Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 19 Семиотические аспекты коммуникации.






Семиотика – наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию.

Семиотический подход интересуется содержанием передаваемого сообщения, а информационный подход – процессом передачи сообщения.

США – феномен Чарльза Пирса (1839 – 1914) – родоначальник концепции прагматизма.

Как систематизировать разнообразие понятий и мыслеформ для человека?

Это можно сделать с помощью прагматизма.

1)Рациональный смысл словоформ(понятий) можно постигнуть через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей.

2)Мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение.

Семиотический подход к коммуникации. Модель знака по Пирсу.

Знак(означающее, нечто) шест, дрова, дубина
Откуда берётся знак?

 

           
   
     
Палка (что-то)
 
   
 
 
 
(Оружие, растопка) Субъект

 


Знак – некая функция объекта, которую он приобретает по отношению к определённому субъекту.

Билет 20 Типология знаков по Пирсу. Функция знаков

Пирс выделял 3 типа знаков (на основе разного соотношения между означающим и означаемым):

Иконические (от греческого изображение / эти знаки основаны на фактическом подобии между знаком и объектом)

Индексные (от латинского указатель / эти знаки основаны на реальной смежности означающего и означаемого / объект сигнализирует о себе миру посредствам знака-индекса) (чихание, насморк -> болезнь).

Символы (от греческого знак / основан на условной, установленной по соглашению, связи между означающим и означаемым)

Символам может стать и иконический и индексный знак, если они являются общезначимыми в определенном сообществе.

По мнению Пирса иконические знаки - самые простые, поскольку они принадлежат прошлому опыту.

Индексные знаки - более сложные, поскольку существуют в настоящем опыте и могут сигнализировать об объекте.

Символические знаки - наиболее сложные, поскольку они, благодаря своей конвенциональной природе, могут определять социальное поведение людей.

Не знание социально-обусловленных значений или ошибочная интерпретация символа ведет не только к затруднению в коммуникации, но и к коммуникативному конфликту.

 

Социальный знак (в социологии) - символ, который может быть представлен в предмете, в слове, в жесте, в действии или образе. Он сообщает информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к определенной группе, движению, организации.

Билет 21 Уровни семиотического анализа Морис.

Три уровня семиотического анализа коммуникации Морриса (отражают анализ систем знаков):

1) Семантика (изучает отношения между знаком и обозначаемыми объектами действительности)

2) Синтактика (от греческого построение, порядок / изучает соотношение знаков друг с другом внутри знаковой системы)

3) Прагматика (изучает оценки и мнения коммуникаторов, адекватность интерпретации знаков, условия их использования в типовой ситуации)

Прагматическая матрица - следует употреблять только те сочетания знаков, которые понятны и приняты в данной социальной группе.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал