Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия и страны дальнего зарубежья






 

В 2000 г. президент В. В. Путин подписал три базовых документа, которые легли в основу внешней политики: Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Военную доктрину РФ и Концепцию внешней политики РФ. Главными принципами, на основе которых строится внешняя политика, были объявлены обеспечение безопасности страны и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности. В Концепции подчеркивалось намерение России строить со всеми государствами мира конструктивные отношения. При этом ставилась задача сохранения статуса великой державы, которая определяла прагматичный характер российской внешней политики.

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

• обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности;

• обеспечение прочных и авторитетных позиций страны в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

• воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

• создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

• формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

• поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

• всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

• содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Исходя из поставленных задач, РФ поддерживала связи со многими странами мира на разных континентах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций (Большая восьмерка, НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.). Российский президент нанес визиты в западные страны, посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против терроризма. Россия, имеющая большой опыт борьбы с терроризмом на своей территории, стала участником формировании новой системы международной безопасности. Когда в октябре 2001 г. США начали антитеррористическую операцию в Афганистане, Россия открыла свое воздушное пространство для поставок военных грузов в Афганистан. Она также согласилась на размещение американских военных баз в Средней Азии.

В мае 2002 г. президент США Дж. Буш совершил официальный визит в Москву, в ходе которого были подписаны совместная декларация президентов России и США о новых российско-американских стратегических отношениях, а также Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Россия закрыла в том же году военно-морскую базу Камрань (Вьетнам) и радиоэлектронный центр в Лурдесе (Куба), имеющий важное стратегическое значение.

 

Однако вскоре США изменили сложившийся баланс сил в мире, выйдя из Договора по противоракетной обороне 1972 г. (ПРО). Нарушение стратегической стабильности стало причиной укрепления Россией своего вооруженного потенциала.

В 2002 г. был создан Совет Россия-НАТО, в рамках которого стало осуществляться сотрудничество РФ и НАТО, и на саммите Большой восьмёрки Россию объявили полноправным членом этой организации.

 

Главным событием международной жизни в 2003 г. стало вторжение США и Великобритании в Ирак. Формальным предлогом для " антитеррористической операции" стала информация о наличии у иракского руководства ядерного и химического оружия. Подтвердить эти сведения не удалось. Россия осудила войну в Ираке. Проведение военной операции США и их союзников в Ираке оказало влияние на сложившуюся систему международных отношений. Негативным итогом проведения военной операции стало усиление нестабильности на Ближнем Востоке в целом. Также обозначилась необходимости реформирования ООН в целях повышения эффективности деятельности этой международной организации в предотвращении военно-политических кризисов.

НАТО, созданный для предотвращения советской угрозы, несмотря на крушение СССР, мировой системы социализма и ОВД, продолжил расширение на восток. В 2004 г. в состав блока вошли Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, в 2009 г. - Албания, Хорватия.

Затем США заговорили о необходимости борьбы с " иранской угрозой", для чего предполагалось разместить американскую систему ПРО в Польше и Чехии в непосредственной близости российских границ. В феврале 2007 г. В. В. Путин в " Мюнхенской речи" выразил серьезную озабоченность унилатерализмом США и использованием армии и спецслужб для решения политических задач. В апреле того же года РФ приостановила выполнение условий Договора об обычных вооружениях в Европе и заявила о возможности размещения ракет " Искандер" в Калининградской области.

…Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве в современном – именно в современном – мире не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее: сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации. Вместе с тем все, что происходит сегодня в мире, – и сейчас мы только начали дискутировать об этом – это следствие попыток внедрения именно этой концепции в мировые дела – концепции однополярного мира.

…Убежден: единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН… Легитимным можно считать применение силы, только если решение принято на основе и в рамках ООН. И не надо подменять Организацию Объединенных Наций ни НАТО, ни Евросоюзом. И когда ООН будет реально объединять силы международного сообщества, которые действительно могут реагировать на события в отдельных странах, когда мы избавимся от пренебрежения международным правом, то ситуация может измениться. В противном случае ситуация будет заходить лишь в тупик и умножать количество тяжелых ошибок. При этом, конечно, нужно добиваться того, чтобы международное право имело универсальный характер и в понимании, и в применении норм.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал