![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Далее следует рефлексия на тему прочитанного. Все, что пишется дальше, авторская точка зрения, не претендующая на истину в последней инстанции (и даже наоборот
Все, что пишется дальше, авторская точка зрения, не претендующая на " истину в последней инстанции" (и даже наоборот, автор призывает к дискуссии), поэтому дальше не встречаются фразы типа я думаю, по-моему мнению и т.д. – они считаются принадлежащими каждой фразе текста " по умолчанию". Первое, что пришло в голову – ДИАЛЕКТИКА должна буквально пронизывать все содержание обучения и воспитания. 1. Саму фразу " После трех поздно", нельзя понимать буквально. Какими бы не были первые три года человека, жизнь продолжается, и ее содержание в последующем может повлиять в обе стороны (худшую и лучшую) на конечный результат. С чем же, безусловно, можно согласиться, это с тем, что эффективное влияние в течение первых трех лет жизни ребенка может послужить лучшей основой для последующего влияния. 2. Декларируемая автором цель раннего развития – счастье ребенка. Однако результативность раннего развития им же в собственной книге оценивается в профессиональной успешности: великий музыкант, выдающийся ученый, эффективный менеджер, первоклассный спортсмен и т.д. А на более ранней стадии – лучший в чем-то в классе, школе, городе, стране, мире. 3. Само понятие " развитие" диалектически состоит из обучения и воспитания, где " в дистиллированном виде" под обучением понимается усваивание знаний и получение практических навыков, а под воспитанием – выработка определенных свойств человеческой личности. Но в реальности и то, и другое взаимопереплетено и взаимовлияюще. 4. Методы, применяемые для обучения и воспитания, диалектичны по своей природе (например, доброта и строгость). Тогда возникает вопрос – если все так зыбко (диалектично, по- научному), то как же тогда определить, что хорошо, а что плохо? Ответ: 1) ПРАКТИКА - критерий истины. Если Вы (как родитель или учитель) добились того, что задумали – значит, поступали правильно, если нет – значит неправильно. 2) Непрерывная рефлексия Непрерывный анализ, что получается, а что нет, позволит чутко и быстро реагировать и корректировать свое влияние. Когда и как начинать? У человека имеются пять органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как только Вы можете без ущерба для здоровья ребенка воздействовать на какой-то из них - можно начинать! Активизация органа чувств вызывает взаимодействие с мозгом – есть контакт! Зачем? Если Вы родитель, Вам жить в одной квартире со своим ребенком лет двадцать, как минимум. Эти 20 лет будут приятнее, если Вам будет комфортно жить рядом с ребенком. Если учитель – то учить 4-7 лет – тоже время и нервы. Возрастная диалектика Сплошь и рядом биологический возраст ребенка и его развитие (обученность / воспитанность) никак не коррелируют. Причем в обе стороны: одна часть детей (и чем дальше, тем она больше) не умеет, то, что вроде бы по общепринятым нормам должен уметь каждый ребенок этого возраста, другая (численностью поменьше, разумеется) – умеет то, чего не умеет большинство сверстников. Поэтому более разумным представляется выстраивание ПЛАНИРУЕМОГО ДЕРЕВА РАЗВИТИЯ, определяющее порядок и пререквизиты каждого пункта развития и постепенное ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ движение по этому дереву с каждым ребенком персонально и всеми, какие у Вас есть в распоряжении, вместе. Для обучения программированию у нас уже выстроена подобная система и многолетним успешным функционированием доказала свою эффективность (хотя она продолжает и будет продолжать развиваться). Для обучения подготовленности к обучению программированию (или в более широком смысле – к обучению в школе) мы разрабатываем курс " Учимся думать" – основанный на выполнении продуманной системы заданий на компьютере, интегрированной с системой дистанционного обучения DL.GSU.BY для фронтальной работы. Этот курс, очевидно, в определенной мере способствует достижению поставленной цели, но в большей степени пока просто показывает уровень текущей подготовки (достигнутый самим ребенком и его родителями до встречи с нами). Для того, чтобы сделать наш курс " Учимся думать" реально эффективным средством подготовки (с нуля, как это мы любим), нужно очертить набор ПРЕРЕКВИЗИТОВ (что должен уметь ребенок, прежде чем попадет к нам). Есть опыт работы с трехлетней Машей Копиченко. Поэтому пререквизит по возрасту можно так и определить (ПОКА?) – 3 года. А еще? Умение ходить и говорить. Все? Оля Копиченко говорила, что у нее есть первоклассник, который пока совсем-совсем не в ладах с мышкой (не ассоциируется движение мыши по столу и курсора по экрану). Мне кажется, в перспективе эту проблему мы можем и должны решить (серией специальных заданий за столом и за компьютером). Планируемое дерево развития от рождения до 3 лет (или до 6 лет, то есть до поступления в 1 класс). Сначала нужно установить, ЧЕМУ нужно научиться. Затем определить в какой последовательности (дерево). Потом – с помощью каких упражнений (Упражнения рождают мастерство – Тацит). Дальше идут " наметки" такого дерева, которые еще развивать и развивать. Различение разных предметов Нахождение одинаковых предметов На улице: сбор (только) шишек, палочек, камешков, мелков Классификация: Саша (1 год и 9 месяцев) ПО СОБСТВЕННОЙ инициативе разложил колоду карт в 3 кучки (красные, черные, картинки) Абстракция (подобие, обобщение): Саша с удовольствием сопоставляет сущности. Например, увидев картинку холодильника, бежит показывать реальный холодильник. Или на картинку самолетика в книжке кладет деревянный самолетик. Или букву А из деревянной азбуки кладет на картинку с буквой А в книжке. Понимание (уметь выбрать, принести то, что попросил родитель/учитель): Цвет: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый. Размер: маленький, большой, средний. Вес: легкий, тяжелый Скорость: медленный, быстрый. Материал: мягкий, твердый Слова: части тела, одежда, посуда, мебель, транспорт, природа Буквы: русские от А до Я большие Цифры: от 0 до 9 Как дальше развивать эти наметки: Надо вставить наш список базовых мыслительных операций и перечень (из стандарта) готовностей к школе, а затем попытаться выстроить ДЕРЕВО в каком порядке овладевать всем этим и с помощью каких упражнений за компьютером и без него (дома, на улице). 4.4. А в школе? Электронный учебный курс «Учимся думать», содержащий задания на развитие базовых мыслительных операций впервые был внедрен в практику эксплуатации с сентября 2008 года. В 2008-2009 учебном году в нем поработали 156 школьников, в основном, г. Гомеля и Гомельской области. В 2009-2010 году в курсе «Учимся думать» зарегистрировано уже 737 школьников, студентов, преподавателей информатики из г. Гомеля, Гомельской области, Республики Беларусь. Дело в том, что 2008-2010 году практически ежеквартально на базе кабинета информатики ГУО СОШ27 проводились семинары для учителей информатики г. Гомеля и Гомельской области. Практически все участники таких семинаров во время практической его части работали в данном курсе. В 2009-2010 учебном году в курсе «Учимся думать» фронтально работали все ученики 1, 2, 3 и 5 классов СШ27. В результате полностью с курсом «Учимся думать» справились 49 учеников первого класса, 67 учеников второго класса, 54 ученика третьих классов и 55 учеников пятых классов. Система DL автоматически ведет учет количества времени потраченного каждым учеником на процесс обучения. Далее на базе этой информации могут быть получены различные статистики о времени обучения. В том числе, минимальное, максимальное и среднее время (в часах и минутах) прохождения курса по классам. Таблица 4.4.1. «Учимся думать»
Сравнивая минимальное, максимальное и среднее время работы по классам (среди тех, кто смог полностью справиться с курсом), можно заметить существенную разницу между первым и вторым классом и минимальную (почти отсутствующую) разницу между вторым и последующим классами. Напрашивается вывод о том, что обучение в первом классе в существенной степени развивает мыслительные навыки большинства школьников. Другое важное наблюдение – о сильной дифференциации в подготовке учеников, которая НЕ НИВЕЛИРУЕТСЯ по мере перехода учеников из класса в класс: сильные ученики выполняют работу в три раза быстрее слабых как в первых классах, так и во всех последующих. Причем речь идет о тех слабых, которые полностью справились с комплектом заданий «Учимся думать», но ведь есть множество детей, которые не смогли и этого сделать. В то же время, анализируя среднее время, можно заметить существенное улучшение результатов учеников во втором классе относительно учеников первого класса, и значительно меньшее улучшение результатов учеников третьего класса по отношению к ученикам второго класса и результатов учеников пятого класса по отношению к третьему классу. После завершения комплекта заданий «Учимся думать», школьники переходят в следующий комплект заданий «Пропедевтика слов». Таблица 4.4.2. «Пропедевтика слов»
Практически все задания содержат необходимые подсказки, поэтому время полного выполнения этого комплекта заданий в значительной степени определяется навыками работы с клавиатурой и мышкой, а также базовыми навыками мыслительной деятельности. И снова наблюдается трехкратная разница во времени прохождения между лучшим второклассником и лучшим первоклассником и несущественные отличия между лучшими учениками вторых, третьих и пятых классов. Также заметно, что среднее количество учеников справившихся с комплектом заданий «Пропедевтика слов» сильно зависит от класса – от 9 в первом классе до 42 в пятом классе. После выполнения комплекта заданий «Пропедевтика слов», ученики переходят к выполнению комплекта заданий «Учим слова медленно», а затем к комплекту заданий «Учим слова». Таблица 4.4.3. «Учим слова медленно»
Таблица 4.4.4. «Учим слова»
Все замеченные ранее тенденции вновь подтверждаются. Хочется отметить также эффективность системы обучения. Пакет заданий «Учим слова» выполняется примерно за одно и то же время (порядка 15 минут) лучшими учениками первых, вторых, третьих и пятых классов. Среднее время выполнения пакета заданий «Учим слова», примерно один час. Вновь появившаяся тенденция – рост дифференциации между лучшим и худшим результатом в среднем до 20 раз во всех классах: первом, втором, третьем и пятом. То есть, при усложнении заданий результаты лучших и худших учеников различаются все сильнее и сильнее. Это наблюдение еще раз иллюстрирует необходимость дифференцированного подхода к обучению и практическую невозможность обучать одновременно с одной скоростью столь по-разному подготовленных учеников. Важные выводы: • обучение в первом классе в существенной степени развивает мыслительные навыки большинства школьников • сильная дифференциация в подготовке учеников, проявляющаяся уже в первом классе, НЕ НИВЕЛИРУЕТСЯ по мере перехода учеников из класса в класс • при усложнении заданий результаты лучших и худших учеников различаются все сильнее и сильнее. Данные выводы зарождают сильные сомнения в эффективности совместного обучения столь разных по подготовке учеников. В качестве средств решения проблем предлагается использовать разработанные средства для компьютерного тестирования учеников, принимаемых в первый класс. Определить минимально допустимый уровень подготовки, и не зачислять в первый класс учеников с подготовкой ниже этого уровня. Для таких учеников вводить годичное «дошкольное» обучение, которого вполне может хватить для выравнивания навыков мыслительной деятельности и последующего успешного обучения. Распространить среди родителей информацию о данных средствах работы с дошкольниками, с целью индивидуальной коррекции навыков мыслительной деятельности. Использовать разработанные средства развития мышления для факультативной работы со школьниками всех возрастов. Целенаправленно развивать факультативные учебные курсы в среде DL (или аналогичной) направленные на развитие мышления, но использующие в качестве объектов анализа категории соответствующих школьных и вузовских предметов (например, математика, физика, история и т.д).
|