Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соціологія як наука: предмет, структура, функції.






Объект социологического познания – вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном национальном объекте всегда организованы особым образом, объект социологического познания выступает как социальная система и иначе выступать не может. Обычно под системой понимается определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Социальная система – сложно организованное, упорядоченное общественное целое, включающее взаимосвязанные социальные институты, общественные группы, индивиды. Социальной системой может выступать и отдельная личность, если она характеризуется с точки зрения многообразия ее отношений с внешним миром и целостности самоорганизации. Задачей социологической науки являются типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого типологизированного объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Таким образом, понятия социального, социальных связей и отношений и способа их организации служат исходными для раскрытия особенностей объекта социологического познания, а социальных закономерностей – для определения предмета социологической науки.

Следовательно, социология – это наука об общих и специфических законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов, народов.

Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального. Представления о социальном сводятся к следующим вариантам: а) социальное – то же, что и общественное, т.е. качество, характеризующее общество, свойственное обществу в отличие от природы; б) социальное – не общество вообще, а то, что происходит в социальной жизни общества. Социальное здесь сводится к социальным отношениям.

Итак, если объектом социологии выступает социальное, социальная реальность в настоящем, прошлом и будущем, то можно констатировать следующее: при отождествлении социального с общественным объектом социологии выступает по существу все общество, общественная жизнь человека.

Следовательно, объекты социологии – все социальные системы или социальные отношения, т.е. та или иная реальность: личность, семья, коллектив, группы, общество как система, мировое сообщество и т.п.

(Лапин. Предмет и методология социологии)

Социология возникла в ответ на двоякую потребность социальных субъектов Нового времени: в синтезирующем знании о новом обществе как целостном объекте, который возникает в результате действий множества субъектов; в таком специализированном знании, которое соединяет теорию с эмпирическим обоснованием и позволяет субъектам достигать практических успехов. Эта потребность имела интернациональный характер.

Социология как специализированная область научного знания возникла в 20-70-х годах XIX в. - первый этап ее становления олицетворяют О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс. Его можно назвать этапом ранней теоретической классики в социологии.

Конт: Предмет социологии — общество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и самой природы человека. Ключом социологической концепции Конта служит формула: " рациональная координация основного ряда разных событий, соответствующая единому замыслу".

Спенсер: предмет социологии - общество как социальный организм, в котором дифференциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.

Маркс: предмет марксистской социологии составляет общество как органическая система, которая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и революции.

Итак, основатели социологии сходились в том, что ее предмет - общество как целостная реальность, но различались в понимании структуры общества и его динамики, особенно - его перспектив. Предмет социологии еще не имел адекватных методов эмпирического исследования.

Второй, завершающий этап ее становления и начало ее институционализации охватывает период с 80-х годов XIX в. до первой мировой войны. Он запечатлен в произведениях Ф. Тенниса, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Это этап ранней теоретико-методологической классики. Его характеризует разработка методологии социологических исследований, т.е. осознания подходов к их объекту и способов получения эмпирических данных о нем, взаимное соотнесение теоретической и методологической компонент социологического знания, включая эмпирическую его составляющую.

Теннис: предмет социологии образуют все виды социальности, общности и общество; их основу составляют взаимодействия людей, движимых волей. Но содержание этой воли, ее источники им не были выяснены.

Дюркгейм: предмет социологии есть общество как объективная совокупность институтов, определяющих тип солидарности, изучать который следует на основе социальных фактов, выявляемых с помощью объективных методов.

Вебер: главная задача социологии состоит в том, чтобы понять внутренние смыслы своих объектов (будь то общество, организация или индивид), их значения для людей; это должна быть не позитивистско-описательная, а понимающая социология. Поэтому для Вебера предмет социологии есть целостная совокупность смыслов социальных действий, значений социальных отношений и их структур для субъектов действий. Эти значения выявляются с помощью процедур типизации эмпирической реальности (ее сопоставления с идеальными типами) и другим способами.

Одновременно в немецкой социологии сформировался и крайний вариант методологизма: метод социологии как замена ее предмета, или формальная социология Зиммеля. Предметом социологии он считал чистые формы становления социального, или обобществления, образующиеся при взаимодействии индивидов в любой сфере общества. Это вполне реальные формы: господство, подчинение, соперничество и др. Но, по Зиммелю, изучение специфического содержания этих форм - дело частных общественных наук. Социологию же они должны интересовать как таковые, в чистом виде. Более того, социология должна сосредоточиться на процессе абстрагирования чистых форм. Но это, по сути, дело не социологической, а философской методологии. Таков неизбежный результат попыток свести предмет социологии к методологии.

Третий этап образует зрелая теоретико-методологическая классика. Она представлена в трудах П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, ряда французских, английских, немецких социологов, работавших в период от первой мировой войны до 70-х годов XX в. На этом этапе достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии. Это происходит как вследствие начала зрелой фазы наиболее либеральных обществ (США, Англия), так и благодаря интенсивному развитию самих социологических теорий, методик, техник и процедур эмпирических исследований.

Сорокин: предметом социологии является общество как реальная совокупность взаимодействующих людей, в которой положение (статус) социального субъекта зависит от его действий в институтах социальной мобильности.

Парсонс: предмет социологии составляют системы социального действия, специфичные для каждого общества и выявляемые с помощью структурно-функционального подхода. В этом определении предмет социологии замыкается на методологию структурно-функционального анализа. А сама эта методология опирается на исходное положение о таком соотношении теории и эмпирических фактов, в котором истинная теория соответствует фактам, а факт есть эмпирически проверяемое утверждение о явлениях в терминах концептуальной схемы, которая строилась как максимально универсальная.

Вторая форма зрелого этапа классики - проблемно-прикладная.

Чикагская школа: Предмет ее исследований - социальные проблемы, жизненно значимые для населения Чикаго и всего американского общества: социальная ситуация и установки личности, урбанизация и семья, социальная дезорганизация, отклоняющееся поведение, преступность и др. Они разработали оригинальные методики и техники эмпирических исследований, многие из которых стали стандартными и широко применяются в мировой социологии.

Третью форму данного этапа социологии можно охарактеризовать как методологически ориентированное расщепление предмета социологии на субпредметы. Символический интеракционизм Джорджа Мида, теория социального обмена Джорджа Хоманса и Питера Блау и др. Методологически ориентированное исследование предмета стало принципом деятельности немецких социологов

Франкфуртской школы (40-60-е годы). Образцом их работы служит теоретико-эмпирическое исследование " Авторитарная личность" (1944—1950), выполненное под руководством Адорно. Предметом исследования стали черты личности, предпочитающей авторитарный режим; их изучение опиралось на теоретико-методологические концепции неомарксизма и потребовало разработки специальных методик для получения необходимых эмпирических данных.

Период с 80-х годов до настоящего времени можно охарактеризовать как четвертый, постклассический или современный этап. Возникли новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как актор социальных процессов, изменений. Среди приверженцев и разработчиков этого подхода - Турен, Бурдьё, Арчер, Гидденс.

Возникли вопросы: как быть с классическим пониманием предмета социологии? Оно отвергается или же сохраняется, но нуждается в дополнении, развитии? Предмет социологии историчен, он изменяется, становится более сложным и противоречивым, изменяется и ее объект.

Определения предмета в учебниках:

Смелзер: " Социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений".

Гидденс: " Социология - это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ"; " Социологию можно определить как систематическое изучение человеческих обществ, в котором особое внимание уделяется современным индустриальным системам".

Ядов: " Социология - это наука о становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов; это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях...; наука о закономерностях социальных действий и массового поведения".

Эфендиев: " Социология изучает общие принципы воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных взаимодействий на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в различных сферах общественной жизни".

Все эти рабочие определения предмета социологии характеризуют предмет социологии в связи с ее методологией: западные авторы кратко отмечают ее научность, российские авторы дают более подробную расшифровку структуры социологического знания и способов его получения. Множественность теорий и методологий, существующих в современной социологии, повышает роль общенаучных ее оснований. Соответствующие характеристики можно так резюмировать: предмет социологии — социальная деятельность человека, социальные отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, их функции и структуры; социология изучает состояния и динамику своего предмета, опираясь на социальные факты и эмпирические данные, получаемые с помощью социологических, а также иных научных подходов и методов.

Социальное в широком смысле - все, что касается общества, синоним слова общественное. Социальное в узком, специальном социологическом смысле - это взаимоотношения между субъектами, возникающие в процессах их действий и взаимодействий по поводу их статусов в социальной среде - малых и больших группах, общностях и организациях, обществе в целом.

Реален ли предмет социологии? Еще одним критерием научности является объективность, т.е. обоснование реального существования предмета науки в качестве объекта, обладающего собственными свойствами и отношениями.

Социальный или социологический реализм утверждает, что общество есть реальность особого рода, отличная и даже независимая от реальности составляющих его индивидов. Такой позиции придерживались основатели социологии.

Социальный или социологический номинализм считает, что реальны лишь составляющие общество индивиды, а само общество не образует особой реальности. Ярким представителем этого подхода был противник Дюркгейма, " психологист" Тард. Для него социология тождественна интерпсихологии, а подражание (в форме обычая, моды) составляет основу социаль-

ности.

П. Сорокин: " Общий вывод из всего сказанного о социологическом реализме и номинализме таков: ни то, ни другое из этих течений неприемлемо. Общество, как совокупность взаимодействующих людей, отличнаяот простой суммы невзаимодействующих индивидов, существует. В качестве такой реальности sui generis оно имеет ряд свойств, явлений и процессов, которых нет и не может быть в сумме изолированных индивидов. Но, вопреки реализму, - общество существует не " вне" и " независимо" от индивидов, а только как система взаимодействующих единиц, без которых и вне которых оно немыслимо и невозможно, как невозможно всякое явление без всех составляющих его элементов".

Итак, в качестве синтезирующего противоположные подходы П. Сорокин обосновывает положение об обществе как совокупности взаимодействующих индивидов.

Вебер, Парсонс: Общество и индивиды реальны, поскольку реальны социальные действия и взаимодействия индивидов. - основание релятивного реализма как методологического подхода в общей социологии.

Ещё один признак научности социологии - наличию специальных методов, обеспечивающих получение научной информации о ее предмете. В чем состоит их научность? Прежде всего в том, что они достаточно надежно позволяют получать объективную информацию о проблемах, относящихся к предмету социологии. То есть информацию, не зависящую от субъективных свойств того или иного социолога, если он действует профессионально, используя научно обоснованные, валидные методы.

Функции социологического знания

Социологическая наука достигла сегодня определенной зрелости, сформировались ее основные функции в обществе: познавательная, образовательная, прикладная.

Функцию познания социальной реальности обеспечивают следующие компоненты социологии. Методологические подходы: способы отношения к обществу как объекту изучения, правила построения социологических теорий и методов изучения общества и его регулирования; их плюральный, преимущественно дихотомичный характер - реализм или номинализм в отношении к обществу как объекту, рационализм или эмпиризм в способах его изучения, количественные или качественные методы получения эмпирических данных - одни видят в этих полярностях непреодолимые противоположности, а другие - крайние точки, между которыми выстраивается множество реальных методов. Общетеоретические концепции: целостные, логически непротиворечивые объяснения существенных связей общества, оперирующие базовыми понятиями социологии как науки; для современной социологии характерен не только методологический, но и теоретический плюрализм, означающий равный научный статус различных, подчас противоречащих друг другу концепций; это связано с существованием в обществе сложных проблем, которые имеют не одно, а несколько решений – каждое из них может иметь свое теоретическое обоснование, свой стратегический прогноз и набор гипотез. Частные теории, или теории среднего уровня: опираясь на общую методологию и теорию, логически последовательно и в соответствии с имеющимися социальными фактами и эмпирическими данными объясняют взаимосвязи в конкретных сферах общества (семья, образование, молодежь, труд и др.), выявляют их ключевые противоречия, проблемы, конструируют гипотезы и прогнозные варианты решений. Методы, техники, процедуры получения эмпирических данных об исследуемых объектах, социальных проблемах и способах их решения. Базы данных и архивы данных: первичная информация, хранящаяся на магнитных носителях, подготовленная для многократной обработки с помощью современной вычислительной техники, а также обработанная и представленная в виде таблиц, графиков и иных форм. Эмпирические обобщения, системы социальных фактов: обобщения на основе эмпирических данных, позволяющие выявить социальные факты и их системы, существенные взаимосвязи в объекте, предложить рекомендации по их использованию, перейти к теоретическим обобщениям среднего уровня и т.д. Совокупность этих компонентов образует исследовательский цикл. В полном объеме он выступает вначале как программа (проект) фундаментального исследования, которая последовательно реализуется. Исходя из обоснованного теоретико-методологического подхода, выявляется значимая проблема, определяются объект и предмет изучения, обосновываются гипотезы; затем разрабатываются соответствующие методы, техники, процедуры исследования, на основе полученных достоверных эмпирических данных об изучаемом предмете строятся эмпирические обобщения, которые преобразуются в системы социальных фактов, формулируются выводы, теоретические обобщения среднего или более высокого уровня; обнаруживаются новые проблемы.

Растущее и дифференцирующееся социологическое знание организуется в виде совокупности дисциплин. Дисциплинарная организация отвечает сразу двум функциям социологического знания: она выступает как естественный результат процесса познания и как предпосылка социологического образования молодежи. Наиболее четко она фиксируется в контексте второй, образовательной функции, поскольку этого требуют условия учебного процесса. Верхний уровень составляют дисциплины общего характера: история социологии; методология и методика социологического исследования; общая социология, направлениями которой являются социетальная социология, социология личности, теория социализации, социология коммуникаций, социальная стратификация и мобильность, социальные институты и организации, социальные процессы и изменения и др. Средний уровень включает дисциплины частного характера: социология культуры; социология семьи; этносоциология; социология религии; социология города; сельская социология; социология труда и экономическая социология; социология науки и образования; социология управления; политическая социология; социология международных отношений; социальное прогнозирование и проектирование и др. На нижнем уровне представлены прикладные дисциплины: социология менеджмента; социология маркетинга и рекламы; теория и практика социальной работы; социальная информатика и др.

Прикладная функция социологии означает ее участие в решении практических проблем и задач социальной жизни. На это специально ориентированы прикладные дисциплины, но в этот процесс вовлечены и другие уровни и слои социологического знания.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал