Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обществоведческих дисциплин






Определяющее место в организации преподавания курсов «История» и «Обществознание» занимает учебно-методический комплекс. Современный учебно-методический комплекс (в центре которого, безусловно, учебник) - это очень большой набор составляющих его рабочих компонентов. Это и программы, и учебно-методические пособия, и различного рода электронные приложения, и интернет-поддержка, и другие средства обучения. Тенденцией становится внедрение электронного контента в работе педагога. УМК разрабатывается на основе проекта образовательного стандарта и образовательной программы по учебному предмету.

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» [1, ст. 18, п.4] организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации образовательных программ выбирают:

1. учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2. учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится [1, ст. 28. п.3, п.п.9]: определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1, ст. 47] педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами: право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.

Выбор учебников осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

В Федеральном перечне учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, по «Истории России» и «Всеобщей истории» для 5-9 кл. представлены линиями учебников: ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», ОАО Издательство «Просвещение» (две линии), ООО «ДРОФА», ООО «Русское слово». Учебный предмет «Обществознание»: ОАО Издательство «Просвещение», Издательство «Академкнига/Учебник», ООО «ДРОФА», ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ».

Среднее общее образование. Учебники по «Истории России» и «Всеобщей истории» разработаны на базовом и углубленном уровне следующими издательствами: ОАО Издательство «Просвещение», ООО «ДРОФА», ООО «Русское слово», ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». Учебный предмет «Обществознание» представлен только на базовом уровне: ОАО Издательство «Просвещение», ООО «ДРОФА», ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ». (Приложение 1). Названные учебники отличаются компактностью изложения, интересным содержанием, грамотным методическим аппаратом. Немаловажно наличие в указанной линии специального учебника по пропедевтическому курсу «Что изучает история» для пятого класса.

При выборе учебников актуальным остается вопрос о соблюдении преемственности внутри предметных линий основного общего образования (5-9 классы) и среднего общего образования (10-11 классы).

В 2016-2017 учебном году рекомендуется использовать только учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту с учетом внесенных изменений в федеральный перечень учебников[3].

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 апреля 2014 года № 08-548 «О федеральном перечне учебников» «…организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течении 5 лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу Приказа учебники из федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях на 2015-2016 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253.

Таким образом, если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, обучающиеся получают возможность завершить изучение предметов «История» и «Обществознание» с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу Приказа.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся всех образовательных организаций имеют право на бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями.

Федеральные перечни учебников и перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательной деятельности, размещены на официальном сайте Минобрнауки России: www.mon.gov.ru.

Об изменениях в преподавании курса «История России»

Историко-культурный стандарт (далее – ИКС) разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.- 1334.

Историко-культурный стандарт призван помочь педагогам привести изучение истории России в соответствие:

- с современными требованиями государственной политики;

- с современными геополитическими реалиями, определяющими новый идеологический контекст, в котором функционирует система исторического образования;

- с достижениями исторической науки;

- с ФГОС в историко-культурном аспекте.

Историко-культурный стандарт предполагает переход к линейной модели обучения истории в 5-10 классах. В 11 классе на базовом уровне планируется разработка системного курса истории сравнительно-исторического характера. В соответствии с Примерной программой изучение истории начинается в основной школе с курса «Всеобщая история». Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

При выборе учебно-методического комплекса (далее - УМК) по истории России следует обращать внимание на полноту учебно-методического комплекса, предлагаемого издательством для обучающихся и учителей в соответствии с требованиями ИКС. Также важно учитывать наличие в линии современных учебников по «Всеобщей истории» преемственность с УМК по другим предметам и уровням обучения.

Учебный предмет «История» как часть предметной области «Общественно-научные предметы» изучается в качестве обязательного предмета (68/2 - минимум часов/часа в неделю). Переход на линейную модель начинается в 2016/17 учебном году в 6 и 7 классах.

Таблица 11


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал