Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вятичи, радимичи и северяне
1 Если географические данные «Повести временных лет» определяют местонахождение территории вятичей лишь в самых общих чертах, указывая, что вятичи жили «по Оце», причем не нижней, а верхней Оке, так как по «Оце реце где втечеть в Волгу», т. е. по Нижней Оке, лежали области муромы, черемисы и мордвы, то контексты дальнейших известий о вятичах, главным образом в Ипатьевском списке летописи, дают возможность довольно точно определить если не границы, то во всяком случае район обитания племени вятичей. Вятичи, по этим данным, занимали верхнее течение Оки и ее притоки Жиздру и Угру. Ниже устья реки Угры, там где русло Оки круто меняет северное направление на восточное, вятические поселения распространялись, по-видимому, недалеко. Во всяком случае, нет никаких данных в пользу того, что они доходили до устья Москвы-реки. Недаром Н. П. Барсов ограничивал территорию вятичей с востока течением Осетра, впадающего в Оку несколько выше устья Москвы-реки 1. С мнением Н. П. Барсова по этому вопросу вполне соглашался и А. А. Шахматов 2. На севере поселения вятичей доходили до верховьев Москвы-реки. Наряду с такой характеристикой древней вятической территории в трудах некоторых историков и археологов делались попытки распространить земли вятичей на среднее течение Оки 3. Основанием для этого служили некоторые списки летописей, в которых вятичи отождествляются с рязанцами. Эти списки летописей: Тверской (1534 г.), Львовской (начало XVI в.) и Ермолинской (конец XV в.), составленные, по мнению А. А. Шахматова, на основании Ростовского компилятивного свода XV в. 4, не могут, однако, по своей {238} достоверности приравниваться к более ранним спискам, таким, как Лаврентьевский или Ипатьевский. Отождествление вятичей с рязанцами, ни разу не встречающееся в ранних списках летописи, представляет собой, по-видимому, не что иное, как комментарий составителя свода XV в., отражающий положение вещей, соответствующее не IX—Х вв., а значительно более позднему времени XIII—XIV вв., когда в рязанском течении Оки было уже сплошное русское и в значительной мере, несомненно, вятическое население. Здесь следует еще упомянуть о том, что, по мнению Н. П. Барсова, вятичами было заселено верхнее течение Дона, приток которого Тихая Сосна близко подходит к верховьям Оки 5. Такого же мнения придерживался А. А. Шахматов, посвятивший вятическим поселениям на Оке специальное исследование 6 и не раз возвращавшийся к этой теме и в дальнейшем. Археологические данные, относящиеся ко второй половине I тысячелетия н. э., окончательно решают вопрос о территории древних вятичей. По берегам Оки в верхнем ее течении и по ее притокам Угре, Жиздре, Упе, Зуше имеется множество славянских городищ и курганов с трупосожжением, относящихся к середине и второй половине I тысячелетия н. э. Ниже по Оке древних славянских городищ и курганов не имеется. Обширные области нижнего и среднего течения Оки, принадлежащие древним муромским и мордовским племенам, заняты археологическими памятниками совершенно другого характера, прежде всего старыми могильниками этих племен, обычно называемыми рязанскими или рязано-окскими. На городищах земли вятичей были обнаружены следы обитания, начиная с глубокой древности и кончая средневековьем. Их изучение раскрывает убедительную картину постепенного развития местной культуры, которая уже в первой половине I тысячелетия н. э. обрисовывается как культура славянская. Неизвестные на севере жилища в виде прямоугольных землянок со стенами, обложенными деревом, своеобразная глиняная посуда, особые формы металлических изделий и другие особенности культуры (рис. 46) отличали вятические племена середины и второй половины I тысячелетия н. э. от северных славянских племен: кривичей и словен новгородских 7. {239} Своеобразный характер имели у вятичей и погребальные сооружения — курганы, повсюду сопутствующие городищам. «И радимичи, и вятичи, и север один обычай имяху», — рассказывает летописец, описывая языческие обычаи перечисленных племен, в том числе их погребальную обрядность: «аще кто умряше, творяху тризну над ним, и по семь творяху кладу велику, възложахуть и на кладу, мертвеца сожьжаху и посем собравше кости вложаху в судину малу, и поставяху на столпе на путех, еже творять вятичи и ныне» 1. Что представляет собой «столп на путех», долгое время оставалось загадкой. Но сейчас можно считать уже окончательно установленным, что «столп» являлся курганом, заключающим внутри деревянное сооружение в виде «домовища», куда имелся доступ снаружи и куда ставились урны с остатками трупосожжений. В целом такой курган имитировал вятическое жилище-землянку, представляя собой еще одну из форм «дома мертвых» — восточнославянского коллективного погребального сооружения, очень близкого сопкам и длинным курганам 2. Древние вятические курганы исследовались Н. И. Булычевым на реке Угре у дер. Шаньково и Почепок 3, В. А. Городцовым у дер. Воронец в верхнем течении Оки 4, А. В. Арциховским у дер. Беседа около Москвы 5 и в ряде других пунктов. Наиболее интересными благодаря особенно хорошей сохранности деревянных конструкций оказались курганы, исследованные П. П. Ефименко в верхнем течении Дона около Боршевского городища. Это городище и курганы, как и все другие известные в верховьях Дона славянские археологические памятники VIII—Х вв., полностью подтверждают приведенное выше мнение Н. П. Барсова и А. А. Шахматова о вятических поселениях на Дону. В курганах у Боршевского городища при раскопках были обнаружены остатки большой округлой ограды из стоящих вертикально деревянных плах, близко напоминающей каменные ограды волховских и ловатьских сопок. В восточной ча-{240}сти огороженного плахами пространства были встречены деревянные камеры в виде ящиков из досок или же в форме сруба. Каждая камера содержала остатки ряда трупосожжений, обычно помещенные в глиняный сосуд — «судину малу». Здесь же находились сосуды, не содержащие пережженных костей, поставленные в погребальную камеру, вероятно, с пищей (рис. 51) 6. Рис. 51. Деревянная погребальная камера в кургане около Боршевского городища на Дону (VIII — Х вв. н. э.). Время древнейших вятических курганов определяется находками вещей с эмалью и глиняной посудой с черной вылощенной поверхностью — III—V вв. н. э. Таковы курганы, исследованные Н. И. Булычевым на Угре. Воронецкие курганы датируются более поздним временем, приблизительно VIII в.; боршевские — VIII—X вв. Является бесспорным, что древнерусское племя вятичей, которое дольше всех других сохраняло свое этническое лицо и политическую самостоятельность, также было отнюдь не новообразованием, а древним племенем, восходящим, судя по археологическим данным, к началу I тысячелетия н. э. {241} Таким же этнически своеобразным и древним племенным образованием восточного славянства являлись и северяне или, правильнее, северы, север. В 1907—1909 гг. украинским археологом Н. Е. Макаренко в бассейне Сулы, около города Ромны, изучались городища VII—Х вв., оказавшиеся славянскими, на которых были открыты остатки жилищ-землянок, но не таких, какие были у вятичей — обложенных деревом, а особых — глинобитных. В землянках найдены разнообразные изделия из глины, кости и металла 1. Позднее городища такого же характера были обнаружены по всему течению Десны, на Сейме, Суле, Ворскле (рис. 52) и по притокам этих рек 2. Они отчетливо и в полном соответствии с летописью рисуют территорию большого славянского племени — северян: «а друзие седоша по Десне, и по Семи, по Суле, и нарекошася север». Б. А. Рыбаков установил, что характерное северянское украшение Х—XI вв.— спиралевидное височное кольцо — имеет предшественника в виде очковидной спиральной подвески, встречающейся в древностях VI—VIII вв. При этом оказалось, что ареал распространения этих украшений полностью совпадает с территорией северян. Отсюда можно сделать вывод, что северяне или север как этнически своеобразная группа существовали уже в антское время 3. На городищах Десны и Сейма остатки северянской культуры, по-видимому, подстилаются остатками еще более древней славянской культуры, речь о которой шла выше. Совершенно несомненно, что именно здесь, на Десне и Сейме, лежали древние центры северянских племен. Здесь они сложились в процессе автохтонного развития, здесь они поглотили поток юго-восточного славянства, двинувшийся на север в гуннское время, и отсюда, наконец, они начали расширять свою территорию на юг и юго-восток. Что же касается погребальных сооружений северян, то они, по-видимому, очень мало отличались от вятических, представляя собой такие же курганы с трупосожжениями, имитирующие «жилища мертвых». Недаром летописец ука-{242}зывал на общность языческих обычаев вятичей, северян и радимичей. Северянские курганы с многими трупосожжениями были исследованы в ряде мест на Сейме и на Десне 4. В области летописных радимичей, в бассейне Сожа, археологические памятники, предшествующие IX—Х вв., изучены еще далеко не достаточно и на их основании нельзя очертить территорию этого племени. Но это можно сделать на материалах Х—XI вв., которые отчетливо обрисовывают границы png" name=" graphics77" align=bottom width=149 height=179 border=0> Рис. 52. Основания землянок и глиняные сосуды. Городище у с. Петровского на Ворскле. {243}
«Повести временных лет» приводят рассказ о происхождении радимичей и вятичей «от ляхов», т. е. западных славян. «Радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, — Радим, а другий Вятко, — и пришедъша седоста Радим на Съжю и прозвашася радимичи, а Вятъко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи» 5. {244} Археологические данные, свидетельствующие об автохтонности обеих племенных групп и о наличии многих особенностей культуры, связывающих их с северянами, полностью опровергают достоверность этого рассказа, к которому, впрочем, и раньше многие относились с большим недоверием, называя его династической легендой, не имевшей отношения к происхождению самих племен, или даже недоразумением 6. В защиту рассказа о Радиме и Вятко выступали главным образом лингвисты, в частности А. А. Шахматов, относивший при этом появление вятичей на Оке к IX в. 7 В качестве основного доказательства западного происхождения радимичей и вятичей он приводил «ляшские» особенности в языке белорусов, которых А. А. Шахматов считал потомками радимичей. Но совершенно очевидно, что такое доказательство нельзя признать основательным. Появление «ляшских» элементов в языке белорусов является столь же естественным, как наличие западных особенностей в языке западных кривичей (древнепсковское наречие). Кроме того, предками белорусского народа являлись, несомненно, не столько радимичи, сколько западные кривичи и дреговичи, занимавшие, судя по летописи, днепровское Правобережье между Двиной и Припятью, т. е. основные области Белоруссии. Против западного происхождения вятичей высказывается и антропологическая наука. Оказалось, что вятичи, судя по кранеологическим материалам XI—XIV вв., заметно отличались не только от западного славянства, но и от славян днепровского Правобережья. В их физическом типе, как утверждает Т. А. Трофимова, выявляется древний восточный расовый компонент, свойственный племенам Поволжья и Приуралья, что говорит о сложении физического типа вятичей на восточной окраине славянских земель 1.
|