Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Класичний експеримент.
Обычный (классический) эксперимент включает экспериментатора как познающего субъекта; объект или предмет экспериментального исследования и средства (инструменты, приборы, экспериментальные установки), при помощи которых осуществляется эксперимент. В обычном эксперименте экспериментальные средства непосредственно воздействуют с объектом исследования. Они являются посредниками между экспериментатором и объектом исследования. Модельный эксперимент в отличие от обычного имеет дело с моделью исследуемого объекта. Програма (план) експерименту. (Князєв) Программа эксперимента состоит из всех структурных элементов программы социологического исследования. Ведущей задачей в составлении программы социального эксперимента является формулирование гипотезы и планирование ее проверки в системе факторов (переменных), детерминирующих поведение социального объекта. Специфика программы социального эксперимента состоит также в том, что она включает в себя процедуры, осуществляемые как в системе управления объектом (социальной группой), так и в системе исследования. Этапы составления программы управления экспериментальным фактором и экспериментальной ситуацией 1. Формулирование заданий к экспериментальному фактору в соответствии с рабочими гипотезами исследования. Выделение независимых переменных, их эмпирическая интерпретация. Анализ модели действия объекта исследования и выбор эмпирического фактора, способного выступать в качестве экспериментального. 2. Описание экспериментального фактора по данным наблюдения, данным, полученным из других источников. 3. Моделирование действия эмпирического экспериментального фактора. Установление возможных эмпирических и логических связей; зависимостей фактора с другими элементами экспериментальной ситуации. Анализ возможных последствий его действия, последствий действия экспериментальной ситуации. Анализ предполагаемых связей независимой и зависимой переменной в эмпирической структуре объекта, их соответствия рабочим гипотезам. Определение состава контролируемых и неконтролируемых переменных, управляемых и неуправляемых переменных. Анализ возможных отклонений действия, модификаций экспериментального фактора. 4. Уточнение состава эмпирических показателей, фиксируемых в ходе эксперимента и определение заданий к проектированию его инструментария. 5. Выделение состава необходимых средств, инструментов, процедур по регистрации и управлению переменных экспериментального фактора и экспериментальной ситуации. Уточнение состава средств по устранению возможных негативных последствий действия экспериментального фактора и экспериментальной ситуации. Анализ социально-экономических, правовых, нравственных проблем эксперимента. Выработка соответствующих требований к его проведению. 6. Определение состава лиц, обеспечивающих управление действием экспериментального фактора и экспериментальной ситуации от исследовательской группы и от организации, где проводится эксперимент. Установление сроков действия экспериментальной ситуации. Распределение обязанностей, прав среди организаторов. Подготовка проектов соответствующих директивных документов и их утверждение. 7. Определение форм участия экспериментируемых в управлении экспериментальным фактором и экспериментальной ситуацией. Уточнение форм договорных отношений с участниками эксперимента. Подготовка соответствующих заданий к инструкции участникам эксперимента. 8. Подготовка социально-психологических механизмов выхода участников из эксперимента по его окончании, средств снятия напряжения. 9. Экспертиза программы и ее утверждение.
Види соціальних експериментів (види експериментальних планів). По специфике поставленной задачи различаются научно-исследовательские и практические эксперименты. В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие, своего достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные. Практический эксперимент включает многочисленные процесс экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются в виду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения или в ходе совершенствования производственных или иных социальных отношений на пути строительства коммунистического общества. Разделение экспериментов на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни. По характеру логической структуры доказательства гипотезы эксперименты подразделяются на параллельные и последовательные. Под параллельным экспериментом понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группы и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов наблюдения (экспериментального и контрольного) в одно и то же время. В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как экспериментальная после того, как независимая переменная оказала (или могла бы оказать) предусмотренное действие. Доказательство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух состояний объекта наблюдения в разное время. Естественный эксперимент. Под естественным экспериментом понимается такой эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, а также не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь не осуществляет тем самым активного вмешательства в обычный ход дела, а всего лишь наблюдает и ждет, пока в исследуемом процессе самостоятельно наступит интересующее его четко выраженное изменение, которое сыграет роль независимой переменной. Такие эксперименты могут быть только полевыми. Полевой эксперимент. Для полевого исследования характерна максимально естественная ситуация (производственная среда, учебный класс и т. д.), исследуемые с его помощью объекты сохраняют, как правило, свой обычные связи. Среди полевых экспериментов различают контролируемый и естественный. Полевой эксперимент — ведущий метод ориентированных на практику оценочных исследований. Лабораторный, или истинный, эксперимент нацелен на проверку теоретической гипотезы и осуществляется в условиях максимального контроля над уровнем воздействия независимой переменной и очищения (изоляции) этого воздействия от посторонних влияний, оказываемых внешними, т. е. иррелевантными с точки зрения проверяемой гипотезы, переменными. Экспериментальный контроль и изоляция позволяют отвергнуть иные возможные объяснения наблюдаемого эффекта - конкурентные гипотезы. Немаловажным условием обоснованности, валидности результатов, получаемых в лабораторном эксперименте, является возможность достаточно надежного измерения зависимой переменной. На практике описанные требования к истинному эксперименту могут быть полностью воплощены лишь в бесконечном идеальном эксперименте, при проведении которого внешние переменные остаются неизменными, и изменяется лишь независимая переменная, что обеспечивает полную валидность выводов о изучаемом соотношении между независимой и зависимой переменными. Идеальный эксперимент - это эталон, относительно которого могут оцениваться и сопоставляться эксперименты реальные, однако буквальное выполнение всех его требований обычно невозможно или даже бессмысленно с точки зрения конкретной научной задачи, стоящей перед исследователем. Основные экспериментальные планы с контрольной группой и рандомизацией В социологии, психологии и других поведенческих науках особую роль играет использование принципа рандомизации при распределении испытуемых по группам. Рандомизация — это стратегия случайного распределения субъектов по различным условиям (режимам) эксперимента и экспериментальным группам. В эксперименте с неполным контролем или в полевом эксперименте, происходящем в естественных условиях (т. е. в условиях школьного класса, промышленной организации, городского района и т. д.) часто нужно доказать не только наличие ожидаемого эффекта в результате некоторого воздействия Х, но и отсутствие того же эффекта в тех случаях, когда воздействия не было. Например, исследователь, изучающий воздействие просмотра антивоенных фильмов на изменения установок студентов, случайным образом отбирает из некоторой совокупности студентов экспериментальную группу, которой будет показан антивоенный фильм, а также контрольную группу, которой он продемонстрирует нейтральный фильм, никак не связанный с изучаемыми установками. План этого простейшего рандомизированного эксперимента с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой (RT1-2C) Иногда имеет смысл воспользоваться упрощенным вариантом описанного плана с рандомизацией и контрольной группой, а именно планом с рандомизацией без предварительного тестирования (RTC) Еще один популярный план с рандомизацией и контрольной группой — это план Соломона. План Соломона — это расширенный вариант плана RT1-2C, позволяющий проконтролировать и оценить эффекты естественного развития и фона, а также определить взаимодействие эффекта тестирования с основным воздействием X. Здесь наряду с экспериментальной и контрольной группами с предварительным тестированием используются экспериментальная и контрольная группы без предварительного тестирования (как в плане RTC). Етапи та процедури експерименту. (Князєв) 1. Подготовительный этап. 1.1. Разработка программы эксперимента. 1.1.1. Формулировка проблемы. Постановка целей, задач, обоснование необходимости проведения эксперимента. 1.1.2. Выделение объекта и предмета исследования, уточнение основной гипотезы. 1.1.3. Описание объекта и моделирование действий объекта в системе переменных. Выделение независимой, зависимой, других переменных. Анализ возможных логических зависимостей между переменными. 1.1.4. Выбор вида эксперимента, его логической схемы. Определение общих условий экспериментальной ситуации. 1.1.5. Выбор экспериментальных и контрольных групп. Их описание в системе переменных. 1.1.6. Эмпирическая интерпретация переменных, определение способов регистрации индикаторов, регулирования переменных. Определение способов нейтрализации неэкспериментальных переменных. 1.1.7. Формулирование заданий по проектированию инструментария и других методических документов. 1.2. Составление плана и сетевого графика экспериментальных работ. 1.3. Составление программы управления действием экспериментального фактора и экспериментальной ситуацией. Моделирование процесса управления экспериментальным фактором. Экспертиза программы и ее утверждение. 1.4. Проектирование инструментария по сбору и регистрации информации (протокола эксперимента, карточек наблюдения, анкет, тестов). Пилотаж инструментария, его утверждение и размножение. 1.5. Подготовка технических средств контроля, регулирования, регистрации переменных, средств обработки и анализа информации. 1.6. Подготовка программы обработки, анализа данных. 1.7. Составление инструкции участникам эксперимента (экспериментируемым). 1.8. Составление инструкций и наряд-заданий экспериментаторам. 1.9. Подготовка экспериментаторов. Комплектование групп (бригад) экспериментаторов. Их инструктаж, обучение, репетиция эксперимента.. 2. Оперативный (экспериментальный) этап. 2.1. Инструктаж участников эксперимента (экспериментируемых). Их знакомство с целями, задачами, условиями эксперимента (если такая информация предусмотрена программой). 2.2. Замер переменных в условиях последовательного эксперимента. 2.3. Введение экспериментального фактора (независимой переменной). И последующее управление его действием в соответствии с программой. Создание и сохранение экспериментальной ситуации в соответствии с заданными параметрами. 2.4. Наблюдение, контроль и регистрация переменных в протоколе, карточках, анкетах, тестах по экспериментальным и контрольным группам. 2.5. Обработка аудиовизуальных технических записей по регистрации переменных. 2.6. Контроль за ходом выполнения требований программы эксперимента, инструкций, сетевого графика работ. Выборочная проверка хода контроля и регистрации данных. Самоконтроль экспериментаторов. 2.7. Первичная обработка методических учетных документов, их уточнение, составление суммирующих таблиц. 3. Результирующий этап обработки и анализа экспериментальных данных. 3.1. Сбор учетных документов, их проверка. 3.2. Ручная обработка данных. 3.3. Перевод данных на машинные носители и их машинная обработка. 3.4. Проверка чистоты эксперимента, соответствия, условий эксперимента заданным параметрам. 3.5. Статистическая обработка. Факторный анализ. Анализ по логическим схемам эксперимента. 3.6. Подтверждение или опровержение гипотез. Уточнение гипотез, формулировка новых гипотез. Выделение основных и. побочных результатов эксперимента. Построение обобщающих выводов. Сопоставление показателей и выводов, полученных в ходе данного эксперимента с показателями и выводами аналогичных экспериментальных исследований, или полученных с помощью других методов. 3.8. Анализ и оценка эффективности применения эксперимента в отношении исследовательской проблемы. Выявление ошибок, новаций. Разработка рекомендаций по применению разработанной методики эксперимента. 3.9. Выработка практических рекомендаций по использованию результатов эксперимента. Составление отчета.
|