![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Развитие школьного исторического образования и методики преподавания истории в СССР.
1. Замена истории политграмотой и обществоведением в 20-е гг. ХХ в. 2. Введение самостоятельного курса истории в советской школе в 30-е гг. ХХ в., его идеологизация и политизация. 3. Развитие методических исследований в 50-е – 60-е гг. ХХ в. 4. Научная разработка проблем содержания методики преподавания истории в конце 60-х – 80-е гг. ХХ в. 5. Кризис в преподавании истории во второй половине 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. Контрольные вопросы и задания 1. Почему большевистское руководство страны пошло на полную ликвидацию дореволюционной системы школьного исторического образования? 2. Определите положительные и отрицательные черты школьного исторического образования в 20-е гг. ХХ в. 3. Выскажите собственное отношение к основным методам обучения истории в 20-е гг. ХХ в. 4. Чем было обусловлено возобновление в СССР систематического изучения истории в начале 30-х гг. ХХ в.? 5. В чём, на ваш взгляд, историческое значение Постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 мая 1934 г.? 6. Проследите какие изменения произошли в структуре исторического образования в СССР на протяжении 30-х – 60-х гг. ХХ в.? 7. Проследите каким образом изменения в структуре исторического образования отражались на проблемах, исследуемых исторической наукой? 8. Какие основные проблемы теории и методики обучения истории и кем исследовались в 60-е – 80-е гг. ХХ в.? 9. Почему предложенные во второй половине 80-х гг. ХХ в. педагогами-новаторами технологии обучения истории не получили широкого внедрения в практику? 10. Почему попытки реформирования школьного исторического образования в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. не имели успеха? 11. Могут ли быть использованы достижения советской методики преподавания истории в современной теории и практике обучения истории в школе? Литература 1. Методика обучения истории в средней школе: пособие для учителей. В 2 ч. Ч. 1 / отв. ред Ф.П. Коровкин. – М.: Просвещение, 1978, Ежова С. А. и др. Методика преподавания истории в средней школе: учеб. пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1986. 2. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. док. 1917 – 1973 гг. – М.: Просвещение, 1974. 3. Андреевскская Н.И., Вернадский В.Н. Методика обучения истории в семилетней школе. – М.: Учпедгиз, 1947. 4. Зиновьев М.А. Очерки методики преподавания истории. – М.: Учпедгиз, 1955. Карцов В. Г. Очерки методики обучения истории СССР в VIII–X классах. – М.: Учпедгиз, 1955. 5. Стражев А.И. Методика преподавания истории. – М.: Просвещение, 1964. 6. Коровкин Ф.П. История древнего мира: учеб. для 5-го класса средней школы. – М.: Просвещение, 1972. 7. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: учеб. для 6-го класса средней школы. – М.: Просвещение, 1972. 8. Дайри Н. Г. Обучение истории в в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. – М.: Просвещение, 1966.; Он же. Современные требования к уроку истории. – М.: Просвещение, 1978.; Он же Основное усвоить на уроке. – М.: Просвещение, 1987. 9. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV–VIII классы). – М.: Просвещение, 1978. 10. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М.: Просвещение, 1974.; Он же. Развитое мышления учащихся в процессе обучения истории. – М.: Просвещение 1982. 11. Янко-Триницкая А.А. Развитие логического мышления учащихся 6–7 классов при работе с книгой // Преподавание истории в школе. – 1971 – № 2. 12. Гора П.В. Методические приёмы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1971.: Он же. Пути повышения эффективности обучения истории в средней школе. – М.: Просвещение, 1988. 13. Купцов А.И. К вопросу о программированном обучении истории // Преподавание истории в школе. 1969. – № 3. 14. БоголюбовЛ.Н. Идейное воспитание на уроках истории. – М.: Просвещение, 1981. 15. Лейбенгруб П.С. Повторение на уроках истории СССР в 7–10 классах. – М.: Просвещение, 1977; Он же. Идейно-нравственное воспитание в обучении истории СССР. – М.: Просвещение, 1983. 16. Пунский В.О. Формирование у школьников понимания закономерностей исторического процесса. Из опыта працы по изучению курса новой истории в 8 классе. – М.: Просвещение, 1972. 17. Гончарова Т.И. Уроки истории – уроки жизни. – М.: Педагогика, 1989. 18. Шаталов Д.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989. 19. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. М.: Педагогика, 1991. 20. Каплан С. Б. Я делаю урок. – Минск: Нар. асвета, 1991.
|