Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация управленческих решений.






 

В процессе управления организациями принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют общие признаки, позволяющие это множество определённым образом классифицировать. Некоторые такие признаки будут перечислены ниже. Степень повторяемости проблемы. В зависимости от частоты повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, уже неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых идей.

Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого значения. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими или операционными.

По времени управления решения подразделяют на стратегические, тактические и оперативные.

По содержанию процесса, на который направлено управление – на социальные, экономические, технические и т.д.

По количеству и степени участия персонала – индивидуальные и корпоративные.

Также различаются решения и по характеру исходной информации. Рассмотрим более подробно данную классификацию. Итак, по характеру исходной информации решения бывают приняты: а) в условиях определенности (то есть, когда менеджеру была известна вся информация о последствиях выбора, о вариантах и когда он более-менее уверен в результатах решения); б) в обстановке риска (то есть, есть риск, что результат не будет таким, какого ожидает менеджер); в) в условиях неопределенности (менеджер совершенно не предполагает точного результата, может лишь оценить примерно вероятность наступления каких-либо последствий). Первый вариант, конечно, не совсем реален, а скорее идеален.

Теперь рассмотрим другую классификацию. По принципам выработки решения бывают: а) запрограммированные (когда число альтернативных вариантов ограничено и выбор делается в пределах этих вариантов); б) незапрограммированные (которые принимаются обычно в новых ситуациях, например, выбор цели или пути совершенствования структуры организации).

Также существует классификация по методам решения проблем: а) интуитивные решения (чаще всего к таким решениям прибегают управленцы с большим опытом работы, ориентируясь только на свою интуицию); б) решения, которые основаны на суждениях (то есть на профессиональных знаниях и накопленном опыте менеджера); в) рациональные решения (эти решения не зависят ни от стажа, ни от опыта менеджера, а принимаются на основе глубокого анализа всех процессов, происходящих внутри организации); г) решения, которые основаны на комбинировании подходов (считается, что это самые эффективные решения: здесь сочетается и опыт менеджера, и все его знания, и интуиция, и научный подход.

Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о совершении крупных сделок, выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решений, само собой, снижает оперативность управления и «размывает» ответственность за его результаты, однако она препятствует появлению грубых ошибок и злоупотреблений и повышает обоснованность выбора.

Так как все решения принимаются теми или иными менеджерами, а менеджер – в первую очередь человек, то и на каждом его решении лежит отпечаток его личности, его характера. Личность менеджера всегда отражается на сути принятого им решения. Ученые в связи с этой особенностью выделяют такие виды решений, как импульсивные, уравновешенные, инертные, рискованные и также осторожные.

Вначале расскажем немного об уравновешенных решениях. Обычно их принимают те менеджеры, которые критично относятся к своим возможностям, к выдвигаемым вариантам и т.д. Ученые отмечают, что уравновешенные, спокойные и самокритичные люди принимают более взвешенные и уравновешенные решения. Напротив, недоверчивые скептики, вспыльчивые и склонные к спонтанным поступкам принимают решения инертные, часто необдуманные и импульсивные.

Импульсивные решения часто принимают менеджеры те, которые обычно легко что-то придумывают, у которых легко и быстро возникают идеи, но проверить и оценить эти идеи они не успевают. Такие решения оказываются зачастую ненадежными и шаткими.

Противоположными являются инертные решения – они принимаются в результате долгого и осторожного обдумывания вариантов и поиска верного. Но и в них есть недостатки – они часто неоригинальны, примитивны, просты.

Рискованные решения принимаются такими менеджерами, которые не боятся идти на риск. Они часто не обосновывают своих гипотез, а просто идут ва-банк. Осторожные же наоборот – менеджеры тщательно анализируют свои предположения.

Обычно все эти виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления коллективом компании. А в сфере стратегического планирования обычно принимаются решения, которые основаны на глубоком анализе ситуации.

Еще одна практически значимая классификация – по частоте принятия: а) одноразовые (или случайные); б) повторяющиеся (систематические).

В зависимости от сферы деятельности организации, в которой принимаются решения: а) производственные решения (среди которых выделяют технические и технологические); б) сбытовые и снабженческие; в) финансовые; г) плановые; д) кадровые; и т.д.

По формам принятия бывают: а) единоличные решения; б) коллегиальные; в) коллективные.

В зависимости от уровня (инстанции): а) высшего уровня; б) среднего уровня; в) низшего уровня.

По предмету выделяют: а) концептуальные решения (они определяют принципиальные аспекты развития организации и относятся обычно к высшему уровню); б) исполнительские (носят обычно рутинный характер и принимаются менеджерами среднего и нижнего звена).

По тому, какие задачи решаются: а) информативные решения; б) организационные решения; в) оперативные.

По широте применения: а) общие; б) узконаправленные (специализированные).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал