Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На ФГОС основного общего образования
ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12 2010 г. № 1897 (https://standart.edu.ru.), предъявляет высокие требования к пересмотру и перестройке всей методической системы в работе учителя и использования в образовательном процессе инновационных технологических подходов. Для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты необходимо ознакомиться с рекомендациями по оснащению образовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данные рекомендации расположены на сайте федерального государственного образовательного стандарта https://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=8420. В 2016 – 2017 учебном году по федеральному государственному образовательному стандарту будут учиться 5 – 6 классы основной школы. А в режиме апробации федерального государственного образовательного стандарта – 9 классы основной школы. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. Объём внеурочной деятельности за 5 лет обучения на уровне основного общего образования может составлять до 1740 часов. Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся универсальные учебные действия, выступающие инструментом для достижения образовательного результата: предметного, метапредметного, личностного. Образовательный процесс, в связи с введением ФГОС, должен иметь следующие особенности: ▪ организация на каждом уроке деятельности обучающихся по освоению нового знания и по применению его на практике; ▪ использование разнообразных инновационных приёмов и методов обучения для формирования у каждого обучающегося системы универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных); ▪ формирование в учебном процессе у каждого обучающегося личностного, предметного и метапредметного результатов обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований: ▪ к результатам освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные, предметные); ▪ к структуре основной образовательной программы; ▪ к условиям реализации основной образовательной программы (финансы, кадры, материально-техническое оснащение). В частности, для физики выделены следующие требования к результатам обучения в основной школе: 1) формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики; 2) формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; 3) приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений; 4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф. Содержание учебников и создание контрольных измерительных материалов основывается на документах, входящих в сопровождение ФГОС: • фундаментальное ядро содержания общего образования; • примерная основная образовательная программа образовательного учреждения; • примерная программа по физике. Примерная программа по физике выполнена в стандартной форме и включает традиционные разделы (механика, молекулярная физика, электродинамика, квантовая физика). Окончательно закреплены за курсом физики и элементы астрономии, которые включены в программу хотя и небольшим по объему, но отдельным разделом «Строение Вселенной». Согласно федеральному государственному образовательному стандарту требования к подготовке выпускников на ступени основного общего образования рассматриваются как система достижения личностного, предметного и метапредметного результатов освоения основной образовательной программы. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены личностными универсальными учебными действиями. Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в виде блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» и связаны с предметным содержанием курса. Элементы блока «Выпускник научится» связаны с базовым уровнем освоения учащимися материала. Успешное выполнение заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующий уровень обучения. В блоке «Выпускник получит возможность научиться» приводятся планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении умений, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения курса физики. Метапредметне результаты освоения основной образовательной программы представлены регулятивными, познавательными и коммуникативными универсальными учебными действиями. Оценка учебных достижений может проводиться в соответствии со всеми планируемыми результатами, но на итоговый контроль за курс основной школы выносится только та их часть, которая представлена в блоке «Выпускник научится». В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку. Предметные и метапредметные результаты выносятся на итоговую защиту. Достижение личностных результатов не оценивается. Достижение предметных результатов оценивается в текущей деятельности, при выполнении контрольных работ и тестирования и итоговой государственной аттестации. Нормы и критерии оценивания контрольных и лабораторных работ пунктом 10 статьи 28 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 06.05.2014 года) рекомендуется устанавливать локальным актом образовательной организации. Достижение метапредметных результатов возможно комплексно оценить при помощи индивидуального проекта. Каждый обучающийся готовит один индивидуальный итоговый проект в рамках выбранной им предметной области или нескольких предметных областей, который выносится на защиту. Рекомендации стандарта не настаивают на обязательном проведении тестирования. Итоговый контроль за курс основной школы может осуществляться в рамках нескольких мероприятий. Например, овладение выпускниками понятийного аппарата школьного курса физики и умение применять знания при решении различных задач может контролироваться при проведении итогового теста. Освоение же обучающимися экспериментальных умений и различных способов работы с информацией – в рамках проектной деятельности, на основании представления результатов на ученических конференциях, семинарах, конкурсах и т. п. Объём домашних заданий определяется на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2015 № 1015 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». В соответствии с письмом Департамента образования Белгородской области «Об изменениях в Порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 15.10.2015 № 9-06/8027-НМ «… необходимо учитывать, что объём домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2, 5 часа, в 9-11 классах – 3, 5 часа». Из вышесказанного можно сделать вывод, что на выполнение домашнего задания по физике обучающиеся должны тратить не более 25 – 30 минут в 7 – 8 классах, и 35 – 40 минут в 9 – 11 классах. А также согласно письму Департамента образования Белгородской области «О разработке локального нормативного акта» от 10.11.2015 № -06/8681-НМ всем образовательным организациям рекомендуется разработка локального нормативного акта «Положение о домашних заданиях». Рекомендуемая литература: ▪ Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. ▪ Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. ▪ Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. ▪ Примерная программа по физике. 9 класс (3 часа в неделю). [Текст] / Разработчик: Корнилова Е. А. – Белгород: издательство БелИРО, 2016. – 68 с. ▪ Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10 – 11 классы. [Текст] – М.: Просвещение, 2010. – 46 с. ▪ Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кодакова. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с. ▪ Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. [Текст] – М.: Просвещение, 2011. – 190 с. ▪ Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. [Текст] – М.: Просвещение, 2012. – 56 с. ▪ Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. Рекомендации по составлению рабочих программ и тематического планирования
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»«…педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой …». Согласно «Исчерпывающему перечню отчетов и информаций представляемых педагогическими работниками муниципальных общеобразовательных учреждений области» (утвержденном приказом департамента образования Белгородской области от 28 марта 2013 года № 576) структура рабочей программы по предмету определяется ФГОС и утверждается локальным актом образовательной организации. Программы отдельных учебных предметов, курсов, являясь структурным элементом основной образовательной программы школы, разрабатываются на весь период изучения предмета определенного уровня (например, программа по физике, 7-9 классы). Рабочие программы по предметам разрабатываются на срок действия основной образовательной программы. Возможно ежегодное обновление календарно-тематического планирования, как составной части рабочей программы. Согласно письму департамента образования Белгородской области от 11.02.2014 № 9-06/789 «Об основных образовательных программах общего образования» могут рассматриваться как рабочие программы и авторские программы, разработанные на основе примерных программ. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы находится в компетенции образовательной организации. Выбирать учебники для составления рабочих программ необходимо сразу на весь период действия основной образовательной программы. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом структура рабочих программ включает в себя разделы: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»: основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются: 1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности; 3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочие программы по учебным предметам как элемент основной образовательной программы школы могут быть составлены на основе авторских программ к линиям учебников, имеющимся в федеральном перечне и реализуемым в школе; требований к результатам освоения основной образовательной программы школы; программы формирования универсальных учебных действий, примерных программ по физике. По примерной основной образовательной программе основного общего образования, входящей в Федеральный реестр основных образовательных программ ([Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/projects/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%BE%D0%BF, свободный. Загл. с экрана.) на изучение физики в 9 классе отводится 3 часа. На федеральном уровне по федеральному государственному образовательному стандарту такие примерные или авторские программы не разработаны. Поэтому на региональном уровне была разработана Примерная программа по физике. 9 класс (3 часа в неделю). [Текст] / Разработчик: Корнилова Е. А. – Белгород: издательство БелИРО, 2016. – 68 с. В образовательных организациях, реализующих в основной школе ФГОС в пилотном режиме, для 7-9 классов ориентиром является Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 342с. По указанной программе на изучение физики, как в 7 и 8 классах, так и в 9 классе отводится по 2 часа в неделю. По указанной примерной основной образовательной программе перечень программ приведён в таблице 2. Эти же программы подойдут для изучения физики по примерной основной образовательной программе основного общего образования, входящей в Федеральный реестр основных образовательных программ для 7 и 8 классов. Таблица 2.
|