Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация внеурочной деятельности. В соответствии с ФГОС основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией






В соответствии с ФГОС основная образовательная программа общего образования реализуется образовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность.Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.

Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.

Внеурочная деятельность является обязательным компонентом содержания основной образовательной программы основного общего и среднего общего образования. Она реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (п. 14 ФГОС ООО). Образовательная организация вправе включить в план внеурочной деятельности дополнительные направления развития личности.

Внеурочная деятельность по истории и обществознанию может осуществляться по следующим направлениям: историческому, правовому, военно-патриотическому, историко-краеведческому, духовно-нравственному, с одаренными детьми. Она должна быть направлена на формирование гражданской идентичности, патриотизма, развитие личности ребенка, на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни.

Программы внеурочной деятельности на ступени основного общего образования разрабатываются на 35 учебных недель. В программе количество часов теоретических занятий не должно превышать 50% от общего количества часов. Программу следует понимать как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития.

Содержание Программы должно быть направлено на: создание условий для творческого развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся; профилактику асоциального поведения.

Программа внеурочной деятельности включает следующие структурные элементы:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Примерные программы внеурочной деятельности и программы внеурочной деятельности, разработанные педагогами самостоятельно, служат основанием для составления рабочих программ, что входит в компетенцию образовательного учреждения (п. 2. ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Врабочих программах занятий внеурочной деятельностью необходимо предусмотреть часы на ознакомление учащихся с основами проектной деятельности, а также предоставить возможность выполнения учащимися учебного проекта (группового/индивидуального).

Формы внеурочной деятельности: дискуссионные площадки, круглые столы, научно-познавательные игры, проектная деятельность, уроки мужества, экскурсионная работа, политинформации, олимпиады, волонтерство.

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность должно формироваться с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Принципы чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательная организация самостоятельно.

При разработке программ внеурочной деятельности следует учесть, что отсутствует федеральный перечень программ внеурочной деятельности. В связи с этим можно использовать опубликованные примерные программы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования детей, приведенные в соответствие с требованиями к программам внеурочной деятельности.

Примерные названия программ внеурочной деятельности для основного общего образования: «История искусств: Древний мир и Средние века», «Исторический поиск», «Знай и люби свой край», «Праздники, традиции и ремёсла русского народа», «КЛИО: клуб любителей истории Отечества», «ПИК: политико-информационный клуб», «По местам воинской славы и памятных исторических дат» и др.

А также при проектировании внеурочной деятельности для педагогов полезным будет использование пособий:

- Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 177 с.

- Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразовательных организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 127 с.

- Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.

- Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 224 с.

- Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования: методическое пособие / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. - Москва: Русское слово, 2015. -296 с.

- Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций / авторы- составители: Ю. Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. - М: Просвещение, 2013. - 96 с.

Рекомендуем осуществлять взаимодействие с государственным автономным учреждением дополнительного образования «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.belcdtur.ru/ свободный. Заглавие с экрана ]. В данном учреждении проводятся различные конкурсы краеведческой направленности, например, областная Акция на лучшую туристско-экскурсионную группу «Моя Родина – Белгородчина», конкурс юных путешественников «Родная Белгородчина» (для обучающихся основной школы).

При реализации внеурочной деятельности и воспитательной работы по учебному предмету «История» следует также уделить внимание памятным датам отечественной и всемирной истории.

Прежде всего, важно отметить, в 2016-2017 учебном году исполняется 1000 лет с начала княжения Ярослава Мудрого (1016 г.), а также 555 лет с начала правления Ивана III (1462 г.), 20 лет первым выборам президента Российской Федерации (1996 г.). Обращение к данным этапам формирования российской государственности важно для формирования политической культуры учащихся. В этой связи для формирования ориентиров гражданской и социальной самоидентификации в процессе овладения знаниями об основных этапах развития российского государства и общества, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира, стоит отметить следующие юбилеи: 110 лет с завершения Первой русской революции (июль 1907 г.), 100 лет с начала Февральской революции. Падение монархии (февраль 1917 г.), 60 лет XX Съезд КПСС. Разоблачение культа личности Сталина (1956 г.). Также отмечается 110 лет со дня первого заседания Государственной Думы Российской империи, что, с учетом выборов в сентябре 2016 г. депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации VII созыва, имеет особую актуальность для формирования представления о политическом устройстве Российской Федерации. В текущем учебном году отмечается юбилей таких событий, как 775 лет Ледовому побоищу (1242 г.), 205 лет Бородинскому сражению (1812 г.), 100 лет «Брусиловскому прорыву» (май 1916), 75 лет с начала Битвы за Москву, а также параду на Красной площади (ноябрь 1941 г.). Эти героические даты важны для воспитания обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству.

 

О включении в учебный процесс образовательных организаций Белгородской области интегрированного курса «Белгородоведение»

Одна из главных задач изучения интегрированного курса «Белгородоведение» в школе - создание условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей родного края, через комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие у детей и молодёжи гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у них гордости за родное Отечество.

Курс построен по модульному принципу: «История», «Биология, Химия», «География, Экономика», «Культура».

Следует обратить внимание, что курс «Белгородоведение» реализуется в качестве дополнительного материала к основным учебным предметам, в дополнительном образовании и внеурочной деятельности, таким образом, планируемые результаты интегрированного курса «Белгородоведение» отражают общие цели образования как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса, целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов и предметных областей.

Возможны следующие варианты реализации данного курса:

- органичное включение регионального содержания (сведений о природных, экономических, историко-социокультурных, демографических особенностей региона) в базовое содержание предметов (русский язык, литература, история, география, биология, химия, музыка, изобразительное искусство, технология);

- углублённое изучение регионального содержания через специальные учебные курсы, факультативы, элективные курсы, занятия внеурочной деятельности за счёт часов вариативной части базисного учебного плана;

- система дополнительного образования.

Содержание модуля «История» (историческое краеведение) представляет систему исторических знаний о Белгородчине, её месте и роли в истории нашей страны с древнейших времён до настоящего времени.

Основной целью данного курса является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село, его традиции, памятники природы, истории и культуры.

Содержания краеведческого материала при изучении ключевых тем курса «История» (5-11 классы) соответствует возрастным особенностям учащихся и позволяет реализовать региональный компонент, предусмотренный примерными программами общего образования.

Содержательная часть модуля «История» может быть включена как непосредственно в учебные занятия, так и использована при организации занятий внеклассной и внеурочной деятельности, иные формы работы, направленные на активизацию познавательной деятельности школьников.

Изучение модуля «Экономика» рассчитано на обучающихся 9 – 11-х классов с целью формирования начальных знаний по экономике Белгородской области.

Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с основами экономики региона. При этом учащиеся должны разобраться не только в природе важнейших законов и принципов экономики Белгородской области, не только в содержании тех или иных понятий, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночной системы как в Белгородской области, так и в экономике страны в целом.

Учебный материал по курсу «Белгородоведения» в содержании обучения экономики в 9 – 11 классах можно реализовывать следующим образом:

· на учебных занятиях по обществознанию при изучении разделов «Экономическая сфера», «Экономика»;

· на учебных занятиях по экономике на базовом и профильном уровне при изучении разделов «Микроэкономика», «Прикладная экономика. Бизнес», «Российская экономика»;

· на обучающих экскурсиях (экскурсии на сельскохозяйственные и промышленные предприятия, организации сферы услуг, объекты инфраструктуры города и области). Реализовать теоретическое знакомство с указанными объектами города Белгорода и Белгородской области помогут электронные ресурсы, находящиеся как в сети Internet, так и в электронном приложении;

· на занятиях в рамках внеурочной деятельности, кружковой работы или научных (исследовательских) обществ учащихся при выполнении проектных и учебно-исследовательских работ (кроме указанных в учебном пособии мини-проектов возможны любые другие в рамках указанной тематики).

Результатом такого рода проектов могут стать бизнес-проекты, электронные ресурсы (виртуальные экскурсии, веб-страницы, презентации и др.), баннеры, справочники, стенгазеты и иное.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал