Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономические реформы Е. Т. Гайдара и их социальная цена






С распадом Советского Союза Россия вступила в новый этап своего развития. Руководство страны взяло курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В условиях экономического кризиса, дефицита товаров и бюджета, опасного снижения уровня золотовалютных резервов в конце 1991 г. российское правительство во главе с Президентом Б. Н. Ельциным стояло перед выбором варианта дальнейших действий. Первый вариант (программа " 500 дней") предполагал: 1) стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных советских методов - ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путем их очередного подъема, расширения сферы карточного распределения потребительских товаров; 2) либерализацию экономики и проведение институциональных реформ.

 

Второй вариант, разработанный учеными во главе с экономистом Е. Т. Гайдаром, открывал перспективу быстрого проведения рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями, направленными на стабилизацию ситуации. В основу программы кардинальных экономических преобразований Гайдара легла либеральная монетаристская теория перехода к рынку. Она предусматривала ослабление вмешательства государства в экономику. Для ее перевода на рыночные методы хозяйствования был избран путь " шоковой терапии": либерализация цен, приватизация государственной собственности, конверсия военно-промышленного комплекса, демонополизация производства. В аграрном секторе предполагалась акционирование колхозов и развитие фермерского хозяйства. Предусматривались жесткие меры налогового обложения и усиление социальной защиты населения.

Президент Ельцин избрал второй вариант. В ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство во главе с Гайдаром. Президент приостановил реформу политической системы, направив все усилия на экономические преобразования.

2 января 1992 г. согласно Указу Президента РФ были отпущены цены и реорганизована торговля. Предприятия получили право самостоятельно устанавливать цены на продукцию и сбывать ее, покупать сырье. Был отменен запрет на деятельность негосударственных торгово-закупочных предприятий. Правительство Гайдара резко сократило все государственные расходы, принимало меры к достижению конвертируемости рубля.

Либерализация цен имела двойные последствия. С одной стороны, товарный дефицит был ликвидирован, исчезли очереди, деньги обрели цену. Негативным последствием отпуска цен стал резкий скачок инфляции, когда за год потребительские цены в стране выросли почти в 100 раз вместо планируемого правительством пятикратного повышения.

 

В результате значительно снизился уровень жизни россиян, произошла девальвация (обесценивание) вкладов граждан, хранившихся в сберегательных кассах, обнищание населения. Правительство вынуждено было пойти весной 1992 г. на повышение заработной платы. Однако ее рост не успевал за ростом цен. Более других пострадали в ходе реформ бюджетники, наметился отток научных кадров и специалистов ВПК в коммерческие структуры и исход за границу.

 

Следующим шагом реформаторов стала приватизация госсобственности, имевшая целью формирование класса собственников в России. Первым этапом приватизация стала " ваучеризация" (август 1992 — осень 1994 г.). Каждый россиянин получил ваучер – ценную бумагу, подлежавшую обмену на акции промышленных и торговых предприятий. В основу денежной оценки производственного потенциала государства была положена балансовая стоимость предприятий, разделенная на численность населения России (148, 7 млн человек). Таким образом, доля каждого гражданина РФ составила 10 тыс. рублей (номинальная стоимость ваучера).

1995–1996 гг. стали годами второго этапа приватизации. В годы денежной приватизации не произошло приватизационного бума. Предприятия до сих пор не могут рассматривать приватизацию как источник крупных инвестиций. Конечным итогом приватизации является появление устойчивой системы прав собственности.

В годы реформ продолжалось падение эффективности производства. В 1992–1993 гг. спад производства составил почти 25 %. Правительство пыталось стабилизировать показатели экономики России, контролируя основные показатели (ВВП, дефицит бюджета, инфляцию, объемы производства). Между тем предприятия в условиях отпущенных цен не могли закупить сырье и комплектующие, сбыть товар. К середине 1990-х гг. тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной. Шел распад энергетической инфраструктуры. Количество безработных возросло до 5, 7 млн человек. В экономике доминировали сырьевые отрасли и ВПК, процветали монополии.

Тяжелые последствия экономического кризиса ощутило аграрное производство. Организационная перестройка форм хозяйствования, недостаток капиталов и сельхозтехники стали причинами падения объема сельскохозяйственного производства в середине 1990-х гг. на 70 % по сравнению с 1991-1992 гг.

 

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР

На фоне нестабильной экономической ситуации конца 1991-1992 гг. развивались сепаратистские настроения внутри России. В 1991 г. республики перестали быть автономными, некоторые автономные области приобрели статус республик, произошло переименование многих регионов. Претензии республик на особый статус и неосторожные заявления местных элит о выходе из России создавали угрозу целостности страны. В Чечне не признавали суверенитет России на её территории. В Татарстане собрались вводить собственную валюту. В Башкортостане, Якутии (Соха), Удмуртии, Татарстане и др. отказались платить налоги в федеральный бюджет. Б. Н. Ельцину удалось убедить глав регионов за исключением Татарстана и Чечни подписать 31 марта 1992 г. Федеративный договор, разграничивший предметы ведения федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации.

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КРИЗИС

Рост цен, падение уровня жизни, растущая безработица как результат либеральной реформы вызывали раздражение населения. Неудачи первого этапа преобразований консолидировали большинство народных депутатов в оппозицию политике реформ. В конце 1992 г. под давлением законодательной власти правительство Е. Т. Гайдара было отправлено в отставку. Новым председателем Совета Министров в декабре того же года стал B. C. Черномырдин, в течение многих лет находившийся на руководящей хозяйственной работе, в основном в газовой отрасли.

 

Однако напряженность во взаимоотношениях Президента Б. Н. Ельцина и парламента нарастала. Многие народные депутаты во главе с председателем Верховного Совета Р. И. Хасбулатовым выступали за контроль над правительством, корректировку реформ и возвращение страны на путь прежнего политического развития. В свою очередь Ельцин взял курс на роспуск Верховного Совета и ликвидацию съезда народных депутатов. Чтобы заручиться поддержкой населения в проведении реформ, 25 апреля 1993 г. Ельцин провел референдум о доверии Президенту. Несмотря на то, что 58 % из числа принявших участие в референдуме отдали свои голоса за него, накал борьбы с законодательной властью не снизился.

 

Через несколько дней после референдума проходило празднование 1 мая. Оппозиция планировала проведение митинга на Красной площади. После запрета Ельцина на проведение массовых акций на Красной площади, организаторы акции решили пройти по Ленинскому проспекту в сторону Воробьевых гор, где и провести митинг. Когда колонна демонстрантов дошла до пл. Гагарина, дорогу им перекрыл ОМОН. Произошел бой между милицией и демонстрантами.

 

Осенью 1993 г. противостояние властей достигло пика. Наиболее острая борьба развернулась вокруг вопроса о новой Конституции. К этому времени президентской стороной был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако депутаты парламента отказывались его принимать, настаивая на ограничении прав исполнительной власти.

21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин подписал указ № 1400 " О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". Согласно указу, представительные органы власти — Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов распускались; на 12 декабря 1993 г. было назначено проведение референдума по новой Конституции и выборы в новый парламент - Федеральное собрание.

В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года.

Конституционная реформа в Российской Федерации практически свернута. Верховный Совет блокирует решения Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

В сложившихся условиях единственным, соответствующим принципу народовластия средством прекращения противостояния Съезда, Верховного Совета, с одной стороны, Президента и Правительства - с другой, а также преодоления паралича государственной власти являются выборы нового Парламента Российской Федерации.

Указ Президента противоречил действующей Конституции РСФСР. На этом основании 23 сентября 1993 г. 10ый съезд народных депутатов отказался признать законность его действий и заявил об отстранении Ельцина от власти. Съезд привел к присяге исполняющего обязанности Президента А. В. Руцкого, который ранее занимал пост вице-президента РФ.

Патриарх Алексий II и Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин предлагали сторонам выработать " нулевой вариант" — одновременные перевыборы президента и народных депутатов.

Тем временем оппозиция организовала демонстрации на Смоленской площади в Москве в знак протеста против действий Ельцина. 2-3 октября 1993 г. в ряде мест были возведены баррикады. Попытка оппозиции захватить штурмом мэрию и Останкинский телецентр потерпела неудачу. Президент ввел в Москву танковую дивизию, объявив чрезвычайное положение в городе. В ходе блокады и штурма Белого дома, где заседали оппозиционеры, несколько сот человек с обеих сторон погибли или получили ранения.

В результате октябрьских событий система Советской власти в России была разрушена.

 

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый парламент - Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Одновременно проводился референдум по новой Конституции.

Накануне выборов сформировалось несколько политических блоков и коалиций: " Выбор России" и " Явлинский, Болдырев, Лукин" (ЯБЛоко), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение " Отечество". Большинство из них выступало за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, единство и целостность России. Разница между блоками заключалась в вопросах национально-государственного строительства. В предвыборной программе блок " ЯБЛоко" отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ (лидер Г. А. Зюганов) выступала за восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР (лидер В. В. Жириновский) отстаивал идею возрождения российского государства в рамках до 1977 г.

Результат проведенных на многопартийной основе выборов показал разочарование населения ходом реформ. Ни одно из объединений, поддержавших курс Президента Ельцина, в парламент не прошло. Основной неожиданностью выборов стал успех ЛДПР, который не мог предсказать ни один социолог. Наибольшее число мест получили ЛДПР (64), " Выбор России" (64), КПРФ (42) и Аграрная партия (37).

 

В ходе референдума 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Она провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы были названы в Конституции высшей ценностью.

 

Конституция утвердила принцип разделения властей. Закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания - постоянно действующего законодательного органа РФ. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. В Конституции подчеркнута самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти.

 

Законодательно были закреплены политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создала условия для достижения в обществе политической стабильности.

Главным отличием выборов в Государственную Думу второго созыва (1996-2000 гг.) являлась детализация избирательного процесса и разделение партийных списков на федеральные и региональные части. В предвыборную борьбу вступило образованное накануне выборов Всероссийское общественно-политическое движение " Наш дом Россия". В предвыборной платформе движения центральное место занимало требование создания смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. В состав Госдумы второго созыва было избрано 450 депутатов. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% " Наш дом Россия", 11% ЛДПР, 10% блок " ЯБЛоко", 17% независимые и 14% другие избирательные объединения. Председателем Госдумы был избран Г. Н. Селезнев, член фракции КПРФ. Думская оппозиция (фракции КПРФ, ЛДПР и блок " ЯБЛоко") противостояла сторонникам избранного президентом пути экономического и политического реформирования.

 

ЧЕЧЕНСКИЙ КРИЗИС

 

Конституция 1993 г. зафиксировала лишь формальное равенство субъектов РФ. Слабость федеральной власти стала причиной подписания особых двусторонних договоров с субъектами Федерации. В феврале 1994 г. был подписан договор с Татарстаном, в ведение которого перешли такие федеральные функции, как защита прав и свобод человека и гражданина, предоставление или лишение татарского гражданства, установление отношений с иностранными государствами и другие. В двусторонних договор оговорили себе особые полномочия Башкортостан и Республика Якутия (Саха).

Опасный источник сепаратизма оставался в Чечне, где осенью 1991 г. незаконные вооруженные формирования во главе с генералом Д. Дудаевым разогнали Верховный совет Чечено-Ингушской АССР. Автономия разделилась на Чеченскую и Ингушскую республики. Дудаев, ставший в 1991 г. президентом Чечни, призывал к созданию " общего кавказского дома народов" вне России. Когда попытки диалога федеральной власти с Дудаевым не принесли результатов, правительство России стало оказывать экономическое давление, сократив поставку нефти на Грозненский нефтеперерабатывающий завод. Спад производства, отключение электроэнергии, вооруженные разборки на территории " Независимой Республики Ичкерия" сократили число сторонников Д. Дудаева. Однако он легко разогнал в мае—июне 1993 г. оппозицию в лице парламента, Конституционного суда, грозненского городского собрания.

30 ноября 1994 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ " О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики". В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены войска Министерства обороны и внутренних дел. Это событие стало началом чеченской войны. В ходе неудачного штурма Грозного в новогоднюю ночь 1994/1995 г. погибли сотни российских военнослужащих. Ввод войск изменил статус Дудаева, который из потерявшего популярность политика превратился в национального героя. Часть населения Чечни восприняла ввод федеральных войск как вторжение врагов, стремящихся отнять у них независимость.

 

Только 22 февраля 1995 г. российская армия смогла взять Грозный под контроль, после чего началось продвижение в южные районы Чечни. Когда летом 1995 г. вооружённые силы Дудаева находились на грани разгрома, отряд боевиков под командованием Ш. Басаева 14 июня 1995 г. совершил нападение на больницу г. Будённовска в Ставропольском крае, захватив заложников. Начавшиеся после теракта в Будённовске переговоры федеральной власти с представителями Дудаева парализовали действия российских силовиков. 9 января 1996 г. отряд С.Радуева совершил нападение на дагестанский город Кизляр. Вновь были захвачены в заложники мирные жители. Несмотря на гибель Дудаева в апреле 1996 г. и подавляющее превосходство в живой силе, вооружении и воздушной поддержке, федеральные войска не смогли установить эффективный контроль над многими районами Чечни.

 

Серьёзные потери, которые несли федеральные войска в Чечне, настраивали против продолжения боевых действий не только лидеров оппозиции, но и обычных россиян. Завершить чеченскую войну удалось лишь в конце 1996 г. В ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством было подписано соглашение о мире. Оно предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1996 Г.

В связи с истечением срока полномочий Президента России Б. Н. Ельцина выборы президента России были назначены на 16 июня 1996 г. Они прошли в два тура 16 июня и 3 июля 1996 г. Основными конкурентами стали действующий Президент России Б. Н. Ельцин и лидер КПРФ Г. А. Зюганов.

 

В предвыборной программе Зюганов критиковал политику Ельцина, отмечал падение производства и жизненного уровня населения, невыплаты заработной платы, продолжение войны в Чечне. Ельцин, используя положение главы государства, организовал выплату накануне выборов зарплат, признал ошибочность войны в Чечне, заявил о намерении решить наиболее острые социальные проблемы. Первый тур выборов не принес победы ни одному из кандидатов. Популярный генерал А. И. Лебедь, занявший в первом туре третье место, перешел на сторону Ельцина после назначения на пост секретаря Совета безопасности. По результатам второго тура Б. Ельцин набрал 53, 83 % голосов избирателей и был переизбран на второй срок.

КРИЗИС 1998 И ПОПЫТКА ИМПИЧМЕНТА ЕЛЬЦИНУ 1999 Г.

В 1998 г. в России произошел серьезный финансовый кризис. Резкое снижение мировых цен на товары топливно-энергетического комплекса и азиатский финансовый кризис, вспыхнувший в середине 1997 г., стали его внешними причинами. Внутренней причиной стала необоснованная антиинфляционная политика в течение 1992–1997 гг., выразившаяся в " зажиме" денежной массы. Она вела к глобальному росту неплатежей, массовому распространению суррогатов денег, повышению роли бартера в хозяйственных связях. Эти действия сочетались с мягкой бюджетной политикой, необоснованно раздутым бюджетом.

В августе 1998 г. у правительства РФ отсутствовали средства, необходимые для исполнения своих долговых обязательств по государственным облигациям (ГКО — ОФЗ).17 августа 1998 г. Правительство России и Центробанк объявили о техническом дефолте по основным видам государственных ценных бумаг и о переходе к плавающему курсу рубля в рамках резко расширенного валютного коридора. Позже Центробанк фактически отказался от поддержки курса рубля. Если 15 августа 1998 г. официальный курс рубля к доллару США составлял 6, 3 руб. за доллар, то 1 сентября 1998 г. — 9, 33 руб., 1 октября — 15, 9 руб.

 

В течение месяца после объявления дефолта в отставку ушло правительство, руководство ЦБ РФ, премьер-министр С. В. Кириенко. 11 сентября парламент утвердил кандидатуру Е. М. Примакова на пост председателя правительства. Экономический кризис стал крахом макроэкономической политики правительства, проводившейся в 1992—1998 гг. Его последствиями являлись девальвация (падение курса) рубля, спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции.

Новое правительство признало неэффективным использование завышенного курса рубля в качестве антиинфляционной меры, и курс рубля стал фактически полностью формироваться рынком. Это привело к всплеску цен, в остальном же данная мера оказала положительное влияние на российскую экономику. Российские предприятия, несущие затраты в рублях, стали более конкурентоспособными. Свободное формирование курса рубля облегчило накопление валютных резервов Центробанком. Было смягчено монетарное регулирование, повысилась бюджетная дисциплина.

В 1999 г. была инициирована процедура импичмента (отрешения от власти) Ельцина на основе пяти обвинений: развал СССР; расстрел Белого Дома в 1993 г.; развязывание войны в Чечне; развал армии и геноцид русского народа. Ни по одному из пунктов обвинения не было набрано необходимых 300 голосов для принятия решения Госдумой. Попытка Думы осуществить импичмент стала основанием для отставки правительства Е. М. Примакова. В мае 1999 г. правительство возглавил С. В. Степашин, в августе 1999 г. - В. В. Путин, руководитель Федеральной службы безопасности РФ.

В конце 1999 г. наметилось тенденция к улучшению ситуации в экономике. Вырос на 9, 7 % объем промышленной продукции. Наблюдалось оживление в таких отраслях, как производство строительных материалов, пищевая и легкая промышленность. Благоприятствовал развитию экономики рост с 2000 г. мировых цен на нефть и газ. Однако негативным последствием девальвации рубля являлись снижение доходов россиян и падение потребительского спроса.

 

КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ В ЧЕЧНЕ

В августе 1999 г. боевики под началом Ш. Басаева вторглись в Дагестан. Президент Чечни А. Масхадов осудил нападение на Дагестан, однако военных мер против боевиков не предпринял. 4-16 сентября 1999 г. боевики организовали взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске, в результате которых 307 чел. погибли, более 1700 чел. получили ранения различной степени тяжести. 1 октября 1999 г. войска Объединенной группировки приступили к проведению контртеррористической операции в Чечне (КТО). Ответственность за ее проведение взял на себя глава правительства В. В. Путин. Первая часть этой операции была завершена освобождением от боевиков одной трети территории республики. 6 октября Масхадов ввел в Чечне военное положение и призвал религиозных деятелей объявить России священную войну — газават. К 12 октября под контролем федеральных войск оказались Наурский, Шелковской и Надтеречный районы, в которых начали проводиться мероприятия по нормализации жизни. В течение зимне-весеннего периода 1999-2000 гг. войска Объединенной группировки продолжали теснить чеченских экстремистов к югу. Контролируемая зона постепенно расширялась. Главой администрации Чечни был назначен главный муфтий А. Кадыров. Во время проведения КТО боевики организовали несколько терактов в стране, самым громким из которых стал захват заложников в театральном центре на Дубровке в 2002 г. От рук боевиков погибли тогда 129 заложников. В 2003 г. была принята новая Конституция Чечни, в которой республика объявлялась субъектом РФ. В том же году состоялись президентские выборы, победу на которых одержал А. Кадыров. После гибели Кадырова в 2004 г. президентом республики являлся А. Алханов. В 2007 г. его сменил Р. Кадыров. Летом 2006 г. были уничтожены А. Масхадов и Ш. Басаев, возглавлявшие террористическое подполье. 16 апреля 2009 г. режим КТО был отменён.

ВЫБОРЫ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ 1999 Г.

19 декабря 1999 г. состоялись выборы в Государственную думу третьего созыва. Накануне выборов был сформирован новый " блок власти" - " Единство". Шесть избирательных объединений преодолели 5% барьер: КПРФ (113 мест), " Единство" (73), " Отечество - Вся Россия" (68), СПС (29), " Блок Жириновского" (17), " Объединение «Яблоко" (20). Блок " Единство" сформировал вторую по числу голосов в Думе фракцию, лояльную правительству В. В. Путина. Выборы показали раскол " столица-провинция": на массовое голосование за ОВР в Москве провинция ответила массовым голосованием за " Единство" и КПРФ. Председателем Думы был избран Г. Н. Селезнёв, член КПРФ.

В процессе работы парламента наметилась консолидация проправительственных сил вокруг президента Путина. Было объявлено о слиянии общественных движений " Единство" и ОВР, что привело к важным изменениям в Думе. Сформировалась новая коалиция большинства в составе фракций " Единство", ОВР, депутатских групп " Регионы России" и " Народный депутат".

 

В XXI в. Российская Федерация вошла с грузом экономических и социальных проблем. С приходом к власти Владимира Владимировича Путина начался процесс изменения проводимого государством внутри- и внешнеполитического курса.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал