Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зависимость принятия решений от пола и возраста руководителя.






Кроме личностных качеств и информированности управленческое решение может зависеть от пола и возраста руководителя организации. Психологи считают, что качества эффективного предпринимателя имеют общую природу и не зависят напрямую от пола.
У мужчин и женщин топ — менеджеров, совпадающими профессиональными качествами являются: умение действовать в ситуации конфликта и угрозы риска, постоянная готовность к изменениям и нововведениям, умение эффективно использовать навыки и способности каждого сотрудника, умение противостоять давлению и стрессам, отстаивать свою позицию.

Иными словами, успешные модели бизнеса осуществляют те из предпринимателей, кто независимо от собственного пола имеет психологический сценарий поведения управленцев. Но все же существуют черты, отличающие женское управление от мужского. Дипломатичность, умение работать с людьми, способность продумывать мельчайшие детали, адаптивность, терпение – вот список тех качеств, присущих женщинам-руководителям. Они значительно лучше воспринимают и анализируют подробности событий, умеют тщательно расчленить целое на составные части и провести логический анализ элементов целого. Полнота и точность такого дифференциального анализа труднодостижима для большинства мужчин. Зато мужчины лучше могут представить событие в целом, оценить стратегические тенденции явления, установить интегрированную связь между частями целого. Если у мужчин принято все понимать с первого раза, женщина может проявить терпение, пробовать еще и еще раз. В этом женщине помогает ее врожденное красноречие, она действительно способна убедить собеседника практически во всем, в чём угодно. Женщины при принятии решений чаще используют нестандартное мышление, применяют нестандартные схемы и модели. Женщины с большей легкостью ставят себя на место своих клиентов, пациентов, покупателей и получают соответствующий высокий результат.

В отношении персонала женщина-менеджер проявляет себя особым образом. Ее больше волнуют отношения между членами коллектива, сфера межличностных отношений, нежели руководителя-мужчину. Женщина более тонко реагирует на морально-психологический климат в коллективе, опирается на технологию «знаков внимания»: проявляет большую симпатию, чуткость в понимании душевного состояния и морально-нравственных особенностях личности. Вот почему в сложных ситуациях женщина-менеджер строит свои стратегии выхода из кризиса на высоких внутренних мотивациях персонала.

Но по причине все той же женской эмоциональности появляются и минусы; женщина всегда слишком “близко к сердцу” принимает все, связанное с работой, и достаточно долгий период времени остается во власти эмоций. Она обидчивее и болезненнее реагирует на критику, грубость и тем более оскорбление, что не позволяет ей порой быть объективной и вести себя конструктивно и принимать эффективные решения. И именно чрезмерную эмоциональность считают серьезным недостатком женской модели управления, поскольку она является источником несправедливости и неуверенности, причиной многих конфликтов внутри организации. В ситуациях, требующих наказания подчиненных, женщины-руководители чаще прибегают к мерам психологического и морального воздействия, а мужчины-руководители – к административным мерам. Женщины, как правило, оправдывают своих подчиненных, в том числе и коллег. Женщины склонны к более подробному обоснованию своих вариантов решения и поступков, связанных с данным процессом. Они перебирают больше вариантов принимаемых решений, ссылаясь в основном на свою интуицию, в то время как мужчины чаще ссылаются на свою логику и сложившиеся условия. Женщины-руководители в большинстве своем более чутки и внимательны по отношению к своим сотрудникам, они строят более подробные диалоги с подчиненными, мужчин же ограничиваются общими фразами. В своих решениях женщины практически всегда пытаются достичь мирного исхода возникающих конфликтов. При принятии решений они склонны к колебаниям. Мужчины же напротив, не так часто отступают от своих первоначальных решений, что ускоряет процесс их принятия. Дальнейшая обработка результатов опроса велась относительно особенностей учета внешней системы социальных подкреплений, что связано с понятиями “ситуативное” и “диспозиционное” управление. Поскольку соотношение ситуативных и диспозиционных тенденций у разных людей различно, то разумно было предположить, что это различие проявляется и по признаку пола. В результате исследования данного аспекта проблемы выявлено, что женщины-руководители в процессе принятия решения используют и чаще опираются на “ситуативное”, а мужчины – на “диспозиционное” управление. Женщины чаще мужчин включают в собственные суждения другие точки зрения и чаще при принятии решения опираются на мысли и чувства окружающих людей, в том числе и своих подчиненных, в то время как для мужчин главное их собственные мысли, чувства и точка зрения. С точки зрения свойств личности склонность женщин-руководителей к “ситуативному” управлению соответствует внешнему локусу контроля, а приверженность мужчин к “диспозиционному” управлению внутреннему локусу контроля. В результате исследований выяснилось, что у мужчин-руководителей с возрастом наблюдается тенденция к изменению локуса контроля от внешнего к внутреннему, у женщин же такой тенденции не обнаружено. Мужчины более уверены в себе, они последовательны и настойчивы в достижении целей, склонны к самоанализу и независимости. У мужчин тревожность в процессах принятия решений связана с осторожностью.

Для женщин более характерно проявление неуверенности в своих способностях, неуравновешенности, стремления отложить реализацию своих намерений на неопределенный срок, тревожности, подозрительности и словесной агрессивности. Женщинам-руководителям в области производственных отношений и организации профессиональной деятельности, в том числе и в процессе принятия решений, не свойственно считать свои усилия и действия определяющим фактором.

Говоря о стилевых особенностях процесса принятия решения, необходимо отметить, что среди женщин-руководителей более выражена тенденция к искажению объективных связей, отнесенности к себе как субъекту познания и активности в рамках управленческой ситуации, чем среди мужчин. Среди мужчин преобладает тенденция к более объективному анализу управленческой ситуации ее преобразованию, выходу за ее пределы, абстракции от своих мыслей и чувств. Но при этом действия женщин-руководителей направлены на перестройку области отношений, а мужчин – на реорганизацию области правил и норм.

Теперь стоит поговорить о влиянии пола руководителя на принятие решения в условиях риска. Сначала заметим, что у более опытных руководителей (имеющих стаж работы в должности руководителя боле 10 лет) – и у женщин, и у мужчин – готовность к принятию решения в условиях риска ниже, чем у работников с меньшим стажем. При этом женщины-руководители выбирают более осторожные стратегии. Мужчины склонны при принятии решения к более высокой степени риска, что обусловлено их большей степенью агрессивности, независимости в действиях, ярко выраженной потребностью в преобладании, самоутверждении.

У женщин-руководителей риск положительно коррелирует с самоуспешностью, а отрицательно – с ответственностью, у мужчин положительно – с социальной и эмоциональной стабильностью и отрицательно – с активностью, ответственностью и стремлением к доминированию. При этом у мужчин с возрастом готовность принимать решения в условиях риска снижается, у женщин же такой закономерности не отмечено, правда у них готовность к риску при принятии решения реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин, – в частности, с ростом нервного напряжения, в условиях стресса и при переживании чувства разочарования. Вообще у руководителей готовность к риску проявляется сильнее в условиях группы, но в большей степени это присуще женщинам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что личностные качества менеджера такие как: воля, внушаемость, эмоциональность, темперамент, профессионализм, опыт, ответственность, здоровье, характеристики внимания, параметры мышления- напрямую влияют на принимаемое им управленческое решение. Решения, принятые в одинаковых, казалось бы, ситуациях могут быть абсолютно противоположными, если у руля компаний стоят 2 разных типа лидеров. Так же, факторами, влияющими на окончательное решение, считаются пол и возраст руководителя, и конечно же информированность руководителя о сфере, в которой он собирается принять решение.


Заключение.

 

Итак, в широком смысле решение – это волевое действие человека, представляющее собой выбор одного из нескольких вариантов дальнейших действий. Управленческое решение – директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели.

Существует очень много классификаций решений. По времени управления решения подразделяют на стратегические, тактические и оперативные. По содержанию процесса, на который направлено управление – на социальные, экономические, технические и т.д. По количеству и степени участия персонала – индивидуальные и корпоративные. По тому, какие задачи решаются: а) информативные решения; б) организационные решения; в) оперативные. По широте применения: а) общие; б) узконаправленные (специализированные). Также есть еще много классификаций, все они описаны в работе.

Профессия менеджера сегодня является одной из самых востребованных, поэтому так важно знать какими социальными и психологическими характеристиками он должен обладать. Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования организации.

Психологи составляют социально-психологический портрет менеджера, который представляет собой своеобразный «идеал». Этот портрет складывается из нескольких составляющих: личных качеств менеджера, профессиональных качеств и организаторских (деловых) качеств. Руководитель должен всегда стараться быть человечным по отношению к подчиненным, искать к ним подход, стремиться к сотрудничеству в коллективе.

Также менеджер должен быть самокритичным и постоянно совершенствоваться, бороться со своими недостатками. Кроме того, он должен стремиться укрепить свой авторитет в коллективе. Вторая группа качеств – это профессиональные качества. Среди них можно выделить компетентность в порученных ему вопросах, наличие знаний, навыков, умений, необходимых ему для решения профессиональных задач. Главным деловым качеством руководителя является умение четко ставить цели, находить пути их достижения, решать вопросы, возникающие на пути к достижению цели, а также организовывать и заинтересовывать сотрудников таким образом, чтобы их личные трудовые цели совпадали с целями организации.

Стиль руководства – это совокупность манер поведения руководителя в разных ситуациях по отношению к подчиненным.

Одной из наиболее известных теорий лидерства является теория лидерства К. Левина (1938 г.). Данная теория выделяет следующие стили управления: авторитарный стиль; демократический; либеральный.

Также пристальное внимание к исследованию стилей руководства было проявлено в трудах Р. Лайкерта. Он в 1961 году предложил так называемый континуум стилей руководства. Крайние позиции в нем: руководство: а) сосредоточенное на работе; б) сосредоточенное на человеке. И между этими двумя крайностями находятся все остальные стили управления. По мнению Р. Лайкерта, последний подход является самым эффективным.

Таким образом на принятие решений влияет множество факторов: начиная от личностных характеристик руководителя и заканчивая его стилем управления.

В ходе данной работы были мною были изучены особенности влияния личностных качеств руководителя на процесс принятия управленческих решений. Я пришел к выводу о том, что каждый менеджер руководит в его собственной, уникальной, манере.

Так как управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов то каждый менеджер по-своему видит правильное, на его взгляд, решение. При поиске решения управленец просматривает все возможные варианты, анализирует ситуацию с разных сторон, учитывает последствия каждого варианта, как позитивные, так и негативные.

Мы выяснили, что на принятие каждого конкретного управленческого решения непосредственно влияют личностные качества человека. Тут играют роль темперамент, воля, эмоциональность, опыт, внушаемость. Именно благодаря различию личностных характеристик мы можем наблюдать большое многообразие управленческих решений в схожих ситуациях. Так же немаловажная роль отводится параметрам мышления, которые, помимо всего вышеперечисленного, зависят от пола и возраста руководителей. Женщины, например, более эмоциональны и сдержанны в своих решениях. Мужчины менеджеры все-таки склонны к прагматизму.

Из множества личностных качеств, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, креативность, стрессоустойчивость, стремление к достижениям, ответственность, предприимчивость и надежность. Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать. И чем лучше все эти качества будут развиты у менеджера - тем эффективнее будет его решение.

Настоящий руководитель всегда является яркой личностью. Он реализует в жизнь все свои идеи, является независимым в своих суждениях и постоянно находится в творческом поиске. Он не довольствуется достигнутым положением дел в организации, которой управляет, а постоянно стремится улучшить предприятие. Реально мыслящий руководитель оставляет за собой решение лишь тех вопросов, которые соответствуют его квалификации, опыту и авторитету. При этом он мобилен, контролирует всю ситуацию и всегда готов к переменам.

 

 

Список используемой литературы.

 

А.Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса. Под ред. засл. Строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. – СПб: АНО «ИПЭВ», 2011. – 322 с.

Адизес, И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует [Электронный ресурс] / Ицхак Калдерон Адизес; Пер. с англ. - 7-е изд. - М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. - 264 с

Белов, Петр Менеджмент техногенного риска: моногр. / Петр Белов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 456 c.

Кристенсен, Клейтон Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост / Клейтон Кристенсен, Майкл Рейнор. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 292 c.

Макдональд, Дафф The Firm. История компании McKinsey и ее тайного влияния на американский бизнес / Дафф Макдональд. - М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2014. - 352 c.

Максвелл, Джон Курс на успех / Джон Максвелл. - М.: Попурри, 2010. - 288 c.

Мендель, А. В. Модели принятия решений [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / А. В. Мендель. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 463 с.

Менеджмент: основные термины и понятия: Словарь / Кисляков Г.В., Кислякова Н.А., - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 176 с.: 60x90 1/16. - (Библиотека малых словарей " ИНФРА-М")

Мясоедов, С. П. Основы кросскультурного менеджмента / С.П. Мясоедов. - М.: Издательский дом " Дело" РАНХиГС, 2012. - 256 c.

Питерс, Том Вау! -проекты. Как превратить любую работу в проект, который имеет значение / Том Питерс. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 240 c.

Разработка управленческих решений: Учебное пособие / Е.В. Строева, Е.В. Лаврова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 128 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).

Рынок нано. От нанотехнологий - к нанопродуктам (+ CD-ROM). - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011. - 320 c.

Сейнер Раймонд. Конкурентное преимущество и качество человеческих ресурсов в России, 2008.

Стеллман, Эндрю Вдохновляющие и предостерегающие рассказы ветеранов тимлидинга / Эндрю Стеллман, Дженнифер Грин. - М.: Символ-плюс, 2010. - 608 c.

Стивен, Р. Кови Мысли на каждый день по книге " Главное внимание главным вещам" / Стивен Р. Кови, А. Роджер Меррилл, Ребекка Р. Меррилл. - М.: Феникс, 2011. - 384 c.

Стивен, Р. Кови Мысли на каждый день по книге 7 Навыков высокоэффективных людей / Стивен Р. Кови. - М.: Феникс, 2011. - 400 c.

Томорадзе, Илья Основы менеджмента / Илья Томорадзе. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 136 c.

Управление персоналом организации. Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 368 c.

Урубков, А. Р. Методы и модели оптимизации управленческих решений: моногр. / А.Р. Урубков, И.В. Федотов. - М.: Дело АНХ, 2011. - 240 c.

Фартвенглер, Дейл Аттестация персонала. 10-минутный тренинг для менеджера / Дейл Фартвенглер. - М.: Олимп-Бизнес, 2010. - 224 c.

Чиксентмихайи, Михай Поток. Психология оптимального переживания / Михай Чиксентмихайи. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. - 464 c.

 

 


[1] А.Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса. Под ред. засл. Строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. – СПб: АНО «ИПЭВ», 2011. – с. 45.

[2] Там же. С. 46.

[3] Сейнер Раймонд. Конкурентное преимущество и качество человеческих ресурсов в России, 2008.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал