Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Возникновение Древней Руси.Стр 1 из 15Следующая ⇒
Норманнская теория: Авторы: Миллер, Байер, Шлецер – историки РАН в первой половине XVIII. Согласно древнерусским летописям, в 862 г. для прекращения междоусобиц племена восточных славян (кривичи и ильменские словене) и финно-угров (весь и чудь) обратились к варягам-русь с предложением занять княжеский престол. Пригласили конунга Рюрика, его братьев Синеуса и Трувора («земля наша велика и обильна, да наряду в ней нет»). Откуда именно призвали варягов, летописи не сообщают. Можно примерно локализовать местожительство руси на побережье Балтийского моря. Название «Русь», соответственно, связывается с названием племени, из которого были призваны варяги. Норманисты склонны считать, что государственность у восточных славян не образовалась бы без участия варягов. С этим впоследствии будет связана и теория гитлеровских нацистов о неполноценности славянской нации. Антинорманизм: Основоположники антинорманизма в России – Ломоносов, Татищев. Хотя все историки сходятся во мнении, что славяне были способны образовать государство самостоятельно, они имеют различные взгляды по другим вопросам: · признают историчность Рюрика и называют его лишь катализатором, ускорившим переход от догосударственного образования к полноценному государству, поскольку один-единственный человек не смог бы образовать государственность там, где не было для этого достаточных предпосылок (Клейн) · полагают Рюрика потомком славянских князей (внук Гостомысла) · считают, что Рюрик был призван княжить в уже сформировавшееся государство (недаром ему предложили княжеский престол, а о каком князе может вообще идти речь там, где нет государства?) · полагают, что Рюрика вообще не могло быть в истории России (Иловайский), т.к. если бы и был призван Рюрик, то не с дружиной, а с целым народом (подтверждая данными, что Оскольд и Дир уходят от Рюрика на юг и захватывают Киев, а через год или через два они уже нападают на Константинополь в количестве 200 лодок, на которых помещались приблизительно до 10000 войска, состоящего из Руси. А между тем Оскольд и Дир могли отвлечь только часть Руси от Рюрика, у которого оставалась главная ее масса) – но в иностранных и древнерусских летописях отсутствует какое-либо упоминание о масштабном переселении народа, которое не могло остаться незамеченным. Значит Русь – племя, которое было на территории восточных славян изначально. Кроме того, даже если считать, что Рюрик пришел княжить не с народом, а с небольшой дружиной, за столь короткий период невозможно объединить разрозненные племена и вывести их объединенное государство на тот высокий уровень развития, о котором свидетельствуют летописи. Иловайский склонен считать, что Русское государство так же, как и все другие, произошло из борьбы племен и народов между собой. На данном пространстве – Скифии - из массы одноплеменных и разноплеменных элементов выделяется наиболее воинственный, наиболее способный к единению народ – Россаланы, который постепенно подчиняет себе соседей и распространяет свое господство обыкновенно до тех пределов, где встречаются или естественные преграды, или не менее сильные народы (Готы). Название «Русь» пошло: · От финского Ruotsi – шведы · От названия реки Рось, по берегам которой жило племя росов · Россоланы – название племени причерноморья · От профессионального «дружинник» в одном из шведских наречий 2. Принятие христианства. · Для того, чтобы избежать политической и, главное, экономической изоляции языческой страны в сформировавшемся христианском мире · Монотеизм соответствовал сущности нового единого государства во главе с монархом (Единый бог в царстве небесном, как единый монарх в царстве земном), а отсюда укрепление государственной власти и влияния лично князя · Обществу нужна была более гуманная мораль (те же стремления впоследствии подтверждаются принятием Русской правды, где, к примеру, кровная месть заменяется вирой) · Язычество с его равенством людей перед силами природы не могло, в отличие от христианства, оправдать появившееся социальное расслоение, т.е. освящение принципов феодализма Причины принятия именно Православие: · Православие ко времени принятия христианства имело наиболее прочные и глубокие корни на Руси. Благодаря грамотной миссионерской деятельности, в России количество Православных было на втором месте после количества язычников · Принятие восточной ветви христианства было необходимо для улучшения отношений с Православной Византией – основного торгового партнера · Власть светская в Православии была выше церковной («богу богово, кесарю кесарево»), во главе церкви император, которому подчинялся патриарх, в отличие от Католичества, где во главе церкви и государства – Папа, т.е. власть церковная была выше светской · Православие разрешало вести службу в землях новообращенных народов на их родном языке, а не на латыни (западная ветвь), что способствовало меньшему сопротивлению христианизации и сохранению самобытности (языка) +Нет запрета на алкоголь, как в мусульманстве («Руси есть веселие пить, не можем без того быть») Значение принятия христианства: · Стало объединяющей силой для славянских народов. Сыграло значительную роль в преодолении раздробленности в дальнейшем · Христианские обычаи развивали общественную мораль, нравственность – человеколюбие, защита обиженных и угнетенных, терпимость, подавляли варварские черты, оставшиеся от язычества – многоженство, браки в близких степенях родства. · Оказало влияние на развитие культуры (жития святых, храмы), грамотности (привнесение Кириллом и Мефодием нового алфавита – кириллицы, который способствовал скорописи, появление первых школ) · Сблизило Русь и Византию, подняло международный престиж Руси.
|