![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 19 Семиотические аспекты коммуникации.
Семиотика – наука, которая изучает общие свойства знаков, строение и функционирование знаковых систем, способных хранить и передавать информацию. Семиотический подход интересуется содержанием передаваемого сообщения, а информационный подход – процессом передачи сообщения. США – феномен Чарльза Пирса (1839 – 1914) – родоначальник концепции прагматизма. Как систематизировать разнообразие понятий и мыслеформ для человека? Это можно сделать с помощью прагматизма. 1)Рациональный смысл словоформ(понятий) можно постигнуть через выявление возможных последствий его употребления в том или ином значении для реального жизненного поведения людей. 2)Мы постигаем предмет нашей мысли, рассматривая те его свойства, которые предположительно имеют практическое значение. Семиотический подход к коммуникации. Модель знака по Пирсу.
Знак – некая функция объекта, которую он приобретает по отношению к определённому субъекту. Билет 20 Типология знаков по Пирсу. Функция знаков Пирс выделял 3 типа знаков (на основе разного соотношения между означающим и означаемым): Иконические (от греческого изображение / эти знаки основаны на фактическом подобии между знаком и объектом) Индексные (от латинского указатель / эти знаки основаны на реальной смежности означающего и означаемого / объект сигнализирует о себе миру посредствам знака-индекса) (чихание, насморк -> болезнь). Символы (от греческого знак / основан на условной, установленной по соглашению, связи между означающим и означаемым) Символам может стать и иконический и индексный знак, если они являются общезначимыми в определенном сообществе. По мнению Пирса иконические знаки - самые простые, поскольку они принадлежат прошлому опыту. Индексные знаки - более сложные, поскольку существуют в настоящем опыте и могут сигнализировать об объекте. Символические знаки - наиболее сложные, поскольку они, благодаря своей конвенциональной природе, могут определять социальное поведение людей. Не знание социально-обусловленных значений или ошибочная интерпретация символа ведет не только к затруднению в коммуникации, но и к коммуникативному конфликту.
Социальный знак (в социологии) - символ, который может быть представлен в предмете, в слове, в жесте, в действии или образе. Он сообщает информацию о социальном статусе индивида, его принадлежности к определенной группе, движению, организации. Билет 21 Уровни семиотического анализа Морис. Три уровня семиотического анализа коммуникации Морриса (отражают анализ систем знаков): 1) Семантика (изучает отношения между знаком и обозначаемыми объектами действительности) 2) Синтактика (от греческого построение, порядок / изучает соотношение знаков друг с другом внутри знаковой системы) 3) Прагматика (изучает оценки и мнения коммуникаторов, адекватность интерпретации знаков, условия их использования в типовой ситуации) Прагматическая матрица - следует употреблять только те сочетания знаков, которые понятны и приняты в данной социальной группе.
|