Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Словени и кривичи
1 Археологические данные обрисовывают северные восточнославянские племена кривичей и словен новгородских совсем иными чертами. Они целиком подтверждают наблюдения лингвистической науки, которая рассматривает северные племена в качестве своеобразных групп славянства, обладающих своими характерными диалектными особенностями. В то же {228} время археология полностью оп- Археологические памятники восточнославянских племен: 1 — длинные курганы кривичей (III—Х вв. н. э.); 2 — сопки словен новгородских (IV — Х вв.); 3 — курганы вятичей (IV—Х вв.); 4 — раменские (северянские) городища (VIII — Х вв.); 5 — область северян по археологическим данным VI — VIII вв. (по Б. А. Рыбакову); 6 — область полян по данным III — VIII вв. (по Б. А. Рыбакову); 7 — древлянские городища VIII — Х вв.; 8 — городища тиверцев конца I тыс. н. э.; 9 — область уличей (по Б. А. Рыбакову); 10 — область радимичей в Х — XII вв. (по Б. А. Рыбакову); 11 — предполагаемая область дреговичей 13 — направление главных передвижений восточнославянских племен в I тыс. н. э. Археологические памятники неславянских племен: I — поселения и могильники эстов; II поселения и могильники лето-литовцев; III — поселения и могильники поволжских угро-финских племен; IV — северо-западная граница салтово-маяцких городищ VII—X вв.; V — граница камско-уральских угро-финских племен. {229} ровергает мысли С. М. Середонина о том, что славяне очень поздно пришли на Верхний Днепр и на озеро Ильмень из своей южной «прикарпатской родины». Область словен новгородских, этой наиболее северной части восточного славянства, очерчивывается археологической наукой на основании своеобразных погребальных памятников, так называемых сопок — высоких курганов округло-конической формы. Они известны главным образом по раскопкам Н. Е. Бранденбурга на Волхове около Старой Ладоги 1 и Л. К. Ивановского на берегах Ловати 2. И там и здесь сопки имели более или менее одинаковое строение, позволяющее вполне отчетливо выявить характер этих погребальных сооружений. В основании сопок, под полами насыпи, было встречено на уровне земли кольцо, сложенное из камней, лежащих иногда в виде сплошной кладки, иногда же с некоторыми промежутками между камнями. В сопках, исследованных Н. Е. Бранденбургом, внутри каменного кольца, а также в насыпи кургана были открыты остатки каких-то каменных сооружений в виде площадок, стенок и т. д. На них, а также и вне этих каменных кладок в толще насыпи встречались скопления пережженных человеческих костей — следы традиционного славянского обряда сожжения умерших (рис. 49). В бассейне реки Луги В. Н. Глазовым была раскопана сопка высотой около 4 м, в насыпи которой был обнаружен ящик из каменных плит длиной 0, 7 м. Внутри его находились глиняные сосуды и пережженные человеческие кости, принадлежавшие нескольким субъектам 1. В сопке у деревни Горки около Боровичей в верхней части насыпи были открыты остатки 5—6 трупосожжений 2. Эти данные показывают, что новгородские сопки являлись коллективными погребальными сооружениями — своеобразными усыпальницами, содержащими прах группы несомненно родственных лиц, удерживающими черты погребальной обрядности эпохи родового строя. Интересно также, что многие сопки сооружались не сразу, а постепенно, в два-три приема. Раскопки Л. К. Ивановского на Ловати показывают, что насыпь большинства сопок {230} сооружалась в три Рис.49. Новгородские сопки. Разрез сопки на р. Ловати. Вид сопки на Волхове в окрестностях Старой Ладоги. {231} приема. Сначала, по-видимому, клалось каменное кольцо и насыпался небольшой курган, в который некоторое время и совершались захоронения остатков трупосожжений. Затем насыпь увеличивалась, и захоронения производились в ее верхней части. Через некоторое время производилась третья подсыпка. Поверхность первых насыпей ясно видна благодаря слоям золы и угля, представляющим собой, по-видимому, следы неоднократных тризн, совершаемых на вершине курганов. В этих слоях встречаются кости животных (лошади, зайца) и птиц. Остатки трупосожжений в сопках почти никогда не сопровождаются вещественным инвентарем. Чаще, чем что-либо другое, встречаются в сопках лепные от руки глиняные сосуды, служившие нередко в качестве урн. В единичных случаях встречаются попорченные огнем бусы и металлические украшения, а также железные ножи. Большой интерес представляют постоянно находимые в сопках когти, зубы и кости медведя, несомненно отражающие собой какие-то чрезвычайно древние идеологические представления, связанные с медвежьим культом, существование которого на славянском севере доказано исследованием Н. Н. Воронина 1. Одно время было распространено мнение, что сопки принадлежали не славянам, а норманнам. Но на основании вещей, происходящих из сопок, удается установить, что их основная масса относится к VII—VIII вв. и что имеются сопки еще более раннего времени — VI—VII вв. Следовательно, сопки сооружались задолго до появления норманнов в Восточной Европе. Кроме того, в более поздних сопках, относящихся к IX—Х вв., норманские вещи ни разу не были встречены. Область распространения сопок — этих величественных погребальных сооружений самого северного восточнославянского племени — очерчена на прилагаемой карте, составленной на основании работы Н. Н. Чернягина 2. Она охватывает обширные пространства бассейна озера Ильмень, течение рек Ловати, Волхова и Мсты, районы Валдайской возвышенности и, наконец, верхнее течение Мологи. Отдельные сопки имеются на берегах реки Великой, и на Псковском озере. Такова территория северного славянского племенного образования, известного в XI в. под наименованием словен новгородских. На основании археологических данных становится очевидным, что эта группа северного славянства отнюдь не являлась новообразованием. Она вела свою историю, по край-{232}ней мере, с VI—VII вв., а может быть, и с более раннего времени и восходит к верхнеднепровскому славянству I тысячелетия до н. э. Она была не только прочным политическим объединением, но и таким племенным образованием, которое приобрело ряд характерных особенностей, и не только в погребальной обрядности, но и в других областях культуры. К далекому прошлому восходят, несомненно, и те черты новгородцев, которые отмечались уже не раз как лингвистикой, так и этнографией. 2 Длинные курганы, относящиеся к раннему времени, известны главным образом по раскопкам В. И. Сизова в верховьях Днепра 3, К. Кудряшова на Чудском озере 4 и А. В. Тищенко около Валдая 5. Во всех случаях они представляли собой низкие валообразные насыпи, достигающие в длину 30—40, а иногда и 50 м, при ширине 5—7 м и высоте 0, 4—0, 8 м. Известны курганы с 5—6, реже с 9—10 захоронениями, представляющими собой груды пережженных человеческих костей, иногда помещенные в глиняных сосудах. Можно думать, однако, что число захоронений в длинных курганах в действительности было значительно больше приведенных цифр, так как эти памятники никогда не раскапывались полностью. Кроме глиняных сосудов, при остатках трупосожжений изредка встречаются металлические изделия: ножи, шила, удила и предметы убора и украшения (рис. 50). В верховьях Днепра В. И. Сизовым при раскопках длинных курганов были найдены трапециевидные привески, {233} выпуклые бляшки и вещи, инкрустированные эмалью. Эти вещи находят себе ближайшие аналогии в Мощинском кладе, в кладе у Красного Бора в Северной Белоруссии и в некоторых других памятниках начала и середины I тысячелетия н. э. На Днепре длинные курганы сосредоточиваются преимущественно в районе Смоленска — древнего центра кривичей — и по водоразделу между верховьями Днепра и Западной Двины. На Двине они известны в верхнем течении, откуда они спускаются на юг, в верховья Березины, и поднимаются на север, вдоль берегов Великой и восточного берега Чудского озера, ограничивая здесь, таким образом, территорию новгородских славян не только с юга, но и с запада. На востоке курганы кривичей занимают верхнее течение Волги, откуда их отдельные группы тянутся в глубину Валдайской возвышенности, достигая среднего течения реки Мсты 6. Обрисованная длинными курганами кривичей территория полностью соответствует данным летописи и топонимики. В частности, судя по летописи, кривические поселения действительно доходили до Чудского озера, а город Изборск являлся одним из древних центров этого племени. На этом основании А. А. Спицын еще в 1903 г. признал в длинных курганах погребальные памятники кривичей 1. В настоящее время можно считать вполне установленным, что кривичи, как и словене новгородские, представляли собой древнее и этнически своеобразное объединение восточного славянства — прочный союз исторически и этнически родственных племен. В отношении длинных курганов нельзя не привести одного места из работы А. А. Спицына, посвященной этим памятникам: «Если считать возможным самостоятельное появление у кривичей обряда погребения в удлиненных курганах, — писал он в 1903 г., — то мы позволили бы себе высказать предположение, что курганы этого типа ближе всего напоминают общий вид жилища; в пользу такого предположения особенно говорят основание этих курганов четырехугольной формы и вид боковых сторон, имеющих иногда форму скатов. Если принять, что отмеченный у Нестора древнейший русский обряд погребения «на столбах на путех» есть не что иное, как погребение в небольших домиках или домовищах, поставленных на сваях, то переход от такого деревянного домовища к подражанию ему из земли был бы не очень далек» 2. {234} А. А. Спицын предполагал, что «длинные курганы» произошли из погребальных домиков. Исследования городища у деревни Березняки, где был обнаружен «погребальный домик», речь о чем шла выше, подтвердили это предположение. Существует и другое, уже приведенное нами выше, более правдоподобное предположение о происхождении длинных курганов. Они связываются с «полями погребений: длинный курган — это миниатюрное погребальное «поле», ограниченное пределами искусственной насыпи. Иногда в качестве длинных курганов использовались естественные всхолмления. 3 Северный путь новгородской колонизации Поволжья и тесные связи Ярославской земли с Белозерием прослеживаются и позднее, в XI—XII вв., уже по летописным данным. Во время известного восстания 70-х годов XI в. ярославские смерды, возглавляемые волхвами, «вставшими из Ярославля», направились именно в Белоозеро. В своей борьбе за восстановление старых дофеодальных порядков ярославские волхвы рассчитывали, очевидно, опереться на родственное им славянское население Белозерской земли. Наряду с новгородско-белозерской колонизацией мерянская земля принимала в свои пределы и другой славянский колонизационный поток, шедший с верховьев Волги, от кривичей, о чем опять-таки свидетельствуют археологические данные, в том числе отдельные длинные курганы, а главным образом древности уже XI—XII вв. На эти же два пути славянской колонизации древней мерянской земли новгородской и кривической указывали уже давно историческая наука, лингвистика и этнография. Наконец, археологические и исторические данные позволяют установить, что мерянское население не отступало на восток под напором славянских переселенцев, как предполагали ранее. Редкое мерянское поселение продолжало жить на старых местах, постепенно растворяясь в среде пришельцев. Последнее летописное упоминание о мери относится к 907 г., но в других источниках меря фигурирует и позднее. Так, в «Житии Леонтия», Ростовского епископа второй половины XI в., сказано, что Леонтий «русский же и мерский язык добре умеяше» 2. В документах XVI—XVIII вв. в Костромской и Ярославской областях упоминаются «мерские станы» 3. Такой «стан» был у г. Нерехты, называемой в прошлом Мерехтой. Территория «мерского стана» при слиянии Волги и Костромы выделяется своей нерусской топонимикой. Тут сосредоточены селения Шунга, Саметь, Тепра, реки Касть, Соть, Муса и другие. {237}
|