Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины перемен во внешней политике СССР.






Внешняя политика СССР 1985-1991 г.

В середине 80-х годов внешняя политика СССР по многим позициям зашла в тупик.

1) Существовала реальная опасность нового витка «холодной войны», что еще сильнее накалило бы ситуацию в мире.

2) «Холодная война» могла окончательно разорить советскую экономику, которая переживала тяжелый кризис.

3) СССР не мог дальше оказывать безвозмездную «интернациональную помощь» различным антиимпериалистическим силам и «дружественным» странам. Эта помощь была разорительна для слабеющей экономики СССР.

4) идеологические «табу» ограничивали внешнеэкономическую деятельность самого СССР, мешая полноценному развитию советской экономики.

Приход к власти М. С. Горбачева поначалу не предвещал ничего нового в области внешней политики. Советский лидер традиционно заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укреплении социалистического содружества, поддержке национально-освободительных движений. Внешняя политика начала меняться после того, как пост министра иностранных дел СССР вместо отправленного в отставку А А Громыко занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А Ше-варднадзе.

Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов). В 1987 г. оформил ась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная «новым мышлением». Она предполагала отказ от идеи раскола мира на две системы; признавала целостность и неделимость мира; отвергала использование силы для решения мировых проблем; объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т. п.

В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало разрядке в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили ощутимые результаты. Уже в 1987 г. СССР и США подписали договор об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Ухудшение экономической ситуации и расчеты на западную помощь заставляли все чаще и чаще идти на серьезные уступки Западу.

Перелом в отношениях с Западом про изошел во время встречи Горбачева и нового президента США Д. Буша на Малыле в конце 1989 Г., где советский руководитель объявил, что «доктрина Брежнева мертва». Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и в союзных республиках внутри страны. Вскоре СССР согласился в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружения. Летом 1991 г. СССР и США заключили договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-l), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия. Летом 1991 г. Буш выдвинул Горбачеву «шесть условий», на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке и в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Впервые американцы диктовали свои условия не только в сфере международных вопросов, но и требовали перемен во внутренней политике Советского Союза. Параллельно они стали вести прямые переговоры с руководителями союзных республик. Осенью 1991 г. контакты Запада с лидерами союзных республик стали настолько прочны и доверительны, что даже о денонсации Союзного договора 1922 г. от «беловежской тройки» первым узнал президент США Буш, и лишь потом - президент СССР Горбачев.

Перемены в соцстранах Восточной Европы начались уже в 1987 Г., когда под давлением Горбачева прошло частичное обновление их руководства, а затем и демократизация. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Варшавского Договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений. Вскоре в ходе выборов и «бархатных революций» произошла смена коммунистического руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании, Монголии. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим А. Чаушеску в Румынии.. Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии. Руководство ФРГ было готово пойти на серьезные уступки для обеспечения германского единства. США и ФРГ были согласны обсуждать вопрос о нейтралитете единой Германии (что предполагало и ее выход из НАТО). Но никто этого от них не потребовал. Летом 1990 г. Горбачев согласился на объединение Германии и ее пребывание в НАТО. Он полагал, что, идя навстречу пожеланиям Запада, укрепит и свое пошатнувшееся положение в СССР. Однако «обвал» Варшавского Договора и Совета Экономической 'Взаимопомощи (весной 1991 г.) еще сильнее ударил по советским интересам (в том числе и экономическим) и усилил критику политики Горбачева внутри страны.

Главной среди внешнеполитических проблем для СССР оставалась война в Афганистане. Нужно было остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из Афганистана почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через Афганскую войну прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14, 5 тыс. было убито, 53, 7 тыс. - ранено). Участие в этой войне осудил 11 Съезд народных депутатов СССР.

При содействии СССР из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска. Это сняло препятствия для урегулирования отношений с Китаем. В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений. Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. По мере ухудшения экономической ситуации в СССР значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам, составившей в 1986-1989 гг. 56 млрд. руб. (93, 3 млрд. долларов). Под давлением США СССР был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии. Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.

Основные принципы «нового мышления»:

- отказ от идеологического противостояния, от деления мира на две враждующие политические системы и признание мира единым, неделимым и взаимозависимым;

- стремление решать международные проблемы не с позиции силы, а на основе баланса интересов сторон. Это свело бы на нет гонку вооружений, взаимную вражду и создало атмосферу доверия и сотрудничества;

- признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др. Тем самым СССР отказывался от принципа социалистического интернационала, признавая высшие интересы всего человечества.


Политика «нового мышления» имела противоречивые результаты и последствия. С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. Не только на Востоке, но и на Западе стали говорить о завершении «холодной войны». Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и ядерных вооружений. Улучшилась обстановка в целом ряде регионов, где долгие годы США и СССР поддерживали враждующие политические силы - в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке. Демократические перемены произошли

в целом ряде стран, где впервые за долгие годы прошли свободные выборы, создавалась многоукладная экономика, наступило духовное раскрепощение. Вместе с тем «новое мышление» имело и обратную сторону. Из «холодной войны» вышел лишь один победитель - Запад во главе с США. Другой участник - СССР и «восточный блок» - не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. Это вело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире. Искушение для США воспользоваться этой новой ситуацией, чтобы укрепить свои позиции в мире, было слишком велико. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН. В результате под угрозой оказалась сама ялтинско-потсдамская система международных отношений. А это, в свою очередь, таило в себе угрозу нового передела мира на «сферы влияния».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал