Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Россия и страны дальнего зарубежья
В 1990-1996 гг. министром иностранных дел А. В. Козыревым реализовывалась идея стратегического союза с США, позже преобразованная в идею стратегического партнерства. В ноябре 1991 г. состоялся первый официальный визит президента Б. Н. Ельцина в ФРГ, главным итогом которого стало установление прямых двусторонних контактов и подписание протокола о взаимных консультациях внешнеполитических ведомств. В феврале 1992 г. в Кэмп-Дэвиде была подписана декларация США и России о прекращении состояния " холодной войны". В январе 1993 г. Б. Н. Ельцин и Дж. Буш подписали Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Согласно СНВ-2 РФ и США согласились сократить на две трети свои стратегические ядерные силы. К 2003 г. предполагалось уничтожение всех " тяжелых" ракет и стратегических ракет с разделяющимися боеголовками. К 2000 г. общая численность триады боезарядов не должна была превышать 4250 единиц, а к 2003 г. — 3500 единиц. Договор не прошел ратификацию в российском парламенте. Однако СНВ-2 согласно включенной в него норме выполнялся с момента подписания.
В 1992 г. Российская Федерация была включена в состав Международного валютного фонда. Первоначальные взносы страны в МВФ и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) составили 1, 1 млрд долларов. Для выплаты этого взноса ей удалось договориться о предоставлении однодневного беспроцентного кредита (по 40% требуемой суммы поступило от США и стран Западной Европы, 20% – от Японии). Получив кредит, российские власти сделали валютный взнос в МВФ и затем изъяли свою " резервную долю" в фонде, вернув кредиторам занятые суммы. России удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР.
Во внешней торговле России возрастала доля европейских стран. Ее главным торговым партнером и ведущим кредитором стала Германия. В 1993-1994 гг. были приняты соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и РФ. В десятку крупнейших торговых партнеров России в середине 1990-х гг. вошли пять западноевропейских стран. В 1994 г. Россия досрочно вывела свои войска из Германии и присоединилась к программе НАТО " Партнерство во имя мира".
В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.
Воспользовавшись ослаблением военного потенциала России с учетом своих интересов, США с 1994 г. активизировали курс на " расширение НАТО на Восток". Провал прозападного курса Козырева, предполагавшего переход от мирного противостояния к союзническим отношениям с Западом, привел к его отставке. Ни Россия, ни Запад к такому повороту не были готовы. Надежды на содействие Америки в деле финансовой помощи, притоков инвестиций и технологической модернизации оказались щетными. Россия потеряла старых союзников, но не обрела новых. Из документа (Американский политолог, президент Центра Никсона за мир и свободу Дм. Саймс о встрече Р. Никсона с А. Козыревым): Никсон попросил Козырева очертить для него интересы новой России. И Козырев ему сказал: «Вы знаете, господин президент, что одна из проблем Советского Союза состояла в том, что мы слишком как бы заклинились на национальных интересах. И теперь мы больше думаем об общечеловеческих ценностях. Но если у вас есть какие-то идеи, и вы можете нам подсказать, как определить наши национальные интересы, то я буду вам очень благодарен. В 1996 г. главой МИД стал Е. М. Примаков, с которым связывается переход России от атлантизма к курсу на многовекторную внешнюю политику. При нём Россия развивала партнёрские отношения со странами Запада и Востока в равной степени.
Примаков занял негативную позицию в отношении расширения НАТО и вступил в переговоры с целью минимизировать последствия, угрожающие безопасности России. В 1997 г. Россия и НАТО подписали Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. В документе отмечалось, что стороны не рассматривают друг друга в качестве противников; ядерное оружие не будет развернуто на территориях стран — новых членов НАТО, расширение НАТО не повлечет за собой " дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил". Во второй половине 1990-х гг. отношения России со странами " Большой семерки" стали строиться по схеме " 7 + 1". России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Ее постоянными экономическими партнерами в 1990-е гг. являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. В Афганистане и Вьетнаме при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции. В Пакистане, Египте и Сирии российскими специалистами возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты. В целях активизации российско-китайского сотрудничества в 1992 г. Б. Н. Ельцин совершил визит в КНР. В сентябре 1994 г. председатель КНР Цзян Цзэминь находился в России с официальным визитом. Главы двух государств также подписали Заявление о взаимном не нацеливании стратегических ядерных ракет. В 1998 г. Россия вошла в организацию стран Тихоокеанского региона.
Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%. Россия сохранила торговые контакты со странами распавшегося СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Предметами ее экспорта являлись энергоносители, импорта - медикаменты, продовольственные и химические товары. Отношения с Западом обострились во время Балканского кризиса 1999 г. США и НАТО поддержали сепаратистов Косово, Россия выступила на стороне Сербии и Черногории. Под лозунгом защиты прав человека НАТО вмешалось во внутренние дела иностранного государства.
Балканские события стимулировали процесс расширения НАТО. В 1999 г. в него встпутили Польша, Чехия, Венгрия. Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Эстония стали новыми кандидатами на вступление в альянс.
В том же году НАТО принял новую стратегическую концепцию, согласно которой альянс, кроме коллективной обороны, готов выполнять другие военно-политические миссии за пределами территорий стран — участниц блока. Второй причиной осложнения отношений с Западом стало возобновление боевых действий в Чечне и попытки ряда международных европейских организаций принять участие в урегулировании Чеченского кризиса.
|