Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные тенденции развития ФКС






ФКС стран в современном мире нестабильны. Они нах-ся на стадиях адаптации к условиям рын-й эк-ки, т.е. идет процесс перехода на новые условия микро- и макроэк-ки. В разв-ся странах эк-ка нах-ся на стадии начального этапа разв-я рыночной эк-ки. В развитых странах эк-ка достигла высокого ур-ня разв-я: развито пр-во, ФКС, невыс. инфляция и т.д. Эти страны, хотя и достигли своего выс. ур-ня, сталк-ся с проблемами своего дальнейш разв-я. Основу соврем. тенденций развития ФКС составляют ДКП и финансовая пол-ка. ДКП проводит ЦБ гос-ва, а финн-ую пол-ку – правительство в лице Минфина. ДКП - сов-сть мер эк-кого регулирования денежного обращения и кредита, направленных на достижение установленного эк-го роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиц-ую активность и др. важные макроэкономические процессы. Главная задача ДКП - поддержание стабильной покупательной силы нац-ной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. ДКП явл-ся одной из важнейших частей регулирования всей эк-ки страны. Во второй половине 20 века сложился единый подход целей регулирования эк-ки:

1)стабильная нац. валюта

2)обеспечение стабильных темпов эк роста

3)равновесие Плат.Баланса.

Осущ-я ДКП ЦБ достигает развития внутренней эк-ки, укрепления ден-го обращения, сбалансированности внутренних эк-ких процессов. ДКП осущ-ся косвенным (эк) и прямыми(администрат) методами воздействия. Задача гос. сектора - стабилизация эк-ки. Финансовая пол-ка - необходимость обеспечения эк роста, борьба с инфл, ликвидация гос долга, сниж бюдж дефицита. Основу финн-вой пол-ки составляет налоговая, бюджетная и соц-ная пол-ки. Финансовая пол-ка имеет след. звенья:

1)выработка научно-обоснованных концепций развития финансов

2)определение осн направлений использования фин-ов на перспективу и текущий период

3)осущ-е практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

ФП делится на финансовую стратегию и финансовую тактику (решение задач конкретного этапа развития общества)

8. Центральный банк и его роль в экономике

Современная банковская система двухуровневая. Первый уровень – это Центральный банк. Второй уровень – это система коммерческих банков.
Центральный банк – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная Резервная Система – Federal Reserve System), в Великобритании – это Банк Англии (Bank of England), в Германии – Bundesdeutchebank, в России – Центральный банк России и т.п.
Центральный банк выполняет следующие функции, являясь:
• эмиссионным центром страны (обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги Центрального банка состоят из наличных денег (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в Центральном банке)
• банкиром правительства (обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование государства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в Центральном банке в виде депозитов, а, в свою очередь, Центральный банк отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.)
• банком банков (коммерческие банки являются клиентами центрального банка, который хранит их обязательные резервы, что позволяет контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность, выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг)
• межбанковским расчетным центром
• хранителем золотовалютных резервов страны (обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках).
• Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику.
Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Различают: 1) универсальные коммерческие банки и 2) специализированные коммерческие банки Банки могут специализироваться: 1) по целям: инвестиционные (кредитующие инвестиционные проекты), инновационные (выдающие кредиты под развитие научно-технического прогресса), ипотечные (осуществляющие кредитование под залог недвижимости); 2) по отраслям: строительный, сельскохозяйственный, внешнеэкономический; 3) по клиентам: обслуживающие только фирмы, обслуживающие только население и др.

 

9. Функции коммерческих и инвестиционных банков

 

Функционирование большого количества коммерческих банков дает возможность выбрать наиболее оптимальный вариант для клиента. Все коммерческие, как в принципе и любые другие банки выполняют ряд функций. Выдача кредитных карт (credit card), кредитование, депозиты все это относится к функциям, выполняемым коммерческими банками, но спектр функций достаточно велик и поэтому требует более детального рассмотрения.

Функции коммерческих банков:

1. Превращение временно свободных денежных средств в капитал при помощи мобилизации. Таким образом, банки аккумулируют денежные сбережения и средства в виде вкладов, это может быть не пополняемый или пополняемый депозит, и превращают их в ссудный капитал, который используется для кредитования.

2. Осуществление безналичной депозитно-кредитной эмиссии, или проще говоря, создание кредитных денег. Кредитование средствами с депозитных счетов увеличивает количество денег в обращении. При выдаче кредита банк создает для кредитуемого депозитный счет. Банковское обслуживание позволяет кредитуемому лицу снять деньги с созданного для него депозитного счета в любой момент времени, естественно с учетом временной работы банка.

3. Посредническая функция банков, заключается в предоставлении ссуд юридическим и физическим лицам, за счет средств взятых у конечных кредиторов. В таком случае лицо, заключившее с банком договор на не пополняемый или пополняемый депозит, является конечным кредитором, а лицо берущее кредит в банке оказывается конечным заемщиком.

4. Кассовое обслуживание клиентов и проведение денежных расчетов. Данная функция банков служит для предоставления посреднических услуг в сфере операций, расчетов и проведения платежей клиентами банка. Такое банковское обслуживание оплачивается клиентом соизмеримо процентам за услуги или одним фиксированным платежом.

5. В функции банка входит покупка, продажа и выпуск ценных бумаг или платежных документов. В таком случае банки выступают каналом, который обеспечивает направление сбережений. Помимо этого банки занимаются выпуском кредитных карт (credit card) для удобства осуществления клиентами всевозможных платежных операций

Инвестиционные банки — специальные кредитные институты, осуществляющие финансирование и кредитование инвестиций. Эти банки яшшются неидентичными банковскими учреждениями, что связано с особенностями рынка ссудных капиталов и различиями банковского законодательства отдельных промышленно развитых страну Так, классический тип инвестиционного банка США утвержден Банковским актом 1935 г. (акт Глосса—Стиголла). Основной функцией инвестиционного банка в США является эмиссионная функция — ведение переговоров с торгово-промышленными компаниями о выпуске новых акций и облигаций и техническая подготовка таких выпусков с принятием на себя обязательств по размещению ценных бумаг на рынке и приобретению той их части, которая не будет размещена по подписке.

В европейских промышленноразвитых странах такого четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками не существует. Так, в Великобритании инвестиционными операциями традиционно занимаются торговые банки. Наиболее влиятельные из них (около 60) входят в ассоциацию инвестиционных банков. С 1970 г. в эту область активно вторгаются коммерческие банки.

В ФРГ инвестиционные банки как самостоятельные институты не получили распространения. Здесь банки сочетают как краткосрочные, так и долгосрочные инвестиционные операции. При этом ведущее место на рынке ссудных капиталов страны занимают гроссбанки (Немецкий, Дрезденский и Коммерческий).

Функции инвестиционных банков в странах Восточной Европы выполняют народные, национальные, а также государственные банки (Болгария, Венгрия) или специализированные банки (Румыния). Структура и функции этих банков систематически претерпевают изменения. Так, инвестиционный банк «Прага» был утвержден в 1948 г. До 1950 г. он осуществлял финансирование и долгосрочное кредитование капитального строительства, включенного в государственный план. В 1959 г. его функции были переданы Государственному банку.

 

10. Характеристика специализированных кредитно-финансовых институ­ тов

В последние годы на национальных рынках ссудных капиталов развитых стран важную роль стали играть специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли важное место в накоплении и мобилизации денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, строительные общества, инвестиционные и финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы. Эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важным поставщиком заемного капитала.

Росту влияния специализированных небанковских учреждений способствовали три основные предпосылки: рост доходов населения в развитых странах, активное развитие рынка ценных бумаг, предоставление этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки. Кроме того, круг специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на длительные сроки, а значит осуществлять долгосрочные инвестиции. Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудных капиталов сводятся к аккумуляции сбережений населения, предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи. Указанные институты ведут острую конкуренцию между собой как за привлечение денежных средств, так и в сфере кредитных операций.

 

11. Денежно-кредитная политика государства и инструменты ее реализа­ции

 

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

 

12. Фин-ая сист.гос-ва, ее понятие, содержание и элементы????

Фин. С-ма - это сов-сть разных видов фондов фин.-х рес-в, сконцентрированных в распоряжении гос-ва, нефин-го сектора эк-ки (хоз. суб-в), отдельных фин. инст-в и нас-я (домохоз-в) для выполнения возложенных на них ф-ций, а также для удовлетворения экономич-х и соц. потребностей. Различают 2 сферы фин отношений: централиз-ые (гос бюджет, внебюдж фонды, гос страх-ие, гос кредит) и децентрализ-ые (финансы предприятий) финансы. Финансовая система включает в себя след. эл-ты:

1) гос бюджет – осн. ср-во перераспределения нац дохода (через это звено перераспределяется до 40% нац дохода); доходами явл-ся налоги, расходами – военные цели, вмешательство в эк-ку, содержание госаппарата, соц. расходы, субсидии и т.д.; 2) местные финансы (стр-ра опр-ся бюджетным устройством); доходы – налоги (в основном поимущественные); расходы – развитие эк-ки и соц. инфрастр-ры; 3) спец внебюдж. фонды (к ним относятся фонды соц страх-ия, пенс фонд и др целевые фонды; глав источники фондов – спец налоги и сборы, устанавливаемые законодат-й властью; направления расходования – зависят от их назначения, эк-ких условий и реализ-ых программ); 4) финансы гос. предприятий (возникновение связано с развит.гос сектора в эк-ке некот. стран, они представляют собой попытку разрешить противоречия между частными интересами и общенац-ми эк-кими проблемами).Фин. система гос-ва имеет тесную взаимосвязь с бюдж-й системой и налоговой системой. Фактически первые 2 эл-та финн. системы (гос бюджет и мест бюджеты) образуют бюдж-ую систему гос-ва). В свою очередь, сов-ть налоговых платежей, входящих в доходную часть бюджетов разных ур-ней, состав. налоговую систему. Т.о., финн. система сост. из бюдж-й системы (гос бюджет, мест бюджеты), вкл. в себя налоговую систему и др.звеньев (спец внебюдж фонды, финан.гос предпр-й).

13. Бюджетная система и бюджетное устройство???

Бюдж. система занимает важн место в орг-ции фин-кредитной системы гос-ва.

БС гос-ва - сов-ть бюджетов всех ур-ней, кот. основывается на эк-ких отношениях и нормах. Орг-ция и принципы постр-ия БС предст собой бюдж устройство. Бюдж. устр-во опр-ся гос. устр-вом. Принципы постр-ия БС: 1) обязат оформ-ие бюджета в виде акта, приним-го представительным органом власти;

2) принцип полноты;

3) принцип единства бюджета;

4) принцип приоритет-ти публичных расходов;

5) принцип достовер-ти и нагляд-ти бюджета;

6) принцип ежегодного утверждения бюджета;

7) принцип бюджетного равновесия.

БС делится на 2 звена: гос. бюджет и регионов (местный).

Гос. бюджет – через него перераспред-ся до 40% нац дохода. Гос бюджетт выполняет след ф-ции: 1) перераспред-ие нац дохода; 2) фин обеспечение соц политики; 3) гос регул-ие и стимул-ие эк-ки; 4) контроль за образ-ем и использ-ем централиз-го фонда ден ср-в. За гос-вом закреплены важнейшие источники доходов, такие как подоходный налог, налог на прибыль корпораций, наиболее массовые косвенные налоги, поступления от гос предпр-й. На него возложены осн расходы, связанные с осущ-ем гос-вом своих ф-ий: воен, эк, соц, админ и т.д. Регион бюджет имеет не малое значение по сравнению с гос бюджетом. Во-первых, ф-ция регул-ия соц-эк-х процессов в значительной степени переходит от центральных ур-ней гос. власти к местным. Во-вторых, важной задачей региональных бюджетов явл-ся нивелирование различий в ур-нях эк-кого и соц. разв-я тер-рий. Доходы форм-ся за счёт наличных и ненал-х поступлений, а также за счёт поступлений из вышестоящих бюджетов. Важн эл-том бюдж системы явл. бюдж-й процесс - регламентированная законодат-вом деят-ность гос и местных органов власти по составлению, рассм-ю, утверждению и исполнению гос и местных бюджетов. Он охватывает отдельные стадии бюдж деят-ти. Составление проекта бюджета явл 1-й стадией и обычно входит в компетенцию Минфина. Далее проект направл-ся в парламент, где он рассм-ся и утверж-ся. После того, как проект был утвержден и подписан президентом, он приобретает силу закона. Стадия исполнения бюджета получила название «бюджетный год». Продолжит-ть 12 мес. Исполение бюджета – компетенция Минфина. На этой стадии происходит кассовое исполнение бюджета. По окончании фин года начинается последний этап - составление отчета об исполнение бюджета и утверж-ие его парламентом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал