Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика методу експерименту.
Эксперимент в социологическом исследовании представляет собой метод получения информации об изменении показателей деятельности социального объекта в результате воздействия на него Заданных и контролируемых факторов (переменных). Методологическим основанием, применения эксперимента в социологии, служит принцип асоциального детерминизма. Отличительная особенность эксперимента как метода получения социальной информации сострит также в том, что его проведение требует разработки и постановки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характере какого-либо механизма коллективной или индивидуальной деятельности, выведенной логическим путем на основании теоретических и опытных данных. Основное назначение эксперимента в социологическом исследовании состоит в выявлении информации о причинно-следственных связях.между исследуемыми явлениями, их свойствами, в достижении нового, более точного знания о закономерностях, тенденциях социальных процессов. В отличие от метода наблюдения на основе данных эксперимента получают не только описательную информацию, но и дают объяснение связей, отношений, процессов. Область применения. В социологическом исследовании эксперимент направлен главным образом на доказательство гипотез исследования. Проведение социального эксперимента предполагает использование ряда других методов (наблюдения, опроса, анализа документов). Социальный эксперимент применяется во всех общественных науках. Он используется не только в исследовательских целях. Как один из ведущих методов социальной технологии он широко распространен в общественной практике. Основные нормативные требования по использованию эксперимента в социологическом исследовании: четкая ориентация на гипотезы исследования. Высокий уровень познания и полнота описания исследуемого объекта. Строгий контроль за ходом процедур эксперимента, обеспечение его чистоты. Воспроизводимость, возможность повторения. Наличие методов, средств наблюдения и измерения, адекватных социальному объекту. Социальная природа объекта выдвигает повышенные требования к: проведению социального эксперимента: строгое соответствие решаемых задач критериям социального прогресса, нравственным нормам. Основные требования к проведению социального эксперимента: а) описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих (например, производственная бригада из пяти человек с определенным распределением трудовых функций, определенным уровнем квалификации каждого, определенной половозрастной структурой, производящая такой-то продукт на таком-то оборудовании, с определенной системой отношений между ее членами и т. д.); б) описание условий существования объекта исследования (отрасль, тип производства, условия труда и т. д.); в) формулирование гипотезы (например, новая система оплаты труда повысит производительность труда); г) определение понятий сформулированной гипотезы (производительность через количество единиц продукции, ее качество, взнос оборудования и т. д.); д) выделение независимой переменной (системы премирования); е) выделение зависимой переменной (общая производительность труда бригады); ж) описание специфических условий (время, место и т. д.). Ограничение степени риска. Сохранение нормального функционирования и развития объекта. Не допустима как крайняя изоляция объекта, так и чрезмерная вариация его условий. Ограничения в применении: осуществимо проведение эксперимента только по тем объекта, по которым на основе имеющихся знаний можно выделить структуру переменных, допустимо введение в объект экспериментального фактора, возможно наблюдение и измерение изменений, происходящих в объекте. Сложность социальных объектов ограничивает возможности достижения чистоты естественнонаучного эксперимента, установления прямых зависимостей между переменными; трудно вычленить причину из коррелятивных зависимостей. Локальность эксперимента ограничивает исследователя, в возможностях широких обобщающих выводов. Предмет эксперимента - отношения и связи между свойствами изучаемого объекта и системой факторов (переменных), детерминирующих его социальную деятельность и поведение. Объект эксперимента - социальная группа, коллектив, личность (участники эксперимента). В эксперименте выделяют два вида объектов (единиц эксперимента): контрольные и экспериментальные группы. Экспериментальная группа - та, на которую оказывают воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной). Помимо общего требования выбора объекта - репрезентативность в классе исследуемых объектов - к экспериментальной группе предъявляются требования относительной стабильности состава на период эксперимента, возможности вести систематическое контролируемое наблюдение; в ряде случаев требуется согласие группы на участие в эксперименте. Контрольная группа идентична экспериментальной по заданным исследователю параметрам, но не испытывающая воздействие экспериментальным фактором (независимой переменной). При наличии контрольной группы повышается чистота социального эксперимента в силу того, что воздействие побочных параметров в одинаковой степени вероятно как в экспериментальной, так и в контрольной группе.
|