![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Детский аутизм
Общая характеристика. Распространенность составляет 4-5 случаев на 10 000 детей. Преобладают перворожденные мальчики (в 3-5 раз чаще, чем девочки), но у девочек аутизм имеет более тяжелое течение. Начало расстройства – в возрасте до 2-3 лет, редко бывает период нормального развития. Всегда отмечаются качественные нарушения социального взаимодействия. Такие дети неспособны устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми, одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Типичным является отсутствие глазного контакта. Характерны качественные нарушения коммуникации, недостаточное использование речи для установления социальных контактов. Деятельность и игра аутичных детей характеризуется ригидностью, повторяемостью, монотонностью. Типично причудливое поведение и манерность. Дополнительные симптомы: внезапные вспышки гнева, раздражения, страхи; поведение с аутоагрессией (удары головой, кусания, царапания, выдергивания волос), агрессией; нарушения сна, энурез, энкопрез, проблемы с питанием. Могут быть судорожные припадки. Интеллект чаще всего нарушен – примерно 70% детей имеют умственную отсталость (40% детей имеют IQ ниже 55; 30% – от 50 до 70, 30% – IQ выше 70). Этапы лечебно-диагностических мероприятий, уровни оказания медицинской помощи: смотри F81.0. Обследование и его кратность. Проводится чаще в амбулаторных и полустационарных (отделение дневного пребывания) условиях. Стационарное лечение показано при грубых нарушениях поведения с агрессией, аутоагрессией. Перечень обязательных обследований: консультации педиатра, невролога, логопеда, психолога. Дополнительно при наличии показаний: консультация сурдолога; ЭЭГ; КТ головного мозга. Ожидаемый результат: улучшение социальной адаптации. Если до 6 лет развилась коммуникативная речь, то можно говорить об относительно благоприятном прогнозе. Условия лечения: чаще амбулаторно и в полустационарных (отделение дневного пребывания) условиях. Стационарное лечение необходимо при наличии выраженных нарушений поведения. Продолжительность: неопределенно длительный срок, в зависимости от психопатологической картины. После 6 лет многие черты аутизма сглаживаются, особенно в тех случаях, когда у детей наблюдаются незначительные расстройства. Характер и алгоритм лечения. В лечении выделяют три направления: лечение нарушений поведения; медико-психолого-педагогическая коррекция; семейная терапия. Медикаментозная терапия при данном расстройстве представляет собой вспомогательный метод, она наиболее эффективна в возрасте до 7-8 лет и направлена на купирование ведущего психопатологического расстройства. Для купирования аффективных расстройств и на период адаптации детей к новым условиям используют антидепрессанты: амитриптилин, кломипрамин, мапротилин, сертралин, флуоксетин курсами по 4-5 месяцев с интервалом в 1-3 месяца. Для профилактики и лечения фазных аффективных расстройств, коррекции поведенческих нарушений применяют лекарственные средства вальпроевой кислоты, карбамазепин. Нейролептики применяются весьма избирательно, по показаниям, в небольших дозах, преимущественно в активном периоде болезни (3-10 лет). Предпочтение отдается атипичным антипсихотикам – рисперидону (0, 5-2 мг/сутки). Традиционные антипсихотики существенного и стойкого улучшения не обеспечивают. Анксиолитические средства: диазепам, алпразолам применяются крайне редко, короткими курсами в 2-3 недели при невротической симптоматике, нарушениях сна, для купирования состояний острой ажитации. Ноотропы назначаются повторными курсами (по 2-3 месяца) 2-3 раза в год. Основным в лечении является психолого-педагогическая коррекция, работа с семьей. Большинство аутичных детей не в состоянии обучаться в обычной школе и нуждается в специальном обучении. Психологическая коррекция строится по следующим направлениям: установление эмоционального контакта; смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; стимуляция психической активности; формирование целенаправленного поведения; работа с нежелательными формами поведения: агрессия и аутоагрессия, негативизм, расторможенность влечений, страхи и другие. Логопедические занятия. Развитие общей и мелкой моторики. Массаж. Психотерапия: поведенческая, игровая, семейная. Семейное консультирование.
F84.1
|