Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Что такое глобализация? 13 страница
Часть четвертая Ответы на вызов глобализации Из всего сказанного можно сделать только один вывод: наконец-то открываются дебаты по поводу политического оформления глобализации! На первых порах (что уже происходит) это предполагает решительную критику неолиберальной идеологии глобализма, ее экономической одномерности, ее линейного одностороннего мышления, ее политического, мирового рыночного авторитаризма, который выдает себя за неполитический, а действует в высшей мере политически. Далее становится ясным: глобальность и глобализация не являются ни стратегически раздутым фантомом, в публичном выведении которого на сцену капитализм, усмиренный социальным государством, видит способ избавления от своих пут, ни понятиями, дающими хорошие основания требовать и навязывать всем подчинение новым природным законам мирового рынка. Нужно бесконечно повторять: веком глобальности не возвещается конец политики, а открывается ее новое начало. Шок от глобализации, характеризующий переход ко Второму модерну, действует – в конечном счете – политизирую-ще, поскольку все акторы и организации на всех уровнях общества должны выяснять свое отношение к изменяющей основы динамике глобализации, с ее парадоксами и вызовами. Любопытно, что это долженствование взрывает старый схематизм «левый – правый». Существует левая и правая ностальгия. Левая превозносит социальное государство, правая – государство национальное. Обе сходятся в том, что надо защищать национально-государственный status quo ante от «вторжения мирового рынка». Какие же вырисовываются политические ответы на глобальность? Десяти описанным выше мыслительным ловушкам глобализма я бы хотел противопоставить десять ответов на глобальность: 1. Международное сотрудничество. 2. Транснациональное государство или «инклюзивный суверенитет». 3. Участие в капитале. 4. Переориентация образовательной политики. 5. Являются ли транснациональные предприниматели недемократичными, антидемократичными? 6. Союз в поддержку гражданского труда. 7. Что придет на смену нации, экспортирующей «Фольксваген»? Новые культурные и политико-экономические целеполагания. 8. Экспериментальные культуры, нишевые рынки и общественное самообновление. 9. Общественные предприниматели, трудящиеся-для-себя. 1. Международное сотрудничество Первый – особенно излюбленный социал-демократическими модернизаторами – политический ответ на глобализацию таков: политическое сотрудничество между национальными государствами необходимо упразднить, чтобы ограничить закулисные сделки или воспрепятствовать им, поскольку с их помощью глобальные предприятия стремятся минимизировать налоговые отчисления и максимизировать государственные субсидии. Задача политики видится здесь в том, чтобы объяснить общественности, что глобализация не означает предоставления карт-бланша рыночным силам. Напротив, при глобализации растет потребность в общеобязательных международных регламентациях, в международных конвенциях и институтах для трансакций, перешагивающих границы. А поэтому гло-224 бализации должны сопутствовать более совершенная координация политики между суверенными национальными государствами, более тщательный международный надзор над банками и финансовыми учреждениями, ликвидация межгосударственных налоговых демпингов (например, в рамках Европейского Союза) и более тесная взаимосвязь в международных организациях и их усиление в смысле повышения мобильности и эффективности. «Как в границах национальных государств, так и в сфере международных экономических отношений должно соблюдаться правило: рынку необходимы политически установленные рамки порядка, – пишет председатель СДПГ Оскар Ла-фонтен. – Социальная и экологическая рыночная экономика является политической системой координат Европейского Союза. Мы выступаем за то, чтобы эту модель рыночной экономики с социальной и экологической ответственностью использовать теперь и как основу бизнеса в новом порядке мировой экономики. Тем самым могут быть созданы наилучшие предпосылки для конкуренции предприятий в области производства и идей и условия для честной торговли, которая выгодна всем участникам. Для этого нам необходимы международные соглашения в рамках наднациональных учреждений. Эти учреждения имеются. Я назову Европейский Союз, страны “семерки” (G-7), Организацию по европейской координации и сотрудничеству, Международный валютный фонд и новую организацию мировой торговли ВТО. Экономические предпосылки также имеются. Ибо международные потоки торговли и инвестиций, которые составляют сердцевину глобализации, концентрируются прежде всего в пределах так называемой триады: в европейских странах и внеевропейских промышленно развитых странах “семерки”, т. е. США, Канаде и Японии. Это значит, что так называемая глобализация не находится за пределами сферы нашего политического влияния. Мы должны использовать политические возможности для действий, направленных на совершенствование международного сотрудничества. Тогда существующие и возможные в будущем проблемы глобализации будут решаемыми»1. Здесь, таким образом, ответ на глобальность ищется не в наднациональном великом государстве или даже мировом государстве, а в «стоянии плечом к плечу» национальных государств. Они должны между собой договориться и создать общую сеть, чтобы а) указывать транснациональным предприятиям их рамки, дабы они не могли натравливать эти государства друг на друга; б) обновлять свои государственно-политические притязания на власть и создание организационных форм. Надежда видится в следующем: национальная эпоха социал-демократии могла бы быть одновременно модернизирована, укреплена и спасена идущей ей на смену международной эпохой космополитической социал-демократии. «Попросту говоря, следовательно, это означает, что в неосоциал-демократической картине мира международная кооперация, как альтернатива протекционизму, наднациональной интеграции и дерегулированию, должна обезопасить интервенционистское государство тем, что страны-участники, с одной стороны, отказываются от «системной конкуренции», чтобы, с другой стороны, поставить себя в положение, которое позволило бы посредством национальной, социальной и промышленной политики создать соб-1 Lafontaine O. Globalisierung und internationale Zusammenarbeit, in: Beck U. (Hg.), Politik der Globalisierung, a. a. O. ственной экономике конкурентные преимущества в международном масштабе на высоком социальном уровне»1. Однако успех этих стратегий международно-государственных союзов в плане переформулирования и реформирования социал-демократической эпохи не только необходим, но и сомнителен по трем причинам: во-первых, масштаб изменения основ оптимистически недооценивается; речь в конечном счете идет о стратегии «и так далее» на более высоком уровне. Вместе с тем, во-вторых, не учитывается, что международная политика – во всяком случае сейчас – повсеместно является политикой ä å регулирования. В-третьих, неясно, каким образом может быть снижена конкуренция национальных государств в области инвестиций и рабочих мест, которая растет с ростом массовой безработицы. Национальные государства суть картель эгоистов, которые стоят перед выбором: сдаться, поскольку они действуют эгоистически и потому собирают меньше налогов, или же сдаться, чтобы собирать больше налогов в другом союзе государств. И наконец, в-четвертых, «политический капитал», который социал-демократы Первого модерна хотели отдать в рост, – установление и упрочение социального мира – не имеет той же цены во Втором модерне. Ибо сами социал-демократы оказываются между молотом и наковальней. С долей цинизма, но вполне реалистически можно выразиться так: кто знает, может быть, транснациональным предприятиям удастся установить социальный мир по соб-1 Streeck W. Industrielle Beziehungen in einer internationalisierten Wissenschaft, in: Beck U. (Hg.), Politik der Globalisierung, a. a. O. ственному сценарию именно при условии более радикальной конкуренции на мировом рынке? 2. Транснациональное государство или «инклюзивный суверенитет» «В расхожих тезисах о глобализации многое не ново в экономическом плане, а кое-что ложно, – пишет М. Йе-никке. – Утверждение, что экологическая политика попадает в “ловушку глобализации”, что защита окружающей среды перед лицом глобальной конкуренции просто дорога, может быть тем не менее верным. А уж популярно такое представление всегда. Даже защитники окружающей среды порой разделяют его, признавая свое бессилие. Все же стоит проверить, как, собственно говоря, обстоят дела в экономике государств, которые относительно много делают в области охраны окружающей среды. И вот что выясняется: у стран, лидирующих в глобальной экологической политике, в экономике дела идут, пожалуй, лучше, чем у других. Передовыми странами в области инноваций в начале 70-х годов были США и Швеция, потом Япония, затем вплоть до 1994 года даже ФРГ. Сегодня роль лидеров перешла к таким странам, как Нидерланды, Дания и снова Швеция, а вне Европы – к Южной Корее. Любопытно, что экологическими лидерами сегодня почти всегда оказываются небольшие страны, чья привязанность к мировым рынкам особенно велика. Но почти сенсационным является то, что они при этом относятся к странам, достигшим больших успехов и на рынке рабочей силы. В настоящее время это стало особенно заметно в отдельных случаях: Нидерланды, Дания, а также весьма активная в экологическом плане Новая Зелан- дия почти на треть сократили у себя процент безработных со времен рецессии 1993 года. В Швеции также безработица снижается – как и во всех скандинавских странах. Северные страны помимо прочих экологических выплат ввели еще и налог на диоксид углерода и затем даже повысили его. В Дании и Швеции, переживших в 1993 году экономический кризис, осуществлена настоящая экологическая налоговая реформа. Итак, защита окружающей среды не мешает успешно конкурировать на глобальном уровне, более того, разумная экологическая политика становится ключевым индикатором конкурентоспособности страны. Так считает и Майкл Портер, известный теоретик инноваций и экономист из Гарвардского университета. Несомненно, что отдельное национальное государство не стало сильнее в ходе развития мирового рынка. Но государства сегодня достаточно часто действуют в коллективе. В последнее время глобальные сети министерских сотрудников определяют как национальную экологическую политику стран, так и деятельность национальных, а также интернационализованных экологических союзов»1. Но решающий вопрос таков: что представляет собой коллективные действия государств? Рассматриваемые в литературе модели – например, международная организация, многосторонняя (мультилатерализм) или многоуровневая политика – связаны, как было показано, с национальным государством. Выше я набросал модель транснационального государства, которая не соответствует этим различениям. При этом отношения «взаимоисключающихся» национальных государств и национально-государственных 1 Jä nicke M. Umweltpolitik: Global am Ende oder am Ende global?, in: Beck U. (Hg.), Politik der Globalisierung, a. a. O. обществ заменяются рамочной схемой, в пределах которой и возникают союзы государств, локализующиеся в мировом обществе и таким образом возрождающие свою особенность и самостоятельность как «глокальные» государства. Модель транснационального государства противоречит, таким образом, всем другим моделям кооперации: транснациональные государства объединяются в ответ на глобализацию и развивают благодаря этому свой региональный суверенитет и идентичность за пределами национального. Они, следовательно, являются кооперативными и индивидуальными государствами, индивидуальными государствами на основе кооперативных государств. Иными словами: межгосударственное объединение открывает постнациональным государствам новые пространства для действий. Например, только европейские инициативы позволяют положить конец налоговому демпингу и снова пригласить «виртуальных налогоплательщиков» к кассе, чтобы таким путем не только создать предпосылки для социальной и экологической Европы, но и вернуть индивидуальным государствам способность действовать и власть организационного формо-созидания. Итак, ответом на вопрос, почему государства должны объединяться, будет здесь государственный эгоизм: поскольку лишь так они могут возрождать свой суверенитет в структуре мирового общества и мирового рынка. Этот аргумент имеет смысл только в том случае, если мир представлений, характерный для эксклюзивного суверенитета, заменяется миром представлений суверенитета инклюзивного. Этот аргумент известен по сфере труда и по разделению труда: кооперация не тормозит, но развивает и производительность, и суверенитет отдельных членов. Если вспомнить различение, которое проводил Эмиль Дюркгейм, то можно сказать: во взаимоотношениях между странами на место ме-230 ханической анархии разнообразия вступает органический суверенитет кооперации. Это означает, что национально-государственные акторы получают пространства для политического организационного формосозидания в той мере, в какой им удается увеличить экономическое и общественное богатство путем транснациональной кооперации. Транснациональные государства являются, следовательно, глобальными торговыми государствами, которые, отказавшись от эксклюзивного территориального принципа, распрощались при этом и с приоритетами геополитических расчетов. В результате создается такая ситуация, когда война становится, так сказать, роскошью, которую могут позволить себе только изолированные друг от друга национальные государства, и только в том случае, если они еще не попали в сферу влияния какого-либо военного союза и не обладают самыми современными средствами насилия1. На вопрос, каким образом создается и достигается политическая архитектура транснациональных государств, можно ответить, указав на две цели, два столпа: это, во-первых, принцип правового пацифизма2; а во-вторых, федералистский принцип межгосударственного контроля3. 1 См. об этом: Mandelsbaum M. The Dawn of Peace in Europe. New York 1996; Weber 2 См. об этом: Archibugi D. From the United Nations to cosmopolitan Democracy, in: 3 Другой принцип – принцип общего валютного пространства – здесь не рас Первый принцип – принцип пацифизма, основанного на международном праве, – гласит: без создания и совершенствования международного права и правовых инстанций абсолютно невозможно урегулирование транснациональных конфликтов мирными средствами1. Правовой пацифизм следует отличать от пацифизма социального; последний сводит конфликты между странами к социальным причинам; его, в свою очередь, не нужно путать с религиозным пацифизмом, который нацелен на диалог и примирение религий. Правовой пацифизм не следует смешивать и с ненасилием. Определяющими для применения военной силы являются правовое решение и правовое обязательство. И все же краеугольный камень правового пацифизма может быть в транснационально-государственном строе только необходимым, но отнюдь не достаточным условием для мирного урегулирования конфликтов. Это справедливо для улаживания конфликтов как внутри национальных государств, так и между ними. История XX века учит, что политическая судьба международных трибуналов и судов характеризуется парадоксальностью успеха благодаря неуспеху: суды и трибуналы были всегда успешны тогда, когда они, вообще говоря, не использовались; и они всегда терпели крах, когда их действительно использовали. Логическая конструкция, согласно которой от международной правовой системы нельзя отрекаться, противоречит отрезвляющему опыту: государства борются за каждый миллиметр сохраняющегося у них правового суверенитета, причем тем ожесточеннее, чем меньше остается защищать и чем большего результата можно добиться объединением. 1 Кстати, в этом и состоит основная идея трактата Канта «К вечному миру», см. об этом: Beck U. (Hg.), Kinder der Freiheit, a. a. O., S. 147 ff. В связи с этим сегодня повсюду идет работа над основами международного права, и никто всерьез не сомневается, что это необходимо. Тем не менее фактические успехи весьма скромны. В самом деле, хотя наличие международных трибуналов в Гааге и Аруше привело к тому, что военные преступления в ходе гражданских войн на Балканах и в Руанде подверглись судебному преследованию, но даже в случае Боснии и Герцеговины Дейтонские соглашения не позволили обеспечить суд над небезызвестными персонами, обвиняемыми в военных преступлениях, такими, как Младич, Караджич или Кордич, и создать таким образом возможность примирения через правовой процесс, а тем самым положить начало нового политического этапа. Из неудач, постигших международное право до настоящего времени, не следует делать вывод о его ненужности. Напротив, есть хорошие доводы в пользу того, что транснациональные правовые пространства и институты уже не роскошь, а давно стали необходимостью для всех государств в глобальную эпоху, причем потому, что национальные государства в ходе глобализации все больше теряют пусть и не номинальную правовую власть выносить решения, но контроль над выполнением законоположений. Поскольку стратегии действий отдельных государств, например, в Интернете, в сборе налогов или в борьбе с безработицей и экономическими преступлениями, не дают результатов, индивидуальные государства вынуждены прибегать к транснациональной кооперации для осуществления своего национального права. Здесь снова вырисовывается парадоксальный принцип приобретения полномочий путем отказа от власти: национальные государства для увеличения возможностей контроля вынуждены делегировать свои властные средства ко-233 оперативным транснациональным инстанциям; только таким образом они как постнациональные индивидуальные государства могут в сотрудничестве с другими обновлять и расширять свои шансы влияния и организационного формотворчества. Как уже говорилось, государственный частный интерес вынуждает жертвовать частными национально-государственными интересами ради самих этих интересов. И наоборот, существует опасность, что противоречие между национально-государственными рамками деятельности и транснациональными проблемами соблазнит – для демонстрации политического активизма – на издание все большего количества явно бесполезных национально-государственных контролирующих законов, а эти законы не только совершенно не затрагивают проблему, на решение которой они нацелены, но и ограничивают и одновременно подрывают основные правовые пространства действий. «Национальные нормы в конечном счете все меньше способствуют безопасности перед лицом оживающей международной преступности разного рода, основанной на разделении труда и организованной с использованием глобальных технических средств: призыв издавать национальные законы для создания “равенства оружия” в борьбе с национально-государственными преступлениями неизбежно заводит все в тупик. Наступления на основные права, как, например, запланированные мероприятия по визуальному и акустическому надзору за частной сферой, которые несут в себе серьезную угрозу правовому государству и свободам граждан, лишь имитируют способность к действиям, но не в состоянии эффективно бороться с этой преступностью и тем самым заботиться о безопасности своих граждан. Когда это разрушение иллюзий безопасности окончательно похоронит доверие к демократически легитимированному порядку – вопрос времени»1. Федерализм применительно к отношению между государствами имеет то решающее преимущество, что власть контролируют или по крайней мере держат под шахом не сверху и не снизу, а горизонтально. Существенная же проблема заключается в том, что инстанция, которая контролирует индивидуальные государства, не имеет права быть надгосудар-ственной. Надгосударственная инстанция либо была бы неэффективной, либо оказалась бы монополизированной сильнейшим государством и в конце концов привела бы к мировому государству. И это было бы самым тираническим образованием, спастись от которого в конечном счете не смог бы никто. Впрочем, заменяя многообразие единообразием и не имея никаких институтов для разрешения конфликтов, оно было бы весьма непрочным. Транснациональный федерализм подразумевает политику активной самоинтеграции индивидуальных государств в международные деятельные комплексы, нацеленные на возрождение индивидуальных глокальных государств и ограничение власти транснациональных центров. «Предполагается, что демократическое государство до тех пор является несовершенной политической единицей, пока оно не располагает институтами, позволяющими непосредственно связывать своих граждан с гражданами других государств»2. Подведем итоги: инклюзивный суверенитет подразумевает, что уступка суверенных прав сопровождается выигрышем в политической власти организационного формосо-1 D ä ubler-Gmelin H. Globalisierung geht keineswegs Hand in Hand mit globalem Recht, in: Frankfurter Rundschau, 18. 4. 1997, ¹ 90. 2 Archibugi D., a. a. O., S. 156. зидания на основе транснациональной кооперации. Но это удастся только в том случае, если глобализация будет успешно понята и оформлена как политический проект. Только в результате этого станет возможной ситуация, когда согласие, рабочие места, налоги и политические свободы будут расти на локальном и транснациональном уровнях. И в этом смысле Европа стала лабораторным экспериментом инклюзивного суверенитета. 3. Участие в капитале Если верно, что труд заменяется знанием и капиталом, тогда новая социальная политика может ориентироваться на цель участия труда в капитале. Здесь как дополнение (или как конкурент) принципа участия в управлении выступил бы принцип участия в праве собственности. Обсуждаемых моделей много – от замены долей в зарплате долями собственности (в капитале предприятия, а тем самым в его прибылях и убытках) до такой картины: скажем, «Мерседес» и «Хёхст» производят там, где это всего дешевле, а немцы как «народ акционеров» наслаждаются жизнью за счет добытых дивидендов и спекуляций с акциями на глобальном уровне. «Партии и профсоюзы, – пишет Фриц В. Шарпф, – которые, как и прежде, преследуют цель справедливого распределения, должны переориентировать свои усилия от политики налогов и зарплат на распределение капитала». И он тут же указывает на одно ограничение: «Во времена сильно растущих реальных зарплат такую цель было бы, конечно, легче осуществить, чем сегодня; это месть за то, что соответствующие планы коалиции социал-демократов и свободных демократов в начале 70-х годов потерпели крах из-за полемики профсоюзов против “народного капита-лизма”»1. Пределы этой политики налицо: смена цели – от политики зарплат к политике доходов от капитала – поддерживает или страхует лишь тех, кто интегрирован в трудовой процесс, но не безработных, которые стоят перед закрытыми воротами рынка труда. 4. Переориентация образовательной политики Если труд заменяется знанием и капиталом, то – и это второе политическое следствие – труд, следовательно, должен благодаря знанию повысить свою ценность или быть подвергнут перестройке. Но это означает, что необходимы инвестиции в сферы образования и научных исследований! – полная противоположность тому, что происходит сегодня в Германии2. «Политики не поняли, – пишет Роберт Б. Райх, – что подлинные технологические активы страны заключаются в способности ее граждан решать сложные проблемы будущего». Их знания, их умение, их вклад в мировую экономику (а не только – как было до сих пор – в технологию и капитал) определяют благосостояние страны. «Деньги и фабрики, информация, машины и эмблемы фирм не привязаны к определенной точке на карте, носители знания и опыта – в еще меньшей степени»3. 1 См.: Scharpf F.W. Demokratie in der transnationalen Politik, in: Beck U. (Hg.), Politik 2 Новое британское лейбористское правительство при Тони Блэре, очевидно, 3 Reich R. B. Die neue Weltwirtschaft. Berlin 1993, S. 181. Вместо того, чтобы субсидировать «немецкие» фирмы, политики должны вкладывать деньги в сферу знания и образования, давая гражданам возможность овладения способностями и ориентирами, которые помогут им разбираться в транснациональных ландшафтах и противоречиях мирового общества. Поэтому один из великих политических ответов на глобализацию гласит: создание и совершенствование общества образования и знания; увеличение, а не сокращение сроков получения образования; ослабление или ликвидация его привязки к определенным рабочим местам и профессиям и ориентация процессов профессиональной подготовки на ключевые квалификации, находящие широкое применение; под этим понимается не только «гибкость» или «пожизненное обучение», но и социальная компетенция, умение работать в команде, отсутствие боязни конфликтов, понимание культуры, многоплановое мышление, готовность к неуверенности и парадоксам Второго модерна1. «Обучение должно сочетаться с теми видами деятельности, посредством которых люди берут свою жизнь в собственные руки, – пишет Райнхард Каль. – Обучение одновременно расширяется и освобождается из своего гетто. Разумеется, на словах это получается легче, чем на практике»2. Однако смысл учения изменяется в условиях транскультурной взаимосвязи. Увлекательная диалектика глобализации подразумевает замену традиционных «поучающих обществ» (В. Лепе-ниес) ориентацией на диалог (мужество к непониманию). То тут, то там люди начинают обнаруживать, что необходимы и 1 См.: Bollinger H./Nothdurf W. Schl ü sselqualifikationen. Ms. Fulda 1997. 2 Kahl R. Globalisierung zwingt zu einer Reorientierung des Lernens, in: taz, 4. 8. 1997. такие вещи, как, например, транснационализация (университетских) процессов образования и образовательных программ («global studies»). Последние должны способствовать осмыслению студентами трудностей транскультурных коммуникаций и конфликтов и учить преодолению их. Они также должны раскрывать перед студентами когнитивную картину, которая поможет им понять многомерность и ловушки «гло-кальной» жизни и деятельности и избегать последних. Для этого в эру индивидуализации уже недостаточно довольствоваться «гибким усвоением заданных норм» со стороны молодежи (Кольберг), все гораздо глубже; требуется, как пишет Михаэль Братер, «формирование собственного “я” как деятельностного и ориентирующего центра. Каждый молодой человек должен учиться вести свою жизнь, всецело опираясь на самого себя, рассчитывая на собственные силы, нужно учиться пробовать, формировать открытый процесс»1. 5. Являются ли транснациональные предприниматели Транснациональный капитализм, который не платит налогов и ликвидирует наемный труд, утрачивает свою легитимность. Он становится нефункционально-паразитарным, как это и предсказывал Шумпетер. Следовательно, нужно сформулировать – теоретически и политически – центральный вопрос, капитальный вопрос Второго модерна: являются ли транснациональные предприниматели антидемократами? Или: какой ценностью обладает для них новое обоснование демократии? 1 Brater M. Schule und Ausbildung im Zeichen der Individualisierung, in: Beck U. (Hg.), Kinder der Freiheit, a. a. O., S. 153. Как представляют будущее демократии «виртуальные налогоплательщики»? Каков их вклад в космополитическое расширение демократии? Как, следовательно, может выглядеть общественный договор не (только) с точки зрения национально-государственной политики, а с точки зрения транснациональных предприятий – договор, который заново обосновывает и делает возможной демократию Второго модерна? Возможно, я безнадежный оптимист; возможно также, что этот оптимизм является стратегическим. Простой, но чреватой тяжелыми последствиями, пожалуй, даже самоубийственной ошибкой была бы попытка вычленить рыночную экономику из ее политического контекста возникновения в Европе и осуществить ее как бы в чистом виде. Проект рыночной экономики всегда был также политическим проектом, причем тесно связанным с демократией. Но демократия – дорогая вещь. И потому нельзя не напомнить тем, кто выиграл от глобализации, об их долге демократическим институтам, а это значит, что надо пригласить виртуальных налогоплательщиков к кассе 1.
|