Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. Наблюдение за личными местоимениями, их ролью в речи.
1. Сравнение текстов. Введение понятия «местоимение». – Прочитайте тексты, записанные на доске. Что заметили? Что хотите сказать? 1) Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают совы над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает сова добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение совы белее снега. 2) Полярные совы живут в тундре. В ночной тишине пролетают они над снегами. Кормом сов являются мыши, зайцы, куропатки. Терпеливо дежурит сова на своём посту. Часами ожидает она добычи. Охотнику редко удаётся подойти к сове. Зимнее оперение её белее снега. Учащиеся сравнивают оба варианта текста и указывают на повтор слова сова в первом варианте текста. – Почему повтор слова отсутствует во 2-м варианте? Как добились этого? (Заменили существительное словами они, она, её.) – Эти слова называются местоимениями. Подумайте, почему они так называются? (Употребляются вместо имени существительного.) – Задайте к местоимениям в тексте вопросы. Что можете сказать? (Вопросы такие же, как у существительного.) – Можно ли в тексте заменить все имена существительные местоимениями? (Нет.) Почему? (Трудно будет понять, о ком или о чём идёт речь.) – Да, верно. Запомните – местоимение лишь указывает на предмет, не называя его. 2. Знакомство с правилами в учебнике (с. 49–50). 3. Упражнение в употреблении личных местоимений. Составление предложений (устно). – Назовите ещё раз личные местоимения, о которых вы прочитали в учебнике. – Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? (Я.) – Если вы говорите от лица группы людей, какое местоимение нужно использовать? (Мы.) – Если необходимо обратиться к собеседнику (или собеседникам), какие местоимения нужно употребить? (Ты, вы.) – Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу? (Если это взрослый человек, незнакомый, старший по возрасту.) – Да, это форма вежливого обращения. – Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? (Он, она.) – Если это группа лиц? (Они.) – Составить предложения, употребив в них разные личные местоимения. 4. Обобщение: личные местоимения указывают на предмет, не называя его; употребляются в предложении вместо имени существительного (отсюда название); отвечают на те же вопросы, что и существительное. 5. Составление сравнительной таблицы существительных и местоимений.
На следующих уроках мы дополним эту таблицу новыми сведениями. V. Редактирование предложений, текста. Работа в парах (по вариантам). Задание: заменить, где это необходимо, имена существительные личными местоимениями, подчеркнуть местоимения.
VI. Работа с учебником. Упражнение в распознавании местоимений в тексте. 1. Выполнение упражнения 373, с. 49 (устно). 2. Самостоятельная работа (упр. 374, с. 50). VII. Домашнее задание: упражнение 375, с. 50.
|