![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни оказания медицинской помощи. 1-й – районные, городские организации здравоохранения;
1-й – районные, городские организации здравоохранения; 2-й – межрайонные, областные организации здравоохранения; 3-й – республиканские организации здравоохранения. Обследования и их кратность. Осуществляется в амбулаторных, полустационарных (отделение дневного пребывания) и стационарных условиях. При установлении диагноза необходимо: подробное интервью с родителями пациента с подробным описанием проблемного поведения в семье, детском саду, школе и других общественных местах; консультация невролога – однократно; консультация педиатра с проведением антропометрического исследования, измерением пульса и артериального давления – при постановке диагноза и в дальнейшем при назначении терапии психостимуляторами; консультация логопеда – однократно, в дальнейшем – при наличии показаний. Дополнительно при наличии показаний: ЭЭГ (при сопутствующих пароксизмальных расстройствах); экспериментально-психологическое исследование интеллектуального развития – шкала Векслера; ЭКГ – при назначении терапии психостимуляторами; обследование социальных условий проживания семьи ребенка. Полезным в диагностическом плане является заполнение опросников родителями и учителем/воспитателем. Используются на выбор: шкала Вандербильта (Vanderbilt Scale) – модифицированный вариант DSM-IV, дополненный психометрической шкалой и шкалой школьной дезадаптации; может заполняться как родителями, так и учителем/воспитателем; опросники Коннорса для учителей и для родителей (Connors Teacher’s List и Connors Parent’s Checklist) – помимо шкал дефицита внимания и гиперактивности содержит шкалу оппозицинного поведения, обработка результатов шкал проводится с учетом возраста ребенка. Заполнение указанных шкал родителями и учителем/воспитателем позволяет: объективизировать клинические данные, так как поведение ребенка в кабинете врача может быть более спокойным или более гиперактивным, чем в привычной обстановке; уточнить форму расстройства и тяжесть расстройства, что определяет прогноз и выбор стратегии оказания помощи; объективно оценить эффективность оказания помощи ребенку с СДВГ. Общие принципы лечения. Модель оказания помощи ребенку с СДВГ включает в себя психообразование родителей, поведенческую терапию и психофармакотерапию. Объем оказания помощи в каждом конкретном случае определяется тяжестью расстройства, родительским комплайнсом, наличием коморбидных психических расстройств и возрастом ребенка. В социально благоприятных случаях (при отсутствии значимой семейной дисфункции) и невыраженных сопутствующих расстройствах рекомендуетсяначинать с психообразования, которого при легких формах СДВГ, как правило, бывает достаточно. В социально неблагоприятных случаях (при наличии семейной дисфункции), при тяжелых формах СДВГ и наличии выраженных или длительных сопутствующих расстройств психообразование следуетдополнять поведенческой и медикаментозной терапией. Этапы лечения и ожидаемые результаты. На этапе стабилизирующей терапии СДВГ основной целью является уменьшение проблем обучения ребенка в школе и улучшение его социальной адаптации, поэтому лечение осуществляется преимущественно в амбулаторных условиях. Работа с родителями – первая линия оказания помощи ребенку с СДВГ. Психообразовательная программа для родителей включает в себя информационную работу и психологическую поддержку, позволяет родителям лучше понять причины проблемного поведения ребенка с СДВГ и иметь от него адекватные ожидания, делает родителей более терпимыми, позволяет преодолеть ощущение социальной изоляции и уменьшает стресс. Эффективность психообразовательных программ для родителей определяется тем, что, изменяя окружение ребенка, мы меняем поведение самого ребенка. Психообразование родителей лучше осуществлять в режиме группового формата. Поведенческая терапия начинается уже на этапе психообразовательной программы для родителей. Психиатр (или медицинский психолог) обучает эффективным стратегиям управления проблемным поведением ребенка, в дальнейшем координирует их осуществление и контролирует эффективность. Длительность поведенческой терапии составляет 6-12 месяцев. Ожидаемые результаты: уменьшение конфликтов ребенка с родителями, братьями/сестрами, учителями, ровесниками; улучшение результатов успеваемости в школе; развитие навыков самоорганизации в выполнении домашних заданий и других обязанностей. Психофармакотерапия СДВГ ноотропными препаратами проводится при наличии сопутствующих психических расстройств. При наличии СДВГ и специфических расстройств развития речи: пиритинол – 10-12 мг/кг/сутки в 2-3 приема после еды в течение 6-12 недель, гопатеновая кислота – 20-30 мг/кг/сутки в 2 приема, длительностью 6-8 недель; гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты гидрохлорид (фенибут, ноофен) – детям в возрасте до 8 лет – 13-15 мг/кг/сутки в 2-3 приема, детям в возрасте 8-14 лет – по 250 мг 2-3 раза в сутки, курсом 4-6 недель (наряду с коррекционными логопедическими занятиями, смотри F80); При наличии СДВГ в сочетании с заиканием, тиками, энурезом и энкопрезом: гопатеновая кислота – в указанных выше дозировках, курсами 6-8 недель; гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты гидрохлорид – в указанных выше дозировках, курсами 4-6 недель; комплексный препарат лактата магния и пиридоксина в возрастных дозировках, курсами 4-6 недель (наряду с психотерапией указанных невротических расстройств, смотри F95, F98.0, F98.1, F98.5). При наличии СДВГ и церебрастенического синдрома (после перенесенного гриппа, ЧМТ и прочего): ипидакрин – 1-1, 5 мг/кг в 2-3 приема, курсами 4-6 недель; гопатеновая кислота – в указанных выше дозировках, курсами 6-8 недель; гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты гидрохлорид – в указанных выше дозировках, курсами 3-4 недели. Указанные ноотропные лекарственные средства, в отличие от других, реже вызывают парадоксальные реакции у детей с СДВГ. Психофармакотерапия СДВГ должна осуществляться в сочетании с психообразованием родителей, поведенческой терапией и социальными мероприятиями под строгим контролем психиатров. Для симптоматической терапии агрессивного поведения могут быть использованы антипсихотические средства: хлорпротиксен внутрь – 12, 5-25 мг/сут в течение 6-8 недель; перициазин внутрь – 1-5 мг/сут в течение 6-8 недель; рисперидон внутрь – 0, 5-2 мг/сут в течение 6-8 недель; клозапин внутрь – 12, 5-25 мг/сут в течение 6-8 недель. На этапе лечения коморбидных психических и поведенческих расстройств лечение осуществляется в амбулаторных, полустационарных (отделение дневного пребывания) и стационарных условиях. На этапе реабилитационных мероприятий с целью достижения длительной социальной адаптации и профилактики сопутствующих психических и поведенческих расстройств в амбулаторных условиях проводится игровая терапия, тренинги коммуникативных навыков и контроля импульсивного поведения, музыкотерапия. Спорт: полезны длительное пребывание на свежем воздухе, прогулки, бег, любые спортивные занятия, кроме травматичных (бокса, силовой борьбы). Маленьким детям рекомендуют ритмику, более старшим – хореографию, танцы, плавание. Важно оберегать от переутомления. Диетотерапия эффективна, если гиперкинетическое расстройство сочетается с пищевой аллергией. Рекомендуется устранение химических добавок из рациона, исключение шоколада, какао, кофе, кока-колы, пепси-колы, избытка жиров, жареных, острых блюд, наваристых бульонов. Рекомендуется диета, богатая солями цинка и магния, включение необходимого количества белков. Условия обучения: лучше, если ребенок с СДВГ обучается в классе с небольшим количеством учеников, сидит на первой парте, подальше от отвлекающих предметов и рядом со спокойным ребенком. При необходимости может быть рекомендовано интегрированное обучение, коррекционные классы (по направлению медико-педагогических комиссий). Важен комплайнс родителей с учителями и психологами в школе. Эффективны психообразовательные программы для педагогов. Рекомендации психиатров по обучению ребенка с тяжелой формой СДВГ на дому следует давать только в том случае, когда это единственная возможность продолжить образование. F90.0
|