 дней стоялъ его гробъ непокрытымъ, быть можетъ, въ ожиданіи чудесныхъ исцѣ леній, какія явились у мощей Іоны, и только въ 13 день склали надъ нимъ надгробницу кирпичную.

Богомольные Москвичи очень внимательно слѣ дили за всѣ миподобными обстоятельствами, а потому и усердно записывали ихъ въ лѣ топись. Для нихъ очень важно было, кто и какъ былъ положенъ, кто поверхъ помоста, кто вровень съ помостомъ, кто въ землѣ.

Послѣ этого уже окончательнаго устройства новаго соборнаго храма вел. князь снова одѣ лилъ все духовенство и всѣ хъ нищихъ города щедрою милостынею и кормомъ, а высшимъ властямъ и служившимъ священникамъ и всѣ мъ соборамъ далъ обѣ дъ и въ почесть всему духовному чину на томъ обѣ дѣ стоялъ передъ ними и съ сыномъ своимъ, угощая обѣ давшихъ. Таковъ былъ старозавѣ тный обычай въ великокняжескомъ и потомъ въ царскоыъ быту.

Упомянемъ также объ одномъ немаловажномь по тому времени для вѣ рующихъ и богомольныхъ Москвичей обстоятельствѣ, какое возникло по случаю освященія новаго храма. Нѣ кіе прелестники наклеветали вел. князю на митрополита (Геронтія), что не по солнечному всходу, ке посолонъ, какъ солнце ходитъ, митрополитъ ходилъ со крестами около церкви. Вел. князь очень разгнѣ вался на святителя, " воздвиже на него гнѣ въ великій". Оттого, говорилъ вел. князь, гнѣ въ Божій приходитъ! Возбуждены были большіе споры и пререканія. Старались найти въ писаніяхъ какой-либо уставъ объ этомь, посолонь ли ходити или не посолонь, и ничего твердаго не нашли.

Было много спорныхъ рѣ чей, большинство, всѣ священники и книжники, иноки и міряне стояли на сторонѣ митрополита. Очевидцы, бывалые въ далекихъ странствованіяхъ, указывали, что такъ святили церковь, ходя противъ солнца, во святой Аѳ онской горѣ. Вел. князь подъ вліяніемъ владыки Ростов. Вассіана, который, быть можетъ, и заварилъ это дѣ ло, и Чудовскаго архимандрита Геннадія, и только съ ними одними, стоялъ противъ митрополита. Эта сторона никакихъ свидѣ тельствъ не указывала.

Много и премного спорили, но истины не обрѣ тоша, каждый оставался при своемъ мнѣ ніи.

Споръ однако продолжался долгое время. Вел. князь остановилъ даже освященіе новопостроенныхъ церквей, цѣ лый почти годъ не были освящены церкви Іоанна Златоуста (въ монастырѣ), Рождества Б-цы въ Кремлѣ съ предѣ ломъ Онуфрія и многія другія, въ ожиданіи, что митрополитъ положитъ на его мысли. Въ ствѣ тъ на настойчивость вел. князя митрополитъ въ 1482 году оставилъ посохъ свой въ соборѣ и съѣ халъ на Симоново въ келью, взявши съ собою только ризницу. Онъ мыслилъ такъ если князь великій, пріѣ хавъ къ нему, не добьетъ челомъ и роптанія своего, что посолонь ходити, не оставитъ, тогда онъ совсѣ мъ оставитъ митрополичій санъ и будетъ жить простымъ монахомъ въ кельѣ. И такъ какъ на его сторонѣ стоялъ весь священный чинъ и всѣ міряне города, то вел. князь поневолѣ уступилъ и послалъ къ святителю своего сына просить, чтобы возвратился на свой столъ. Митрополитъ не послушалъ этого призыва. Тогда уже самъ вел. князь поѣ халъ къ нему и билъ ему челомъ, умоляя, чтобы возвратился на свой столъ, а самъ " во всемъ виноватъ сотворися" и обѣ щалъ слушать святителя во всемъ, и въ хожденіи волю ему далъ, какъ велитъ, какъ было въ старину. Послѣ такого покаянія митрополитъ возвратился.

Въ этомъ обстоятельствѣ ярко выразилась та сторона Московскаго благочестія и Московскихъ общественныхъ интересовъ, которая впослѣ дствіи мало-по-малу стала развиваться въ невѣ жественное старовѣ ріе, послужившее къ расколу вѣ рующихъ на множество толковъ и суемудрій.

Но возвратимся къ исторіи новаго собора. Въ 1482 г. храмъ былъ украшенъ иконописью. На это дѣ ло упомянутый Ростовскій владыка Вассіанъ еще при своей жизни (онъ померъ въ 1481 г.) далъ сто рублей мастерамъ иконникамъ: Денисію, попу Тимоѳ ею, да Ярцу, да Конѣ, которые и написали чудно вельми Деисусъ и съ Праздники и съ Пророки.

Исторія постройки собора весьма любопытна и съ другой, именно съ политической, стороны.

Когда лѣ томъ 1471 г. митр. Филлиппъ крѣ пко сталъ помышлять о сооруженіи новаго храма, вел. князь уже былъ въ походѣ подъ Новгородъ Великій, обвиненный въ то время всеобщимъ мнѣ ніемъ Низовой Руси въ отступленіи отъ Православія и въ намѣ реніи поддаться Латинскому королю. Тогда 14 іюля 1471 г. произошла знаменитая битва на р. Шелони, послужившая первымъ подвигомъ Москвы къ упраздненію Новгородской независимости.

Въ 1474 г. новозастроенный соборъ, доведенный уже до замкнутія сводовъ, внезапно разрушился, какъ бы предзнаменуя, что такъ съ неумѣ лымъ, старымъ строительнымъ художествомъ разрушится и старозавѣ тный вѣ чевой порядокъ Русской жизни, именно въ Новгородѣ, какъ сильнѣ йшемъ представителѣ и охранителѣ этого порядка.

Въ 1475 г., когда началась уже новая Аристотелевская постройка собора, вел. князь снова двинулся въ Новгородъ со многими людьми, но пошелъ туда миромъ пировать съ Новгородскимъ Владыкою, съ тысяцкими, посадниками и житьими людьми, со всѣ ми людьми Новгорода Великаго. Среди любовныхъ встрѣ чъ и пировъ онъ встрѣ тилъ тамъ и много обиженныхъ людей, которые, воспользовавшись присутствіемъ въ городѣ вел. князя, пришли къ нему отъ цѣ лыхъ двухъ улицъ съ большими жалобами на тамошнихъ сильныхъ людей, на бояръ, на посадниковъ степенныхъ и на другихъ сильниковъ въ грабежахъ и убійствахъ. И множество другихъ жалобниковъ пришли къ вел. князю искать своихъ обидъ и насилій, понеже, замѣ чаетъ лѣ тописецъ, та Земля отъ давнихъ многихъ лѣ тъ въ своей волѣ живяху и о вел. князехъ, своихъ отчинникахъ, небрежаху и не слушаху ихъ, и оттого много зла въ той землѣ происходитъ, между себя убійства и грабежи и домамъ разореніе, кто кого сможетъ. Такимъ образомъ, вел. князь нашелъ въ своей давней вотчинѣ то же самое, чѣ мъ она начала свою Исторію почти за 600 лѣ тъ тому назадъ. Вел. князь поставилъ всѣ мъ, обиженнымъ правдивый судъ предъ лицемъ Владыки и посадниковъ и виновныхъ тотчасъ же отправилъ въ Москву.

Однако почти два мѣ сяца чуть не каждый день продолжались пиры у Владыки, у посадниковъ, у богачей бояръ и у самого вел. князя, угощавшаго всю знать Великаго города.

Но широкіе пиры не успѣ ли преклонить вел. князя на милость къ осужденнымъ и отправленнымъ въ Москву боярамъ, какъ ни упрашивали о нихъ и Владыка и всѣ ихъ товарищи. Когда малые обиженные люди почувствовали державную руку вел. князя, то въ городѣ все двинулось на перемѣ ну прежнихъ отношеній и порядковъ и почва для этого была уже вполнѣ подготовлена. Теперь обиженные уже прямо шли на Великокняжескій судъ, какъ на единую крѣ пкую защиту въ ихъ обидахъ. Съ своими жалобами и исканiемъ суда они теперь шли уже прямо въ Москву. " А того не бывало отъ начала, какъ и земля ихъ стала: и какъ вел. князи начали быти отъ Рюрика на Кіевѣ и на Владимірѣ и до сего вел. князя, который на то ихъ привелъ". Такъ это случилось на другой же годъ (въ началѣ 1477 г.), когда и соборъ былъ выстроенъ по кивоты, т.-е. до половины зданія.

Въ это время, Великимъ постомъ, въ Москву явилось многое множество новыхъ жалобниковъ, житьихъ, посадскихъ поселянъ, черницъ, вдовъ, всѣ преобиженные сильниками. Быть можетъ, видя такое движеніе жалобниковъ, архіепископъ и весь Вел. Новгородъ вслѣ дъ за ними прислали къ вел. князю своихъ пословъ съ челобитьемъ и называя его Государемъ, чего не бывало отъ начала какъ и земля ихъ стала, ни котораго вел. князя Государемъ не называли, но господиномъ.

Въ древности это было простое рядовое обычное наименованіе каждаго домохозяина, владыки дома или своей земли и всякой собственности. Но въ это время Московскій вел. князь сталъ уже домохозяиномъ и владыкою не одной Москвы, но и всей Низовой Русской земли, лежавшей въ рѣ чномъ углу Волги и Оки. Здѣ сь уже давно, особенно послѣ Шемякиной смуты, ходила и утверждалась въ самомъ народѣ очень ясная ж всѣ мъ понятная идея Государя и Государства, родная идея полнаго домохозяина въ своемъ владѣ ніи и полной его власти въ своемъ государствѣ -домохозяйствѣ. Повторимъ, что самое слово Государь или Господарь ничего другого болѣ е обширнаго и высокаго и не обозначало, какъ только домоиземлевладѣ льца. Получивъ такое, въ сущности очень обычное, простое наименованіе и отъ вольнаго города, вел. князь послалъ къ Новгородцамъ своихъ пословъ подкрѣ пить данное ему вольными людьми наименованіе съ вопросомъ--какова они хотять огь него государства? Но вольные люди, повидимому, были обмануты своими послами, хотя одинъ изъ нихъ былъ вѣ чевой дьякъ, или же скоро одумались и отвѣ чали, что они съ такими рѣ чами не посылывали и назвали то ложью.

По зтому случаю возникъ мятежъ, созвонили вѣ че, вскричали на какого-то Василія Микифорова и тутъ же безъ милости убили его по обговору дьяка (?) Захарія Овина, а потомъ и этого убили и брата его у Владыки на дворѣ. И оттого взбѣ сились, яко пьяные, одинъ одно кричитъ, другой другое, и заговорили къ королю опять поддаться.

Услыхавши о такихъ дѣ лахъ у вольныхъ людей, вел. князь очень пожалѣ лъ убіенныхъ и даже прослезился и отдалъ это дѣ ло на обсужденіе митрополиту и всей своей боярской Думѣ.

" Съ чѣ мъ присылали сами, -- говорилъ онъ, -- чего и не хотѣ лъ я у нихъ, государства, и они отъ того заперлись и на меня лжу положили! " Разгнѣ вался вел. князь на Новгородъ за эту ложь и, помолясь Богу и раздавъ повсюду милостыню церквамъ, повелѣ лъ собираться ратнымъ, чтобы шли къ Новгороду со всѣ хъ концовъ по всѣ мъ дорогамъ.

А тѣ мъ временемъ Псковскіе мастера заложили у Троицы въ Сергіевомъ монастырѣ новую церковь каменную, а Аристотель довелъ постройку собора уже до сводовъ. Оставалось замкнуть своды и соорудить пять куполовъ, пять главъ надъ совершеннымъ зданіемъ, какъ и вел. князю оставалось сомкнуть своды Новгородской вольности и соорудить политическія государственныя главы надъ пятью концами вольнаго города, то-есть надъ всѣ мъ его вольнымъ бытомъ.

1477 г. 30 сентября вел. князь по старому порядку отношеній послалъ Новгородцамъ складную грамоту съ простымъ подьячимъ, а 9 октября самъ выѣ халъ изъ Москвы казнить ослушниковъ войною.

Московскія Низовскія рати, а съ ними и Псковичи окружили Новгородъ со всѣ хъ сторонъ, заняли вокругъ города всѣ монастыри, стѣ снили городъ такъ, что въ немъ отъ собравшихся во множествѣ въ осаду людей появился моръ.

Начались переговоры съ Владыкою, посадниками, со всѣ мъ Новгородомъ Великимъ. Начались разсужденія о томъ, какой смыслъ заключается въ словахъ Государь и Государство?

Новгородъ, находясь уже въ немалой тѣ снотѣ отъ Москвы, промолвился, назвавши вел. князя Государемъ, конечно изъ особаго почтенія, какъ величали вел. князя въ Москвѣ, употребилъ, стало быть, Московскую рѣ чь, а вел. князь тотчасъ же спросилъ: какого же государства хочетъ Новгородъ?

Вотъ на этотъ вопросъ и должны были отвѣ чать вольные люди, окруженные войсками, едва дышавшіе теперь въ Московскихъ ратныхъ тискахъ. Очень естественно, что они стали отвѣ чать по старымъ привычнымъ уговорамъ съ вел. князьями, ограничивая и теперешняга вел. князя своими вольностями, стали указывать ему, какъ онъ долженъ держать у нихъ свое государство, т.-е. свою государственную власть; стали просить, если не требовать, напр., чтобы въ Низовскую землю къ берегу (противъ Татаръ) службы имъ не было, что готовы они защищать только свои границы и т. п.

" Вы нынѣ ча сами указываете мнѣ ", говорилъ вел. князь, " и чините урокъ нашему государству, какъ ему быть у васъ. Какое же тутъ мое государство, когда не я вамъ, а вы мнѣ указываете и урекаете, какъ долженъ я держать васъ. Я хочу такого государства, какъ живу на Москвѣ. Какъ на Москвѣ, такъ хочу быть и въ отчинѣ нашей въ Новгородѣ ". Тогда Владыка, посадники и житьи, говорившіе отъ всего Новгорода, ударили челомъ вел. князю и вымолвили, чтобы вел. князь самъ сказалъ, какъ его государству быть въ Новгородѣ, потому что Новгородъ Низовой пошлины не знаютъ, какъ государи наши вел. князья держатъ свое государство въ Низовской землѣ.

" Наше государство вел. князей таково, отвѣ тилъ вел. князь: Вѣ чу, колоколу въ нашей отчинѣ въ Новгородѣ не быть, посаднику не быть, а государство все намъ держать и всему остальному быть какъ у насъ въ Низовской землѣ ".

Не знали Новгородцы такого Государства только въ своемъ политическомъ устройствѣ, но въ домашнихъ своихъ порядкахъ они хорошо знали, что такое Государь -- хозяинъ дома и владѣ тель своей отчины, своей волости, своего села. Они хорошо знали и помнили, какъ распоряжались и государили со своими подвластными землями и пригородами, напр., съ Двиною, въ 1398 г., съ Заволочьемъ и т. д., не говоря о вѣ чевомъ буйствѣ, когда цѣ лыя улицы подвергались государскому разгрому. И то вѣ дь было государство, т.-е. власть силы, и такимъ же государемъ было вѣ че.

Такимъ образомъ вольный Новгородъ былъ покоренъ въ полной мѣ рѣ Московскому государству. Какъ и сталъ Великій Новгородъ и Русская земля, такого изневоленья на нихъ не бывало ни отъ котораго вел. князя, да и отъ иного ни отъ кого.

Со стороны Новгорода событіе совершилось мирнымъ порядкомъ--войны не было.

Со стороны Москвы оно теперь совершилось несравненно успѣ шнѣ е, чѣ мъ бывало прежде, по той причинѣ, что теперь уже по всей Низовской землѣ ходило въ народѣ мнѣ ніе, что государство (единовластіе, единодержавіе) прибыльнѣ е для людей, чѣ мъ разновластіе; что одинъ государь, какъ ни бывалъ онъ грозенъ, своеволенъ, все-таки скорѣ е дастъ крѣ пкую и вѣ рную защиту обиженнымъ, чѣ мъ множество государей, неспособныхъ и себя защитить отъ насилій сильнаго.

Какъ въ древнія времена въ народныхъ отношеніяхъ господствовала, торжествовала и являлась принудительною силою идея вѣ ча, такъ теперь стала торжествовать и уже являлась принудительною силою идея государя и государства, и потому самый Новгородъ, какъ политическая вѣ чевая сила, именуетъ себя также государемъ, а Псковичи, другая вѣ чевая сила, въ это время прислали вел. князю грамоту, въ которой величали его не только господиномъ-государемъ, но и царемъ всея Руссіи, предупреждая даже Московскія понятія о значеніи государевой власти.

Итакъ, не только вольному Новгороду, но и всей Землѣ теперь было растолковано не одними словами, ноеще сильнѣ е самымъ дѣ ломъ окончательнаго покоренія вѣ чевого порядка государственнымъ началамъ, было до точности растолковано, что значитъ и какой смыслъ имѣ етъ государево государство.

Все это происходило зимою 1477--1478 г. Дѣ ло совсѣ мъ окончилось 20 генваря, когда вел. князь поспѣ шилъ послать добрую вѣ сть въ Москву къ своей матери и къ митрополиту и къ сыну, что привелъ вольный городъ во всю свою волю и учинился на немъ государемъ, какъ и на Москвѣ. Черезъ 7 дней, генв. 27, эта вѣ сть прибыла и въ Москву. Самъ вел. князь прибылъ въ Москву 5 марта, въ четвертокъ 5 недѣ ли поста, повелѣ въ за собою и колоколъ ихъ вѣ чевой привезти на Москву, и " какъ привезенъ былъ и взнесли его на колокольницу на площади съ прочими колоколами звонити".

Въ этомъ достославномъ походѣ былъ и Аристотель. Онъ еще въ началѣ дѣ ла построилъ черезъ Волховъ подъ Городищемъ мостъ на судахъ, который и послѣ оставался надолго цѣ лымъ.

Итакъ, постройка Московскаго большого собора совершалась въ одно время и шагъ за шагомъ въ рядъ съ постройкою Московскаго единодержавнаго государства. Очень понятно, какъ были рады Москвичи, по крайней мѣ рѣ въ ихъ властной средѣ, окончанію сооруженія храма и концу вѣ чевого порядка. Примѣ чательно и то обстоятельство, что, какъ было упомянуто, Новгородскіе мастера устроивали и кровлю собора, покрывая его нѣ мецкимъ бѣ лымъ желѣ зомъ.

Какъ во времена митрополита св. Петра и вел. князя Ивана Калиты, такъ и теперь сооруженіемъ соборнаго храма было положено только начало новому устройству города. Воздвигнутый величественный храмъ одною своею массивностью и свѣ тлостью новаго строенія, сравнительно съ остальными малыми и низменными зданіями старинной еще Калитинской постройки, отражалъ въ сильной степени ихъ незначительность и бѣ дноту и необходимо вызывалъ мысль о сооруженіи соотвѣ тственныхъ ему по красотѣ и величію вмѣ сто старыхъ новыхъ зданій.

Но для такихъ зданій не было мастеровъ-строителей, такъ какъ одинъ Аристотель, занятый въ это время пушечнымъ и колокольныыъ литьемъ, денежнымъ дѣ ломъ и даже походами съ новою артиллеріею, напр., въ Новгородъ, подъ Казань, въ Тверь, по всему вѣ роятію уже не имѣ лъ времени заниматься архитектурнымъ дѣ ломъ, и очень вѣ роятно также, что онъ указывалъ на свою родину, откуда возможно было добывать мастеровъ не однихъ только архитекторовъ.

Съ Италіей въ то время происходили самыя оживленныя сношенія, и потому вел. князь не мало заботъ положилъ о вызовѣ оттуда дѣ ловыхъ, знающихъ людей самыхъ разнообразныхъ художествъ.

Мы видѣ ли какихъ трудовъ и препятствій стоилъ вызовъ и самого Аристотеля. Проходили годы, пока въ Москвѣ наконецъ стали появляться эти очень надобные и желанные художники.

Между тѣ мъ, въ ожиданіи Итальянскихъ художниковъ, вел. князь воспользовался и искусствомъ Псковскихъ мастеровъ и 6 мая въ 1484 г. повелѣ лъ имъ построить на мѣ стѣ стараго свой дворцовый храмъ Благовѣ щенія, разобравъ старый только по казну и по подклѣ тъ, т.-е. до цоколя.

Вмѣ стѣ съ тѣ мъ около того подклѣ та была заложена казна, особыя помѣ щенія для храненія казны, и кромѣ того была заложена кирпичная полата съ казнами, наименованная впослѣ дствіи Казеннымъ Дворомъ.

Храмъ Благовѣ щенія строился болѣ е пяти лѣ тъ отъ заложенія въ 1484 г. до 1489 г., когда былъ освященъ, а разбирать его старое зданіе начали еще въ 1482 г. и продолжали въ 1483 г. Неизвѣ стны причины такой медленной постройки.

Слѣ дуя за вел. княземъ, и митрополитъ въ то же лѣ то и съ тѣ ми же Псковскими мастерами заложилъ у своего двора въ 1484 г. церковь Ризположенія, совершенную въ 1485 г. и освященную въ 1486 г. авг. 31.

Въ этихъ двухъ храмахъ Псковскіе мастера занесли и въ Москву типы своихъ Новгородскихъ и Псковскихъ церквей, замѣ тнымъ образомъ обозначенные въ подробностяхъ устройства подглавій или шей, иначе и неудачно теперь называемыхъ трибунами, барабанами. Но еще прежде, лѣ тъ за пять до постройки этихъ двухъ храмовъ, Псковскіе мастера соорудили въ 1479 г. храмъ Іоанна Златоуста въ монастырѣ того же воимя. Этотъ храмъ былъ построенъ въ честь тезоименитаго Ангела вел. князя и въ память покоренія Новгорода, такъ какъ послѣ дніе дни Новгородской свободы, когда эта свобода окончательно была упразднена, эти дни совпали съ днями рожденія вел. князя и его именинъ 22 и 27 января 1478 г.

Неизвѣ стно, когда именно прибыли въ Москву первые послѣ Аристотеля Итальянскіе архитекторы Антонъ Фрязинъ и Марко Фрязинъ, но ихъ работы начались уже въ 1485 г. и не постройкою храмовъ, а сооруженіемъ новыхъ Кремлевскихъ стѣ нъ.

Старыя стѣ ны, значительно обветшавшія и отъ времени и отъ многихъ пожаровъ. теперь уже не удовлетворяли новымъ требованіямъ и могуществу государственнаго гнѣ зда, какимъ являлся этотъ ветхій Кремль. А величественный соборъ Успенскій и здѣ сь какъ бы указывалъ на необходимость окружить его достойнымъ вѣ нкомъ новыхъ сооруженій. Какъ мы упомянули, его зданіе ярко освѣ щало ветхую старину всѣ хъ остальныхъ построекъ Кремля. Кромѣ того, и въ чемъ была главная забота Моск. государя, требовалось укрѣ пить гнѣ здо славнаго государства новыми ужеевропейскими способами городовой защиты при помощи европейскихъ же строителей.

Само собою разумѣ ется, что постройка новыхъ стѣ нъ производилась не вдругъ, но частями, мало-по-малу, потому что въ одно время съ постройкою новой стѣ ны было необходимо оставлять возлѣ нея и старыя стѣ ны, дабы на случай опасности не раскрыть городскую ограду на произволъ враждебной осады. Итальянецъ Контарини, бывшій въ Москвѣ въ 1475 г. и, стало быть, видѣ вшій старыя стѣ ны, описывая городъ, говоритъ между прочимъ, что онъ " расположенъ на небольшомъ холмѣ и что всѣ строенія въ немъ, не исключая и самой крѣ пости, деревянныя". Это указаніе не иначе можно объяснить какъ тѣ мъ, что обветшавшія стѣ ны по мѣ стамъ были починены деревомъ вмѣ сто камня.

Кромѣ того, надо имѣ ть въ виду, что городовыя каменныя стѣ ны всегда были покрываемы деревянною кровлею; изъ дерева же устроивались и заборолы, родъ разборнаго забора, который защищалъ осажденныхъ въ пролетахъ между зубцами стѣ нъ. Все это придавало стѣ намъ видъ деревянной постройки.

Сооруженіе и доселѣ существующихъ стѣ нъ Кремля началось, какъ упомянуто въ 1485 году, съ теперешнихъ Тайницкихъ воротъ, что надъ Москвою-рѣ кою передъ соборами.

Въ то время находившіяся здѣ сь старыя ворота именовались Четьковыми, Чишковыми, Чушковыми и Шешковыми. По всему вѣ роятію отъ имени боярскаго двора, здѣ сь находившагося.

Въ числѣ знатныхъ бояръ у кн. Юрья Дм. Галицкаго былъ Данила Чешекъ, являвшійся въ качествѣ посла къ вел. князю Василію Васил. Темному объ утвержденіи мира въ 1425 году. Можно предполагать, что у воротъ на Подолѣ Кремля находился и дворъ этого Чешка, такъ какъ неподалеку на горѣ стоялъ дворъ и князя Юрья Дмитріевича, соперника Василію Темному въ спорѣ о Великомъ Княженіи. Ворота назывались также и Водяными, какъ въ Москвѣ назывались и другія такія же ворота, устроиваемыя не для проѣ зда дальше по улицамъ, а только для добыванія воды, каковы были ворота у теперешняго Каменнаго моста и въ Китаѣ у Зарядья.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал