Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сосуд Божий или мера любви
«Грешник тоже сосуд Божий, но без ручки». (Авессалом Подводный) «Мера любви к Богу, есть любовь без меры». (Августин Блаженный) Бог любит безмерно, мы - сосуды, изготовленные и наполняемые Им, а потому имеем ограничение, то есть разную меру наполненности любовью. И это в том случае, если соответствуем предназначению - быть сосудом любви. Грешник тоже сосуд Божий, но без ручки. Эти сосуды желают наполняться самостоятельно и жить в режиме потребления. Сосуд в любом случае будет заполнен. Только вот чем? У каждого человека есть мера любви, которую он может реализовать, и мера этого потенциала - любовь к себе. Но если мы любим только себя - это означает, что мы вообще не любим (любовь же - отдача), мы только знаем потенциал и никак его не используем. " Любить, как самого себя" - означает любить полной мерой. Любовь есть жизнь. Если любовь направлена на окружающих - она животворит самого человека, если на самого человека - убивает его. Любовь, направленная нами в противоположную, несвойственную ей сторону, превращается в свою противоположность. Энергия жизни приходит к нам не извне, а изнутри. Правильный поступок освобождает эту энергию, неправильный - запирает. Неправильный - направленный на себя, и эта направленность противоположна ее естественному ходу. Не гладят кошку против шерсти. Энергия, полученная извне, блокирует нашу и далее приходится жить в зависимости от чужой. Несвободные, вынужденные думать о своем обеспечении, мы попадаем в глупейшее положение: имея понятие о своих умениях, мы можем просто не знать, что даны они для служения, а не для самообеспечения. Не зная этого, мы подобны человеку, которому известна улица и номер дома, но он ошибается городом. Детали не имеют значения, если неизвестно главное. Для дающего и получающего от этого удовлетворение, источник удовлетворения всегда при нем, а значит, человек может им воспользоваться в любое время. Если человек получает удовольствие от потребления - источник его радости вне человека, придется быть несвободным от окружающей среды, и это вызывает страдание. Наша природа - природа свободы, природа слуг. Все рассчитано на одно направление - на свободу, а значит на отдачу. Например, если чувства направлены наружу, то человек не чувствует себя, а это уже показатель здорового психофизического состояния. Внимание внутрь, фиксация на себе фиксирует и останавливает движение жизни внутри, и наши чувства обнаруживают болезнь; достаточно внимательно и с любовью начать себя рассматривать - и мы обязательно ее найдем. Желание иметь и сохранить для себя здоровье, счастье, любовь и даже душу, ведет к потере желаемого. В погоне за количеством теряется качество. Лучше иметь малое дело с любовью, чем большое без любви. Иметь дело без любви - значит вовсе не иметь его. Когда мы закрываем источник любви в себе, заменяя его получением любви извне, " границы сосуда" начинают увеличиваться, чтобы вместить лишнее. Лишнее обязательно появился, ибо нет оттока. Сосуд любви превращается в емкость для складирования грехов. Ее в некоторых конфессиях называют еще " сосудом кармы". Когда в нас бьет Источник Жизни, мы эту жизнь - любовь передаем окружающим. Тогда " сосуд" остается в рамках и качество не теряется. Если же он растет, если мы теряем меру, то есть, желаем все больше и больше вещей контролировать, даже и с благими намерениями, количество " съедает" качество. Пусть мы меньше будем передавать любви, но нельзя ее разжижать, разбавленная, она никуда не годна, ибо разбавляем ее мы раздражением из-за нехватки сил или времени. Качество - категория духовного мира; в бесконечности количество не имеет значения. Самое большое - ничто в сравнении с бесконечностью. Качественное в ней не пропадет, не растворится. Качественное - значит долговечное - приближение к вечности. Качественное берегут, некачественным пренебрегают. " Не великие дела угодны Богу, а великая любовь, с которой они делаются. Нет ничего великого, когда мало любят, и нет ничего малого, когда любят много" (Василий Великий). «Кто стремиться к величию, у того есть основания довольствоваться количеством. Люди качества стремятся к малому» (Ф.Ницше). Поэтому стремление делать больше или " идти дальше" напрасно и никуда не ведет. Реальны только те дела и путь, которые делаются с любовью. Сначала необходимо состояние любви, потом отдача его любыми действиями, неважно какими, они все будут важными. С этой точки зрения одинаково важно и значимо - занимается человек государственными делами или играет с ребенком. Но люди жаждут оценки людей и пренебрегают оценкой Божьей. Без состояния любви - любое действие будет оформлением пустоты. Если человек загружен мертвыми делами, любовь не появится, пока он не освободит свой " сосуд". И самому, посредством дел, его не освободить. Для этого существует покаяние, которое, кстати, переводится, как " поворот ума". Спасти человека от самого себя может изменение мировоззрения. Точнее будет сказать, что у человека с любовью, направленной на самого себя, нет никакого мировоззрения. Мировоззрение - зрение на мир, а не на себя, любимого. Потеря меры приводит к тому, что мы не только не можем любить ближнего, но и не можем разглядеть его в " толпе ближних", которые роятся у нас в голове. Покуда мы их " видим" умом, реальный, настоящий ближний, который перед нами, остается невидим и не может достучаться до нас. Тот, кто рядом - самый важный для нас человек на свете, и не случайно оказался рядом. Это под высшим контролем. Мы важным считаем то, что под нашим контролем, а то, что выпадает из этой системы, принимаем за случайную помеху. Если нам кто-то мешает любить ближнего, будьте уверены, мешающий - и есть истинный ближний. Занозу, которая попала в пятку, никто не вытаскивает из плеча. Правильнее решать проблему там, где она появилась, а не в другом месте. Этого самого главного ближнего нам заповедано " любить как самого себя". " Любите, пожалуй, ближнего, как самого себя. Но прежде всего, будьте такими, которые любят самих себя" (Ф.Ницше). Если человек " подкрутил себе гайки", то возникает желание подкрутить их и остальным. Чтобы не было обидно. Что, он хуже других, что ли? Кто безжалостен к себе - не пожалеет никого. Ему как бы нечем любить. Эта заповедь полезна будет для нелюбящего, для ориентировки, чтобы было с чем сравнивать. Грешник, даже смиренный, даже если он позволяет " вытирать о себя ноги", все равно совсем не любить себя не может. Это как бы " техника безопасности". Любя ближнего как самого себя, можно " удержаться на плаву", но не более. Да, есть, конечно, такое мнение, что мы не можем относиться к кому-то лучше, чем к самому себе. Даже говорят о том, что к людям относиться нужно так, как хотелось бы, чтобы относились к нам. Все это очень похоже на торги, на честные, но торги. Как бы не продешевить. Равенство равенством, но ведь здесь речь идет не о любом отношении, а о любви. Хотя вместе с тем, есть еще одна заповедь, которая говорит о возможности любить Бога не как самого себя, а всем сердцем, душою и разумением. Значит, в принципе, человек способен любить без меры, без оглядки на самого себя? И мы видим в Библии: " Заповедь новую даю: любите друг друга как Я возлюбил вас". Это, видимо, больше, чем любовь, зависимая от различных условий, рамок, различных " если". Любовь безусловна. Любовь Христа - самая высшая, что доступна человеку - это жертвенная любовь. Ниже идет любовь - сострадание. Есть и еще ниже, но в этой главе ниже мы опускаться уже не будем.
|