Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Творческое самораскрытие личности зависит от многих факторов






 

Творческое самораскрытие личности зависит от многих факторов. Прежде всего, как мы убедились, от условий твор­ческой работы в редакционном коллективе. При этом, как по­казывает практика, совершенствование деятельности редакци­онного коллектива непосредственно влияет и на развитие твор­ческой индивидуальности журналиста. Подобного рода взаимосвязь отдельной личности с профессиональной группой представляет на практике диалектическое единство и обуслов­лена как объективными, так и субъективными факторами, фор­мирующими цели совместной деятельности и межличностные отношения в редакционном коллективе.

 

Взаимосвязь индивидуального результата журналистской деятельности с коллективным продуктом редакции подразуме­вает объединение газетчиков вокруг общих целей деятельнос­ти. В данном случае актуальным представляется решение про­блемы интериоризации общих задач в индивидуальные. Как подтверждают наши наблюдения, если цели редакционного кол­лектива не осмыслены и не приняты журналистами как свои личные, их труд будет носить больше исполнительный, а не творческий характер. Поэтому столь важно осознание каждой личностью общих задач коллектива, видение их ближайших результатов, а также путей их достижения. Только в этом слу­чае становится возможным гармоничное взаимодействие жур­налистов вокруг основных целей издания.

 

В редакционном коллективе межличностные, профессиональ­ные и творческие контакты между журналистами опосредуются различными нормами профессиональной деятельности. Среди них мы особо выделили профессиональные, правовые и этические. Все эти виды норм используются не только для регламентации внутриредакционного поведения журналистов, но и для преобра­зования межличностных отношений в нормативные.

 

Кроме норм к элементам группового сознания мы отнесли знания, ценности и традиции. Все они входят составной частью в структуру сознания каждого члена группы, определяя и регу­лируя поведение личности, способы ее участия в реализации различных видов деятельности. От уровня и развития профес­сиональных знаний журналистов, от тех ценностей и традиций, которые культивируются в той или иной редакции, зависит и саморазвитие самого коллектива.

 

Творческое взаимодействие журналистов в редакционном коллективе мы рассмотрели на уровне сотрудничества и сопер­ничества. Творческое сотрудничество предполагает разделение и объединение различных видов труда и операций по выпуску печатного издания. Все это обусловливает, с одной стороны, дальнейшее углубление специализации журналистов, а с дру­гой — ориентирует журналистов на расширение их поля дея­тельности, на приобретение универсальных знаний, умений и навыков. В процессе творческого сотрудничества профессио­налы взаимообогащают друг друга. Соавторство — один из ви­дов сотворчества журналистов. Оно способно расширить твор­ческие горизонты сотрудников газеты, раскрыть в новом каче­стве их творческий потенциал. Другая форма взаимодействия журналистов — творческое соперничество. На практике, как мы увидели, данная форма взаимодействия способствует акти­визации деятельности сотрудников редакции, возбуждая в них творческую энергию и инициативу.

 

Работа журналиста над конкретным произведением име­ет, как мы убедились, стадиальный характер и подчиняется оп­ределенным закономерностям. Журналист находится в твор­ческом поиске, начиная от темы будущего произведения и кон­чая его композиционным решением. Исходя из индивидуальных особенностей, каждый профессионал вырабатывает свои мето­ды работы, приемы сбора информации, стиль подачи материа­ла, использование тех или иных художественно-выразительных средств и т.д. Характер той или иной творческой стадии зави­сит не только от индивидуальных особенностей творца, но и от стоящих перед ним задач, целей деятельности, сложности отобра­жаемого объекта. Все это в совокупности и предопределяет про­текание творческого процесса, в который включен журналист. Освоение тех или иных технологических приемов, которые акку­мулируются в практической журналистике, — лишь первая сту­пень на пути к профессиональному мастерству. Только на практи­ке отшлифовывается индивидуальный стиль, оттачивается перо, приобретаются определенные навыки и умения, позволяющие ус­пешно заниматься журналистской деятельностью.

 

Помимо технологической стороны деятельности журнали­ста мы рассмотрели различные содержательные и формообразующие элементы журналистского произведения. Анализ раз­личных содержательных элементов показал, что в основе жур­налистского творчества лежит не только документальное отображение действительности, но и ее художественное моде­лирование. Диалектика взаимодействия этих двух начал обус­ловливает широкие возможности в постижении реальной жиз­ни во всей ее многоплановости. При этом доминирующей фор­мой выступает документальное отображение объектов и явлений мира. Образы публицистики обладают синтетической приро­дой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой — логико-понятийное. Образная инфраструк­тура публицистического произведения имеет тенденцию к по­стоянному расширению и обновлению.

 

Многообразие содержательных элементов обусловливает «полифоничность» композиции журналистского произведения, которая, как мы убедились, обладает внутренней неоднородно­стью, пестротой композиционного рисунка каждого отдельного произведения, обилием композиционных структур и приемов построения. Несмотря на различные композиционные принци­пы построения произведения, можно констатировать, что ком­позиционные формы обусловлены содержанием. При этом вы­бор композиционных форм зависит от замысла и целей произ­ведения, а также от конкретного жанра журналистики.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Монографические исследования и учебные пособия

 

Абдрашитов Б. М. Учитесь мыслить нестандартно. М., 1996.

 

Абрамян Д. Н. Общепсихологические основы художествен­ного творчества. М., 1994.

 

Агзамов Ф. И. Журналистское расследование активности личности. Казань, 1989.

 

Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л., 1980.

 

Алякринский Б. С. О таланте и способностях. М., 1988.

 

Альтшулер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1973.

 

Ампилов В. А. Современный газетный очерк. Минск, 1972.

 

Аналитические жанры газеты: Хрестоматия /Сост. В.Д. Пельт. М., 1989.

 

Андреев Г. М. Основы теории литературно-художествен­ного произведения. Минск, 1993.

 

Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.

 

Андреева К. А. Функционально-семантические типы тек­стов. Тюмень, 1989.

 

Андриенко Л. Н. Организация внутриредакционных взаи­модействий как фактор повышения эффектив­ности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989.

 

Андрющенко Е. Г. Тематические интересы читателей как фактор отношения к содержанию газеты: Ав­тореф. канд. дис. М., 1973.

 

Антонов А.В. 1) Восприятие внетекстовых форм инфор­мации в издании. М., 1972; 2) Информация: вос­приятие и понимание. Киев, 1988.

 

Антонов В. И. Информационные жанры газетной публи­цистики. Саранск, 1996.

 

Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970.

 

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусств. М., 1994.

 

Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление об­ществом. М., 1981.

 

Бакланова Н. К. Психологические основы профессиональ­ного мастерства. Л., 1990.

 

Барыкин К. К. Пишу, печатаю, диктую...: Рассказы о жур­налистском инструментарии. История. Техни­ка применения. М., 1979.

 

Банк Б. В. Изучение читателей России. М., 1969.

 

Басин Е. Я. Семантическая философия искусства. М., 1973.

 

Барманкулов М. К. Общность и специфика документаль­ных жанров печати, ТВ, PB. M., 1980.

 

Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996.

 

Бахтин M. M.1) Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972; 2) Вопросы литературы и эстетики. М., 1975; 3) Эстетика словесного творчества. М., 1986; 4) Человек в мире слова. М., 1995.

 

Безменова Н. А. Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

 

Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993.

 

Бекасов Д. Г. 1) Газетные жанры. М., 1971; 2) Корреспон­денция, статья — жанры публицистики. М., 1972.

 

Беневоленская Т. А. Портрет современника: очерк в газе­те. М., 1983.

 

Белецкий А. И. В мастерской художника слова. М., 1989.

 

Березкина О. П. Портретный очерк в журнале: социолин­гвистический аспект («Юность» 1955—1989): Автореф. канд. дис. Л., 1990.

 

Биск И. Я. Введение в писательское мастерство историка: Литературная форма исторического труда. Ива­ново, 1996.

 

Библер В. С. Мышление как творчество. М., 1975.

 

Блисковский Э. Д. Муки заголовка. М., 1981.

 

Богоявленская Д. Б. 1) Пути к творчеству. М., 1981; 2) Ин­теллектуальная активность как проблема твор­чества. Ростов н/Д., 1983.

 

Борисюк Т. М. Эксперимент как метод познавательной де­ятельности журналиста: Автореф. канд. дис. М., 1990.

 

Бочаров А. Г. Жанры литературно-художественной кри­тики. М., 1982.

 

Бухарцев Р. Г. 1) Психологические особенности журнали­стского творчества. Свердловск, 1976; 2) Твор­ческий потенциал журналиста. М., 1985.

 

Буш Г. Я. 1) Диалогика и творчество. Рига, 1985; 2) Совре­менные проблемы теории творчества. М., 1992.

 

Быскова Н. Г. Принципы и приемы включения лексики разговорной речи в современный очерк: Авто­реф. канд. дис. М., 1980.

 

Быченков В. М. Журналистика в системе познания и со­циальной деятельности: Автореф. канд. дис. М., 1987.

 

Вайнцваг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1980.

 

Васильев Ст. Теория отражения и художественное творче­ство. М., 1970.

 

Варустин Л. Э. 1) Вровень с героем: Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987; 2) Челове­ческий фактор в публицистике. Современные способы познания и отображения: Автореф. докт. дис. М., 1987.

 

Вартазарян С. Р. От знака к образу. Ереван, 1973.

 

Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.

 

Вихалемм П. А. Роль социальных установок в восприятии газетной информации: Автореф. канд. дис. Л., 1974.

 

Власов В. И. Газетные жанры. М., 1971.

 

Власова Л. И. Некоторые особенности структуры публи­цистического текста: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.

 

Волков И. Ф. Творческие методы и художественные сис­темы. М., 1978.

 

Волкова Е. В. Проблема содержания и формы в искусстве. М., 1976.

 

Воскобойников Я. С., Юрьев В. К. Журналист и информа­ция. Профессиональный опыт западной прес­сы. М., 1993.

 

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском воз­расте. М., 1991.

 

Гаджиев Ч. М. Социально-психологические проблемы кол­лективного творчества. Баку, 1982.

 

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического ис­следования. М., 1981.

 

Геймбух Е. Ю. Категория автора как категория филологи­ческого анализа художественного текста (на материале произведений И.С. Тургенева малых форм): Автореф. канд. дис. М., 1995.

 

Гливенко И. И. Поэтическое изображение и реальная дей­ствительность. М., 1929.

 

Гордович К. Д. Современная отечественная публицисти­ка. М., 1994.

 

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1977.

 

Глушков Н. Очерковые формы в современной литературе. Ростов н/Д., 1969.

 

Грабельников С. М. 1) Социально-психологический кли­мат редакционного коллектива. М., 1986; 2) Организация и производство журналистс­ких текстов. М., 1987; 3) Системные характе­ристики редакционного коллектива. М., 1988.

 

Грановская Р. М., Березная И.Я. Интуиция и искусствен­ный интеллект. Л., 1991.

 

Гребенина А. М. Обзор печати. М., 1980.

 

Гребнев А. В. Газета: организация работы редакции. М., 1974.

 

Голицын Г., Петров Р. Информация — поведение — твор­чество. М., 1991.

 

Горбунов А, П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужного слова. Иркутск, 1983.

 

Горохов В. М. 1) Слагаемые мастерства. М., 1982; 2) Осно­вы журналистского мастерства. М., 1989; 3) Публицистика: теория и практика. М., 1995.

 

Гостев А. А. Образная сфера человека. М., 1992. Грифцов Б. А. Психология писателя. М., 1988.

 

Григорьев В. П. 1) Поэтика слова. М., 1979; 2) Словотворче­ство и смежные проблемы языка поэта. М., 1986.

 

Григорьев Б. В. 1) Структура логической интерпретации. М., 1996; 2) Проблемы интерпретации. М., 1997.

 

Гройсман А. Л. Психология. Личность. Творчество. Регу­ляция состояний. М., 1993.

 

Громов Е. С. Художественное творчество. М., 1970.

 

Грузенберг С. О. 1) Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества. Л., 1923; 2) Гений и творчество. Основы теории и пси­хологии творчества. Л., 1924.

 

Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., 1987. Гусев Ю. А. Познание и творчество. М., 1987.

 

Гуревич С. М. Проблемы научной организации журналис­тского труда. М., 1974.

 

Джидарьян И. А. Эстетическая потребность. М., 1976.

 

Дзялошинский И. M. 1) Творческая индивидуальность в журналистике, М., 1984; 2) Российский журна­лист в посттоталитарную эпоху. Некоторые осо­бенности личности и профессиональной дея­тельности. М., 1996.

 

Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

 

Димнет Э. Искусство думать. М., 1997.

 

Долинин К. А. Интерпретация текста. М., 1985.

 

Донецких Л. И. Слово и мысль в художественном тексте. Кишинев, 1990.

 

Дорошенко С. А. Тема публицистического выступления и тематика газеты: Автореф. канд. дис. М., 1983.

 

Дранков В. Л. Психология художественного творчества. Л., 1991.

 

Дридзе Т. М. 1) Язык и социальная психология. М., 1980; 2) Текстовая деятельность в структуре соци­альной коммуникации: Проблемы семиосоциопсихологии. М., 1984.

 

Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974.

 

Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилис­тика. Л., 1977.

 

Жоль К. К. Мысль. Слово. Метафора. Киев, 1981.

 

Журналист и информация /Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 1994.

 

Журбина Е. И. 1) Теория и практика художественно-пуб­лицистических жанров. М., 1969; 2) Повесть с двумя сюжетами: о публицистической прозе. М., 1979.

 

Здоровега В. И. Публицистика, ее природа, общественная роль, гносеологические и психологические основы. М., 1989.

 

Иваненко С. М. Межстилевой жанр «коммюнике». Киев, 1987.

 

Илюшин И. А. 1) Понятийное и эмоциональное в системе публицистической аргументации: Автореф. канд. дис. Л., 1973; 2) Вес аргумента. М., 1983.

 

Исагулов 3. И. Воображение и его роль в литературно-ху­дожественном творчестве. Алма-Ата, 1971.

 

Каган М. С. Морфология искусства. Л., 1972.

 

Коган В. 3., Уханов В.А. Человек, информация, потребнос­ти, деятельность. Томск, 1992.

 

Кайда Л. Г. 1) Стиль фельетона: Выражение авторской по­зиции. М., 1983; 2) Эффективность публицис­тического текста. М., 1989.

 

Калачинский А. В. Аргументация публицистического тек­ста. Владивосток, 1989.

 

Калачева С. В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения. М., 1973.

 

Калашникова Л. И. Конфликт и характер в современном сельском очерке (март 1965—1969): Автореф. канд. дис. М., 1970.

 

Каменская О. Л. Текст и коммуникация. М., 1980.

 

Кармин А. С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М., 1969.

 

Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. М., 1962.

 

Кашинская Л. В. Метод наблюдения в творческой деятель­ности журналиста: Автореф. канд. дис. М., 1982.

 

Кашафутдинов М. С. Логика и образ в публицистике. Ка­зань, 1973.

 

Ким М. Н. 1) Внутриредакционное взаимодействие жур­налистов в процессе совместной деятельнос­ти: Автореф. канд. дис. М., 1992; 2) От замысла к воплощению: Технология подготовки журна­листского произведения. СПб., 1999; 3) Очерк: Теория и методология жанра. СПб., 2000.

 

Киричек П. Н. Публицистика и политология: природа аль­янса. Саранск, 1995.

 

Кожинов В. В. Сюжет, фабула, композиция. М., 1964.

 

Кожурова Н. С. Сущность и структура публицистическо­го образа (гносеологический анализ): Автореф. канд. лис. Свердловск, 1985.

 

Колосов Г. В. 1) Публицистика как творческий процесс. М., 1977; 2) Поэтика очерка: Учеб.-метод, по­собие. М., 1977.

 

Колосов Г. В., Худякова Э.А. 1) Журналистский творчес­кий процесс (предварительное накопление ма­териала). Воронеж, 1984; 2) Журналистский творческий процесс: общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984; 3) Технология журналистского творчества. М., 1991.

 

Колошина И. П. Структура и механизмы творческой дея­тельности: нормативный подход. М., 1983.

 

Коренной А. А. Информация и коммуникация. Киев, 1986.

 

Коршунов Л. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

 

Коршунов А. М., Мантатов В. В. Теория отражения и эв­ристическая роль знаков. М., 1974.

 

Копнин П. В. Идея как форма мышления. Киев, 1963.

 

Кропотов Л. А. Проблема факта в журналистике: Автореф. канд. дис. М., 1985.

 

Костюк Н. А. Слово в научной и художественной речи: функциональный аспект лексического значе­ния: Автореф. канд. дис. Л., 1988.

 

Кохтев Н., Солганик В. Стилистика газетных жанров. М., 1978.

 

Корконосенко С. Г. 1) Социальное управление и печать. Л., 1989; 2) Основы теории журналистики. СПб., 1995.

 

Коршунов А. М., Мантатов В.В. Диалектика социального познания. М., 1988.

 

Крикунов Ю. А. Проблемы характера в очерке. Алма-Ата, 1966.

 

Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 1997.

 

Кузьменко-Наумова О. Д. Смысловое восприятие знако­вой информации в процессе чтения. Куйбы­шев, 1980.

 

Лазутина Г. В. 1) Технология и методика журналистского творчества: Метод, указания. М., 1988; 2) Про­фессиональная этика журналиста. М., 1999.

 

Ламиет Э. Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профес­сии. М., 1998.

 

Латушкин С. Д., Рубцов В.В. Креативная функция созна­ния. М., 1988.

 

Левитан Л. С., Цилевиг Л.М. Сюжет и идея. Рига, 1973.

 

Левчук Л. Т. Психоанализ и художественное творчество. Киев, 1980.

 

Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

 

Линслей Т., Норман Д. Переработка информации челове­ком. М., 1974.

 

Лихачев Д. С. 1) Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967; 2) Очерки по философии художествен­ного творчества. СПб., 1996.

 

Логос. Общество. Знак (К исследованию проблемы фено­менологии дискурса): Сб. науч. тр. /Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 1997.

 

Лосева А. М. Как строится текст? М., 1981.

 

Лотман Ю. М. 1) Лекции по структуральной поэтике. Тар­ту, 1964; 2) Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. М., 1996.

 

Лузаков А. А. Влияние особенностей когнитивных струк­тур на восприятие публицистических текстов: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1989.

 

Лук А. Н. 1) Юмор, остроумие, творчество. М., 1977; 2) Мыш­ление и творчество. М., 1978; 3) Психология творчества. М., 1978.

 

Мамардашвили М. К. Стрела познания: Набросок естествен-ноисторической гносеологии. М., 1996.

 

Магай И. П. Методологические проблемы журналистского мастерства: функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979.

 

Майданова Л. М. 1) Структура и композиция газетного тек­ста. Красноярск, 1987; 2) Аргументация в пуб­лицистическом тексте. Свердловск, 1992.

 

Мазнева О. А. Структура газетного очерка. М., 1990. Мансуров В. Проблемный поиск в журналистике. М., 1987.

 

Мардиева М. Б. Публицистическая мысль и социальная практика. Казань, 1980.

 

Марущак Ю. Д. 1) Сюжет и композиция в газетной публи­цистике. М., 1986; 2) Структура газетного жан­ра. М., 1983.

 

Маслова Н. М. 1) Путевые записки как публицистическая форма: становление и развитие жанра «путе­шествия» в публицистике. М., 1977; 2) Путе­вой очерк: проблемы жанра. М., 1980.

 

Мезенцев М. Т. Публицистический прогноз. Пути разви­тия. Типология. Методы. М., 1986.

 

Мерзон Л.С. Проблемы научного факта. Л., 1972.

 

Методы журналистского творчества /В. М. Горохов, Е. П. Прохоров, И. М. Дзялошинский и др. М., 1982.

 

Мельник Г. С. Mass-media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

 

Мельник Г. С., Почкай Е. П. Методы научного анализа жур­налистского творчества. СПб., 1996.

 

Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. М., 1986.

 

Мильчин А. Э. Методика редактирования текста. М., 1980.

 

Михайлов В. А. В поисках закономерностей творчества. Новосибирск, 1966.

 

Михайлова А. А. О художественной условности. М., 1970.

 

Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. М., 1996.

 

Мокиенко В. M. Образы русской речи. Л., 1986.

 

Москвин Н. Я. Над белым листом. Заметки о литературном труде. М., 1964.

 

Мурашова В. И., Хмельницкая А.П. Искусство убеждать. М., 1981.

 

Мурзин Л. Н., Штерн A.C. Текст и его восприятие. Сверд­ловск, 1991.

 

Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. М., 1996. Мышкина Н. Л. Динамико-системное исследование смыс­ла текста. Красноярск, 1991.

 

Накорякова К. М. Литературное редактирование материалов массовой информации: Учеб. пособие. М., 1994.

 

 

Никитин Е. П. Природа обоснования. М., 1981.

 

Николаева Г. Н. Коммуникативная компетентность личности. Орел, 1997.

 

Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М., 1983.

 

Новиков В. В. Художественная правда и диалектика твор­чества. М., 1988.

 

Огородников В.П. Пространство и время — ощущение, кон­цепция, реальность. СПб., 1997.

 

Орлова Т. Д. Введение в журналистику: организация рабо­ты газеты. Минск, 1989.

 

Орфеев Ю. В., Тюхтин B.C. Мышление человека и «искус­ственный интеллект». М., 1978.

 

Основы творческой деятельности журналиста /Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000.

 

Основные понятия теории журналистики /Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1993.

 

Павлович Н. В. Язык образов: Парадигмы образов в рус­ском поэтическом языке. М., 1995.

 

Пармон Э. А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984.

 

Педашенко Н. А. Становление и развитие газетного ре­портажа. Жанровые особенности. М., 1972.

 

Пельт В. Д. 1) Информация в газете. М., 1980; 2) Диффе­ренциация жанров газетной публицистики. М., 1984.

 

Петров С. Г. Тайна творчества. М., 1964.

 

Петровский В. А. К проблеме активности личности в по­знавательной деятельности. Ульяновск, 1981.

 

Пиаже Ж. Избранные психологические произведения. М., 1969.

 

Пивоварова Л. М. Очерки А.И. Левитова (особенности ма­стерства Левитова-очеркиста). М., 1966.

 

Поелуева Л. А. Факт в публицистике: Автореф. канд. дис. М., 1988.

 

Поспелов Д. А. Моделирование рассуждений. М., 1989. Полонский В. П. Сознание и творчество. Киев, 1980. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М., 1982.

 

Потебня А. А. 1) Эстетика и поэтика. М., 1976; 2) Теорети­ческая поэтика. М., 1990.

 

Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб., 1997.

 

Прилюк Д. М. 1) Теория и практика журналистского творче­ства. Киев, 1973; 2) Общественное назначение журналистского произведения: Автореф. докт. дис. М., 1974.

 

Пронин Е. И. 1) Выразительные средства журналистики. М., 1980; 2) Текстовые факторы эффективнос­ти журналистского воздействия. М., 1981.

 

Просецкий П. А, Семиченко В.А. Психология творчества. М., 1989.

 

Прохоров Е. П. 1) Публицистика: Природа. Закономернос­ти. Искусство. М., 1992; 2) Введение в журна­листику. М., 1995.

 

Публицистическая мысль и социальная практика /Отв. ред. М. Б. Мардиев. Казань, 1980.

 

Раппопорт С. X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусст­ва. М, 1978.

 

Реснянская Л. Л. Особенности процесса формирования си­стемы современной периодики. М., 1996.

 

Реферовская Е. А. Коммуникативная структура текста. Л., 1989.

 

Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб., 1999.

 

Рубакин Н. А. Психология читателя и книги. Краткое вве­дение в библиологическую пси хологию. М. — Л., 1929.

 

Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психо­логии. М., 1997.

 

Светлакова О. А. «Дон Кихот» Сервантеса: Проблемы по­этики. СПб., 1996.

 

Свитич Л. Г. 1) Эффективность журналистской деятельно­сти. М., 1986; 2) Профессия: журналист. М., 1991.

 

Свитич Л. Г., Ширяева А. А. 1) Журналист и его работа. М., 1970; 2) Профессиональное развитие буду­щего журналиста. М., 1989.

 

Симашко Т. В., Литвинова M. H. Как образуется метафора. Пермь, 1993.

 

Смирнов С. В. Обозрение как публицистический жанр. Л., 1989.

 

Смирнов С. Д. Психология образа: Проблемы активности психического отражения. М., 1985. Соколов Б. Г. Герменевтика матафизики. СПб., 1998.

 

Соколов А. В. Информационно-поисковые системы. М., 1981.

 

Солганик Г. Я. От слова к тексту. М., 1993. Столович Л. Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985.

 

Степанов С. Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач: Автореф. канд. дис. М, 1984.

 

Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Минск, 1990.

 

Стюфляева М. И. 1)Поэтика публицистики. Воронеж, 1975; 2) Образные ресурсы публицистики. М., 1982; 3) Человек в публицистике. Воронеж, 1989.

 

Суздальцева В. Н. Авторское повествование в газетно-публицистическом тексте (на примере портретно­го очерка): Автореф. канд. дис. М., 1981.

 

Таганов Д. Н. Как самому научиться писать рассказы и повести: Руководство по литературному твор­честву. М., 1991.

 

Талышинский Р. Р. Документализм в публицистике: Авто­реф. канд. дис. М., 1983.

 

Таловов В. П. 1) О читательской психологии и теоретичес­ких основах ее изучения. Л., 1973; 2) Читатель­ский спрос на газету. СПб., 1999.

 

Текст как явление культуры /Отв. ред. А.Н. Кочергин. Но­восибирск, 1989.

 

Тертычный А. А. 1) Типы аргументов в структуре публици­стического произведения: Автореф. канд. дис. М., 1979; 2) Методы идеологической работы журналиста. Аргументация в публицистике. М., 1985; 3) Аналитическая журналистика: по­знавательно-психологический подход. М., 1998.

 

Теплюк В. М. 1) Социальная ответственность журналиста. М., 1984; 2) Журналист меняет профессию. Вла­дивосток, 1990.

 

Тихомиров О. К. Психологические исследования интеллек­туальной деятельности. М., 1979.

 

Тищенко В. А. Интервью в газете: Теория и практика раз­вития жанра. М., 1980.

 

Толкачев Е. В. Заголовок в газете. М., 1959.

 

Толстой А. Н. Художественное мышление. М., 1969.

 

Труд журналиста: Методика и техника журналистского общения: (Интервью, беседа «за круглым столом») /Сост. В.П. Талонов. Л., 1983.

 

Тухарели Д. А. Рождение образа: писатель и книга. Тби­лиси, 1983.

 

Тюхтин В. С. О природе образа. М, 1963.

 

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

 

Уллмен Дж. Журналистские расследования: современные методы и техника. М., 1988.

 

Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композицион­ной формы. М., 1970.

 

Учёнова В. В. 1) Творческие горизонты журналистики. М., 1976; 2) Основные направления разработки те­ории публицистики. М., 1978; 3) Публицисти­ка и политика. М., 1979.

 

Файершейн П. М. Судьба моя — газета: Записки провин­циального журналиста. Иркутск, 1989.

 

Фаворский В. А. О художнике, о творчестве, о книге. М, 1966.

 

Федотова Л. Н. Массовая информация: стратегия произ­водства и тактика потребления. М., 1996.

 

Федоров А. И. Образная речь. Новосибирск, 1985.

 

Феллер М. Д. Структура произведения. М., 1981.

 

Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

 

Фоминых В. Н. Публицистический факт. Путь к оптимиза­ции журналистского текста. Красноярск, 1987. Фомичева И. Д. Методика конкретных социологических исследований и печать. М., 1980.

 

Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.

 

Ханин М. Г. Чтение в системе массовых коммуникаций.М., 1977.

 

Хелемендик В. С. Союз пера, микрофона и телекамеры: Опыт системного исследования. М, 1977.

 

Цейтлин А. Н. Труд писателя. Вопросы психологии творче­ства, культуры и техники писательского тру­да. 2-е изд., М., 1968.

 

Цепцов В. А. Психологическая модель понимания слож­ных структур текста (на материале текстов мас­совой информации): Автореф. канд. дис. М., 1991.

 

Цукасов С. В. 1) Научные основы организации работы ре­дакции газеты. М., 1977; 2) Эффективность прессы: журналист, редакция, читатель. М., 1986.

 

Черепахов М. С. 1) Работа над очерком. М., 1966; 2) Таин­ства мастерства публициста. М., 1984.

 

Чернов А. И. М.М. Пришвин о закономерностях и особен­ностях творческого труда писателя: Автореф. канд. дис. Одесса, 1988.

 

Чичановский А. А. Инстанция истины: СМИ и жизнь. М., 1989.

 

Шабес В. Я. Событие и текст. М., 1989.

 

Шкляр В. И. Энергия мысли и искусства слова. Киев, 1988.

 

Шкловский В. Б. 1) Повести о прозе. Размышления и раз­боры. Т. 1-2. М., 1966; 2) О теории прозы. М., 1983.

 

Шкондин М. В. 1) Печать: основы организации и управле­ния. М., 1982; 2) Организация средств массо­вой информации и пропаганды. М., 1985.

 

Шостак М. И. 1) Работа современного репортера: Учеб. по­собие. М., 1996; 2) Журналист и его произве­дение. М., 1998.

 

Шрагина Л. И. Логика воображения. Одесса, 1995.

 

Шудря H. H. Эстетические особенности публицистическо­го творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.

 

Шукуров И. Ш. Невзирая на лица... Конфликт в сатири­ческой публицистике. М., 1988.

 

Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналисти­ке. М., 1983.

 

Щербаков А. С. Организация работы редакции журнала. М., 1987.

 

Эпштейн M. H. Природа, мир, тайник вселенной...: Систе­ма пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

 

Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изуче­ния. М., 1985.

 

Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.

 

Юркова С. В. Общее и особенное в творческом мышле­нии: Автореф. канд. дис. Свердловск, 1985.

 

Юганов В. И. Текст и его коммуникативная структура. Ка­линин, 1983.

 

Явчуновский Я. И. Документальные жанры, Образ, жанр, структура произведения. Саратов, 1974

 

Якобсон П. М. 1) Психология художественного творчества. М., 1971.

 

Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

 

Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.

 

Статьи в сборниках, научных и научно-популярных периодических изданиях

 

Аврукин В. М., Тургунова Б.Д. Новые исследования психо­логии творчества //Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 178-179.

 

Аврукин В. М., Тургунова Б.Д. Новые исследования психо­логии творчества //Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 178-179.

 

Аминов Н., Ковда Д. Психология литературного творче­ства //Литературная учеба. 1979. №6.

 

Вайман С. Вокруг сюжета //Вопросы литературы. 1980. №2. С. 114-134.

 

Виноградова С. М., Мисонжников Б.Я. Профессиональное сознание журналиста: особенности мировос­приятия (зарубежная пресса) //Журналисти­ка и социология 95: Материалы науч.-практ. семинара, 30 ноябр. 1995. /Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.; Новгород, 1996. С. 60.

 

Гальперин П. Я. Языковое сознание и некоторые вопросы языка и мышления //Вопросы философии. 1977. №4. С. 95-101.

 

Гальперин П. Я., Данилова В. Л. Воспитание систематичес­кого мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. 1980. № 1.С. 31-38.

 

Дергачева Л. А., Шахнорович А. М. Слово и образ в рече-мыслительной деятельности (к проблеме взаи­мосвязи) //Виды и функции речевой деятель­ности. М., 1977.

 

Дубровский Д. И. Существует ли внесловесная мысль? // Вопросы философии. 1977. № 9. С. 97. 104.

 

Жирков Г. В. Объект анализа — журналистское творче­ство //Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Мате­риалы науч.-практ. семинара 25 марта 1997г. / Редкол.: Б. Я. Мисонжников (ред.-сост.), М. Н. Ким, С. В. Смирнов. СПб., 1997. С.б.

 

Золотусский И. Время синтеза: Пути современного очерка //Вопросы литературы. 1966. № 12.

 

Ким М. Н. 1) Читательский интерес как «фильтр» в отбо­ре информации //Средства массовой инфор­мации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23-24 апр. 1997г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1997. С. 41; 2) Способы создания образа в художественно-публицистических произведениях //Средства массовой информа­ции в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23-24 апр. 1999г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1999. С. 10; 3) Внутриредакционное взаимодействие журналистов: мнения и оценки /Правовые и социально-экономические ас­пекты деятельности СМИ. СПб., 1996. С.397-402; 4) Профессиональные ориентиры журна­листов (по результатам социологических исследований) //Невский наблюдатель. 1998. №3. С.18 —21; 5) Особенности подготовки пресс-релиза //ПР-диалог. 1999. № 4. С. 46-48; б) Качественные методы в труде журналиста //Социология и журналистика: Очерки методологии и практики /Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 1998. С. 162-181; 7) Профессиональная этика журналиста //Социальное функционирование журналистики /Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 1994. С. 44-62; 8) Читатель и газета: культура информационного взаимодействия //Основы информационной культуры / Отв. ред. С. В. Смирнов. СПб., 1998. С.33-47; 9) Мотивы выбора человеком канала инфор­мации //Журналистика и социология 96: Ма­териалы науч.-практ. Семинара, 2б нояб. 1996г. /Редкол.: С. Г. Корконосенко (ред.-сост.), В. В. Ворошилов, M. H. Ким. СПб., 1997.С. 15—19; 10) Аудитория деловой прессы: соци­альный состав и читательские интересы //Со­временная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Материалы науч.-практ. семинара 25 марта 1997г. /Редкол.: Б. Я. Мисонжников (ред.-сост.), М.Н. Ким, С. В. Смирнов. СПб., 1997. С. 16; 11) Деловая пресса: функции, структура, аудитория //Ти­пология печати: Проблемы теории и практи­ки: Материалы науч.-практ. семинара «Совре­менная периодическая печать в контексте ком­муникативных процессов» (12 марта 1998 года, Санкт-Петербург) /Отв. ред. Б. Я. Мисонжни­ков. СПб., 1999. С. 30-46; 12) Читательский интерес как фактор отношения к газете //Жур­налистика и социология 95: Материалы науч.-практ. семинара, 30 нояб. 1995г. /Редкол.: С. Г. Корконосенко (ред.-сост.), В. В. Ворошилов, М. Н. Ким. СПб., 1995.С. 19-25; 13) Журна­листская информация: прагматический аспект //Невский наблюдатель. 2000. № 1(5). С.22-25; 14) О трудной судьбе фельетона //Невский наблюдатель. 2000. № 1(5). С. 115.

 

Кузнецова О. Г. 1) Гносеологическая проблема соотноше­ния реальности и документализма //Логос. Об­щество. Знак (К исследованию проблемы фе­номенологии дискурса): Сб. науч. тр. /Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 1997. С. 62-68; 2) Основные способы воздействия СМИ на читательскую аудиторию //Основы информационной культуры /Отв. ред. С. В. Смирнов. СПб., 1998. С.47-55.

 

Краснова Т. И. Сообщение и понимание //Современная периодическая печать в контексте коммуни­кативных процессов: Материалы науч.-практ. семинара 25 марта 1997г. /Редкол.: Б. Я. Мисонжников (ред.-сост.), M. H. Ким, С. В. Смир­нов. СПб., 1997. С.19.

 

Крупник Е. П. Психологические особенности восприятия образа //Психологический журнал. 1985. Т. 6. №3.

 

Лазутина Г. В. 1) Творческий процесс в свете проблем ин­формационного воздействия /Проблемы эф­фективности СМИ. Минск, 1981, ч. 2. С. 96-98; 2) Параметры журналист ского текста // Журналист. 1997. № 8. С. 62-64; 3) Журнали­стика и массовые информационные потоки // Журналист. 1997. № 7. С. 62-67.

 

Липская В. М. 1) Публицистический текст как особый тип дискурса //Средства массовой информации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 — 24 апр. 1997г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1997. С. 16; 2) Творчество как самопознание (обзор публикаций петербургских театральных критиков) //Невский наблюдатель. 1999. № 4. С. 43-46.

 

Маковский M. M. «Картина мира» и миры образов //Воп­росы языкознания. 1992. № 6.

 

Мансурова В. Журналистская картина мира: проблема адек­ватности отражения действительности //Сред­ства массовой информации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 — 24 апр. 1997г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1997. С. 18.

 

Маркелов К. В. Самоактуализация журналиста (Развитие профессиональной мотивации) //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1994. № 5. С. 17-22.

 

Мартыненко Н. Г. Оценочность в информационных жан­рах СМИ //Средства массовой информации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 — 24 апр. 1998г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1998. С.67.

 

Матюшкин А. М. Основные направления исследований мышления и творчества //Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 1. С. 9- 17.

 

Мельник Г. С. О природе и сущности информации //Ос­новы информационной культуры /Отв. ред. С. В. Смирнов. СПб., 1998. С.4-16.

 

Мисонжников Б. Я. 1) Журналистский текст как средство коммуникации //Социальное функционирова­ние журналистики /Под ред. С. Г. Корконосенко, СПб., 1994. С.82-97; 2) Иконический текст в печати //Невский наблюдатель. 1999. № 4. С. 59-64. Митрофанова А. А. Диалогические отношения «автор — читатель» в художественной прозе и публицистике (на примере творчества В. Аста­фьева) //Средства массовой информации в со­временном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 — 24 апр. 1997г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1997. С.бЗ.

 

Муминов Ф. А. Психологические предпосылки восприя­тия журналистского сообщения //Современ­ные СМИ: Истоки, концепции, поэтика: Тез. науч.-практ. конф. 1994г. /Сост. В. В. Тулупов. Воронеж, 1994. С. 96.

 

Никитин В. А. Разновидности журналистского текста: пути оптимизации передачи информации //Современ­ная периодическая печать в контексте комму­никативных процессов: Материалы науч.-практ. семинара 25 марта 1997г. /Редкол.: Б. Я. Мисонжников (ред.-сост.), М.Н. Ким, С. В. Смирнов. СПб., 1997. С. 16.

 

Николаев А. В. Сказ в публицистике как способ выражения позиции автора, как способ создания идеологических стереотипов //Современные СМИ: Истоки, концепции, поэтика: Тез. науч.- практ. конф. 1994г. /Сост. В. В. Тулупов. Воронеж, 1994. С. 51.

 

Павлова Л. Н. Синтез жанров: Репортаж в очерках В. А. Гиляровского //Средства массовой ин­формации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 — 24 апр. 1999г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1999. С. 19.

 

Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организа­ции творческого мышления и саморазвитии личности //Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.

 

Сидоров В. А. Социальное прогнозирование в журналис­тике (постановка проблемы) //Средства мас­совой информации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 — 24 апр. 1999г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1999. С. 51.

 

Смирнов С. В. От профессионального призвания к твор­ческим успехам и свершениям //Средства мас­совой информации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 — 24 апр. 1997г. /Отв. ред. В.И. Коньков. СПб., 1997. С. 27.

 

Соловьев Г. М. Снижение эффективности журналистско­го текста как результат нарушения принципа адекватности языка публицистики //Средства массовой информации в современном мире: Тез. науч.-практ. конф. 23 — 24 апр. 1998г. /Отв. ред. В. И. Коньков. СПб., 1998. С. 78.

 

Соловьев Ю. M. Публицистика наших дней: попытка ди­агноза //Современные СМИ: Истоки, концеп­ции, поэтика: Тез. науч.-практ. конф. 1994г. / Сост. В. В. Тулупов. Воронеж, 1994. С. 44.

 

Сучкова Г. Хроникальное сообщение на газетной полосе / /Невский наблюдатель. 1999. № 4. С. 50-51.

 

Тепляшина А. Н. 1) Жанровая теория и журналистский текст //Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов: Мате­риалы науч.-практ. семинара 25 марта 1997г. / Редкол.: Б. Я. Мисонжников (ред.-сост.), М.Н. Ким, С. В. Смирнов. СПб., 1997. С.40-42; 2) Методологические основы жанрообра-зования в масс-медиа //Логос. Общество. Знак (К исследованию проблемы феноменологии дискурса). Сб. науч. тр. /Отв. ред. Б. Я. Ми­сонжников. СПб., 1997. С. 128-134.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.095 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал