![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 13 этнометодология Гарфинкля.
- Эмпирически подтвердил идеи Шюца – что есть тайные смыслы, которые руководят поступками людей. В результате создал новое направление в социологии – этнометодологию, собственно. Читать его невозможно Т_Т Поэтому берём адаптированную критику.
Цель ЭМ – изучение тех способов, с помощью которых люди активно, хотя обычно и не заметно для себя, извлекают смысл того, что они подразумевают в своих разговорах и действиях других людей.
Искал принципы нормальной коммуникации на основе т.н обыденных типов – т.е представлений или ожиданий по поводу того, как должно осуществляться беспроблемное взаимодействие.
Предметом анализа был разговор. Повседневный, рутинный разговор ни о чём – трёп. В этом величайшая загадка. Нам кажется, что эти разговоры – простейшая и не очень важная вещь. На самом деле компьютерные технологии научили компьютер многому. Но вот трепаться ни о чём научить не могут, рационально не внести это в него. Минимум 3 фактора стабильного каркаса соц.взаимодействий
Без 2 и 3 понять коммуникацию людей невозможно, она превращается в бред JJJ Не понимаем, насколько фоновые ожидания – что нам скажут – важны для нас. Гарфинкель проводил кризисные эксперименты – вести себя не нормально и записывать. «Как дела?». Надо встретить человека. Если спросит, надо подробно рассказать со всеми деталями. И фиксировать, на какой минуте человек начинает закипать. Держать, не отпускать. В конце человек бесится и кричит, что ему это не важно. Человек отвечает правильно, но нарушает фоновые ожидания. Ожидание – «хорошо, пока»
Фоновое ожидание в СК – зависит от того, кто нас спрашивает, какие у нас с ним отношения, и от вида совместной деятельности. Т.е на вопрос «как дела?» от врача, любимого и мамы будем отвечать по-разному. Работаем на нормальную коммуникацию. - Таких механизмов много, читаем.
Вывод: «Люди в своей повседневности строят свои взаимодействия на основе моделей, о существовании которых они не догадываются, но к которым неосознанно приспосабливают своё поведение. Эти модели первичны, т.к они диктуют цели и мотивы взаимодействия, воспринимаемые самими участниками как морально должные.» «Эти модели санкционированы группой и обусловлены практическими целями взаимодействия.» Билет 14 Драматургический подход И. Гофмана(способы представления себя другим, противоречивые роли) 1) Итак, предположительно существуют две крайности: индивид или искренне увлечен собственным действием, или цинично относится к нему. Эти крайности представляют собой нечто большее чем просто крайние точки некоего континуума. Каждая из них дает человеку позицию, которая имеет свои особенные средства безопасности и защиты, и потому тот, кто приблизился к одному из указанных полюсов, будет склонен дойти до конца. В известном смысле, поскольку маска представляет понятие, которое мы составили о себе, представляет роль, которую мы стараемся оправдать своей жизнью — эта маска есть наше более истинное Я, чем то Я, каким нам хотелось бы быть. В конце концов, наше понятие о нашей роли становится второй натурой и составной частью нашей личности. Мы приходим в этот мир как биологические особи, приобретаем характерную роль и становимся личностями Как сказано, цикл “от неверия к вере” может быть пройден и в обратном направлении: сначала убежденность или нестойкое воодушевление, а под конец — цинизм. Также нельзя исключать из рассмотрения своеобразный переходный случай, который держится на маленьком самообмане. Индивид может стараться побудить аудиторию определенным образом оценить его и ситуацию, и может желать этой оценки как конечной цели-в-себе, и все же неполностью верить в заслуженность того суждения о себе, которого он просит, или в достоверность того впечатления о реальности, которое он создает. (Шаманы) Термин “исполнение” используется для обозначения всех проявлений активности индивида за время его непрерывного присутствия перед каким-то конкретным множеством зрителей — проявлений, которые так или иначе влияют на них. В этой связи будет уместно назвать передним планом или “представительским фронтом”) ту часть индивидуального исполнения, которая регулярно проявляется в обобщенной и устойчивой форме, определяя ситуацию для наблюдающих это исполнение. Прежде всего это обстановка, включая мебель, декорацию, физическое расположение участников и другие элементы фона, которые составляют сценический и постановочный реквизит для протекания человеческого действия. Обстановка тяготеет к неподвижности. Если термин “обстановка” используется для обозначения сценических составляющих исполнительского инструментария выразительных средств, то термин " личный передний плана можно отнести к составляющим иного рода — тем, которые наиболее тесно связаны с самим исполнителем и которые, естественно предположить, сопровождают его всюду Некоторые из этих знаковых сигналов (такие, как расовые признаки) относительно постоянны для данного индивида и не меняются от ситуации к ситуации на протяжении какого-то промежутка времени. Другие же — относительно подвижны или преходящи, как например выражение лица, и могут меняться в течение одного исполнения от момента к моменту. Иногда удобно делить знаковые сигналы, составляющие личный передний план, на внешний вид и манеры, согласно функции, исполняемой информацией, которую они передают. К внешнему виду можно отнести те из них, которые действуют в данный момент, говоря нам о социальных переменных состояниях исполнителя. Сигналы внешнего вида сообщают нам также о временном ритуальном состоянии индивида: занят ли он официальной общественной деятельностью, работает, или предается неофициальным развлечениям; переживает он или нет новую фазу в сезонном, либо во всем жизненном цикле и т. п. Манерами можно назвать сигналы исполнителя, которые в данный момент предупреждают нас о той роли во взаимодействии, какую он намеревается играть в надвигающейся ситуации.
|