Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маршруты экспедиций Беринга и Чирикова.






ли настолько близко к его северо-западной око­нечности (ныне мыс Принца Уэльского), что разглядели эскимосские юрты на берегу.

Об этих открытиях стало известно в столице не сразу. В то время как они совершались, в Пе­тербурге подготавливали новую экспедицию. Ее участникам в числе прочих заданий было поручено найти путь от Камчатки к американ­скому берегу. Экспедицию назвали Второй Камчатской. Начальником был назна­чен снова Витус Беринг, а его помощником — Чириков. Кроме плавания в водах Тихого океа­на, экспедиции предстояли и совсем иные маршруты.

Нужно было нанести на карту весь северный берег страны: от Архангельска до устьев Оби, Енисея, Лены и Колымы и еще далее на восток, к землям Чукотского края. Десять лет продол­жались эти работы. Для их выполнения участ­ники экспедиции были разделены на отряды.

Имена многих руководителей и участников этих отрядов навсегда вошли в историю геогра­фических исследований и открытий. Среди них

лейтенанты Степан Малыгин и Алексей Скура­тов, обогнувшие с немалыми трудностями п-ов Ямал, Дмитрий Овцын, который достиг с мо­ря устья р. Енисея в обход Гыданского п-ова. В их числе Василий и Мария Прончищевы, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Семен Челюскин и другие участники Великой Северной экспеди­ции (так нередко ее называют ныне историки).

Из множества исследований и открытий, со­вершенных участниками экспедиции, расскажем о
достижении самой северной точки Азии на побережье Таймырского п-ова. К
побережью, где находится это место, добирался отряд, который должен был составить описание берега на запад от Лены. Работа этого отряда, как и других, про­должалась ряд лет. Она требовала от людей вы­держки, самоотверженности, настойчивости.

Путь к Таймыру начался в 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск». Командиру отряда Василию Прончищеву сопутствовала его жена Мария — первая женщина, участвовавшая в
научной арктической экспедиции. Меньше месяца дли­лось плавание, почти год заняла тяжелая зи-

Имена участников Великой Северной экспедиции увеко­вечены во многих географических названиях. На картосхеме нанесено несколько таких названий на п-ове Таймыр. На этом полуострове есть и берег Харитона Лаптева, найдите его в атласе на географической карте.

мовка близ устья р. Оленек. А потом снова плы­ли к восточному побережью Таймыра, пока путь судну не преградили льды. Обессиленный же­стокой болезнью — цингой, Прончищев погиб на обратном пути к месту прежней зимовки. Умерла и его жена, стойко переносившая все тяготы и лишения. Командование отрядом принял штурман Семен Челюскин.

В 1739 г. дубель-шлюпка вновь вышла в мо­ре с целью пройти от Лены до Енисея. Отрядом командовал вновь назначенный лейтенант Харитон Лаптев, помощником его был Челюскин. И опять короткое летнее плавание и долгая томительная зимовка (возле устья р. Хатан­ги). И снова плавание pi неравная борьба со льдами близ побережья Таймыра.

Последняя, самая трудная часть героической эпопеи наступила, когда дубель-шлюпка погиб­ла. Потерпев кораблекрушение, люди перета­щили на берег по льду уцелевшие грузы. Было решено продолжать работу. Так постепенно возникала на карте линия Таймырского по­бережья.

Семь лет спустя после начала работы по опи­санию берега на запад от Лены появился на карте крайний северный мыс Азиатского мате­рика. Его достиг штурман Челюскин. Он шел к нему с
двумя спутниками от устья р. Хатанги. Скользили по снегу запряженные собаками

нарты. Каждый день появлялись новые записи в путевом журнале Челюскина. «Туман велик, что ничего не видно», — говорилось в одной из них. «Мятель великая...» — читаем в другой. Но и в туман, и в пургу, и в лютый мороз, изо дня в день повторялись в дневнике скупые слова: «Поехали в путь свой».

Наконец, 8 мая 1742 г. Челюскин записал, что достигнут мыс, дальше которого берег по­ворачивает на юг. В XIX в. этому мысу было присвоено имя его открывателя, и на карте с той поры он известен под названием мыс Челюскин.

Большим подвигом участников тихоокеан­ских отрядов было достижение Американского материка. Постройка кораблей для этого плава­ния затянулась на годы. Наконец, летом 1740 г. спустили на воду в Охотской гавани пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел». Ранней осенью кораб­ли отправились к Камчатке, обогнули южную ее оконечность и
вышли в обширную и удобную для стоянки судов Авачинскую бухту на восточ­ном берегу полуострова. На берегу этой бух­ты во время зимовки был заложен город и
порт Петропавловск, названный так в честь кораблей.

5 июня 1741 г. корабли вышли в дальнее плавание. Пакетботом «Св. Петр» командовал Беринг. На борту его находился и натуралист Вильгельм Стеллер, посланный для участия в
этом плавании Петербургской академией наук. Пакетботом «Св. Павел» командовал Чириков. Совместное плавание кораблей продолжалось около трех недель. Потом они потеряли из виду друг друга. Судьбы их сложились по-разному.

«Св. Павел» достиг Америки первым. В ночь на 16 июля под 55°36' с. ш. моряки после полу­тора месяцев плавания увидели наконец го­ристый берег.

Это был один из островов, расположенных возле материка. Высадиться на американской земле не удалось. Посланная с людьми шлюпка не вернулась. Тщетно ждали возвращения и
второй (последней на корабле) шлюпки, от­правленной на розыски пропавших людей. Очевидно, обе лодки погибли в водоворотах, образуемых течением в этих местах.

У Чирикова и его спутников, лишившихся части экипажа, не было возможности попол­нить запасы пищи и пресной воды, однако им все же удалось проделать обратный путь от аме­риканского берега до Камчатки. Путь был тя­желым: приходилось голодать, собирать во время дождей стекающую с парусов воду для утоления жажды, бороться со штормами и

Петропавловская гавань на Камчатке (старинный рисунок).

цингой. Зато мореплаватели сделали много открытий. Они видели тихоокеанскую окраину Америки, где к берегу подходили громадные горные хребты с обрывистыми снежными пиками, с ледниками, спускающимися к самому морю. Они видели не нанесенные на картах Алеутские о-ва, повстречали на них алеутов — народ, не известный европейцам до Второй Камчатской экспедиции. Алеуты с лицами, раскрашенными черной краской, в шляпах из древесной коры и рубашках, сшитых из китовых кишок, подъез­жали к кораблю на обшитых тюленьей кожей байдарках.

В октябре 1741 г. корабль подошел к Авачинской бухте. Это было торжество мореходного искусства, мужества и воли людей. Большая заслуга в этом принадлежала командиру судна Чирикову, обеспечившему успешное плавание.

А вестей о корабле «Св. Петр» не бы­ло еще около года. Какие же испытания вы­пали на долю находившихся на нем моряков?

«Св. Петр» достиг американского берега 17 июля 1741 г. на широте 58°14'. Мореплаватели увидели на берегу горные хребты со снеж­ными вершинами. Самую высокую вершину они назвали горой Св. Ильи (это одна из самых вы­соких вершин в Северной Америке). Двое суток корабль медленно плыл вдоль побережья, а затем натуралист Стеллер высадился на неболь­шой остров Каяк. Беринг разрешил ему про­вести на острове только шесть часов. Натура­лист упрекал позже Беринга за поспешность, с которой тот отправился в обратное плавание. Но и за немногие часы пребывания на американ­ской земле Стеллер успел сделать множество наблюдений над растительностью и животными острова. Обнаружил он и покинутое жилище людей —
землянку в лесу.

Началось обратное плавание, оказавшееся несчастливым. Корабль попадал и вшторм, и в туманы, моряки болели цингой, многие из них умирали. Первым умер матрос Никита Шумагин. «Св. Петр» находился тогда у не­известных ранее островов. Эти острова морепла­ватели назвали в память умершего Шумагинскими. На пути были открыты и другие Алеут-

ские о-ва. Путешественники несколько раз встречали островитян.

А цинга свирепствовала все сильнее. Тяже­ло заболел ею и шестидесятилетний Беринг.

Корабль потерял ориентировку.

«...Мы испытывали самые ужасные бедствия... наш корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления, и шел по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать», — так лейтенант Ваксель описал тра­гическое плавание «Св. Петра».

Наконец, увидели землю, которую ошибочно приняли за Камчатку. Корабль потерпел круше­ние на подводных камнях возле этой земли. Кое-как высадились на берег. Вскоре выяснилось, что мореплаватели попали на необитаемый остров. На нем они провели мучительную зи­мовку. Беринг умер еще в начале ее. Впослед­ствии остров был назван именем Беринга, а вся группа островов, в которую он входит, — Командорскими.

Летом оставшиеся в
живых люди разобрали на части поврежденный корабль и построили из них небольшое судно, на котором в августе 1742 г. добрались наконец до Камчатки.

Завершив плавание к
американской земле,


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал