Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Скандал в русской литературе.






Современная русская литература переполнена таким эпатажем, поэтому у меня не заняло много времени собрать эти примеры. Массовый читатель оценивает их либо как маразм, либо как нечто гениальное. Надо отойти от этих ничего не говорящих оценок и понять культурологическую сущность скандальной литературы.

Мы можем принимать или не принимать содержание новых произведений. Но многие из них написаны талантливо. Некоторые блестяще. Ярким и совершенно не привычным языком. Это хорошая литература. Но с новым, иногда скандальным, шокирующим, часто просто убивающим читателя содержанием.

Как понять новую литературу? Это антикультура? Конечно. Литературный авангард? Конечно. Постмодернизм? Конечно. Но в каком смысле? Что породило этот тип произведений, и почему массовый читатель охотно их покупает?

Слишком долго русский человек жил в условиях запретов, молчал и говорил подобострастные «одобрямс» и «чего изволите?». Слишком долго в обществе господствовало «нельзя». Вся тысячелетняя русская культура была построена на «нельзя». И вот все черное, темное, разнузданное, либо кажущееся черным, темным, разнузданным, никогда не расчленявшееся, веками непроговаривавшееся, стыдливо умалчивавшееся, тщательно утаивавшееся – все это сегодня взяло слово. Слово дикое, мистическое, разгульное, пьяное, матерное, скандальное, жестокое, кровавое, разрушительное, но одновременно дающее надежду своей искренностью. Поднимается со дна муть вековая и одновременно веет свежий ветер. «Тонкий эстет» в панике. Он не понимает, как среди волчьего воя можно расслышать звуки гармонии, как можно в трупной вони – уловить запахи цветов.

Скандал, который происходит сегодня в русской литературе это дальнейшее срывание покровов с главной тайны – права говорить обо всем правду, не из чего не делая тайны. Это дальнейшее расколдование мира, начавшееся с краха КПСС и распада СССР.

Отказ от ленинизма как основания мышления породил вакуум в самом основном – в понимании смыслов истины и свободы. Что такое истина? Нечто данное на все времена, что-то вроде космических ритмов, Бога, божественной субстанции, бытия, которое определяет сознание, ленинизма, либо она способна меняться и зависит от способности человека к интерпретации? Те же вопросы можно задать и в отношении смысла свободы. Вопросы об истине и свободе сводятся к вопросу о смысле основания мышления. Есть ли оно сегодня? И если есть, то, какое оно? На эти вопросы пытаются дать ответ в России сейчас и науки, и художественная литература.

В споре мнений сталкиваются новоевропейская классика, ценности постмодернизма и традиционность. Модернизм опирается на достижительность личности как плюралистичное основание ее свободы. Постмодернизм – на нравственность свободы личности от всех оснований. Традиционность – на высшую нравственность исторически сложившихся интересов, подчиняя им смысл личности. Конфликт между традиционностью (культурой) и личностью (обществом) разворачивается в условиях нарастающих процессов глобализации. Глобализация это поиск нового смысла всеобщего, который идет через формирование нового социокультурного многоообразия. Современная русская литература активно участвует в поиске этого многообразия. Скандал в литературе – результат этого участия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал