Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ознаки та склад адміністративного проступку.






АО – это разновидность юридической ответственности, которая возникает в святи с применением уполномоченными органами принудительных мер к лицам, которые совершили админ.правонарушение предусмотренное нормами админ.права.

Особенности АО:

- Основанием является админ.проступок;

- Применяется как к индивидуальным, так и к коллективным субъектам;

- Урегулирована нормами админ.права, которые предусматривают исчерпывающий перечень админ.нарушений, взысканий и субъектов уполномоченных привлекать к ответственности;

- Особенный порядок привлечения к АО, который характеризуется оперативность, экономичностью, упрощенностью;

- Привлечение к АО осуществляется в админ.порядке (в большинстве случаев во внесудебном порядке).


  1. Підстави адміністративної відповідальності та їхня характерис­тика.

Теория административного права выделяет следующие виды оснований:

фактические (совершение лицом особого вида правонарушения – административного проступка (то есть наличие признаков правонарушения)

нормативные – это система правовых норм, которые регулируют применение админ.взысканий (наличие в действиях лица юридического состава правонарушения - субъекта, субъективной стороны, объекта, объективной стороны;

процессуальные - акт компетентного органа о привлечении к адин.ответственности (напр. Постановление о привлечении к админ.ответ-ти).

То есть, основанием административной ответственности необходимо понимать условия, при наличии которых возможно привлечение лица к административной ответственности.

Не всегда вышеуказанные основания совпадают между собой. Так, если несовершеннолетний в возрасте до 14 лет или невменяемый человек совершает административный проступок, который имеет все предусмотренные законодательством признаки (противоправность, виновность, административную наказуемость, общественную вредность) - фактические основания административной ответственности, и если есть основания для задержания указанных лиц для прекращения противоправного поведения (то есть, процессуальные), то привлечь этих правонарушителей к административной ответственности, не нарушая законности, не представляется возможным так как в первом случае административной ответственности подлежат лица, достигшие 16 лет (то есть отсутствует один из элементов юридического состава правонарушения - субъект - статья 12 КоАП), во втором - совершение правонарушения невменяемым лицом исключает административную ответственность (статья 20 КоАП). В данном случае, как можно увидеть являются фактические и процессуальные основания, но отсутствуют нормативные. В большинстве случаев это касается только соотношение нормативных и фактических оснований, среди которых определяющую роль имеют нормативные.

Следовательно, если отсутствует одно из оснований не возможно привлечь к админ.ответственности.


Ознаки та склад адміністративного проступку.

Админ.правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность (статья 9 КУоАП). Существуют 4 признака, которые составляют фактические основания административной ответственности: 1)Под противоправностью проступка необходимо понимать запрет действий, предусмотренной конкретной административной нормой. 2)Виновность означает, что административным проступком может быть только действие, совершенное лицом умышленно или по неосторожности, в пределах нарушенной нормы.3)Административная наказуемость проступка, как его признак заключается в том, что за его совершение лицо должно нести только административную ответственность (применение мер админ.взыскания) 4)Общественная опасность как признак означает, что административный проступок наносит или создает угрозу причинения определенного вреда объектам административно-правовой охраны.

Состав админ.проступка можно определить как совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Объектом являются общественные отношения, кот. охраняются нормами админ.права. Различают следующие объекты: общий; родовой; непосредственный. Родовой объект - это группы тождественных, однородных общественных отношений, которые в совокупности составляют общий субъект, охраняются комплексом административно-правовых норм и содержатся в Особенной части КоАП. Непосредственный объект - это конкретные общественные отношения, которым причиняется вредь определенным правонарушением. Некоторые из административных проступков могут причинять вред не одному, а нескольким объектам. В этом случае один из объектов определяется главным, остальные - дополнительными.

Объективная сторона административного проступка - это совокупность внешних признаков проступка, определяющие акт внешнего поведения правонарушителя. Включает в себя 1) деяние (действие/бездействие); 2) вредные последствия; 3) причинная связь между деянием и последствием.

Так, вредные последствия и причинная связь обязательны лишь в материальных складах. Для большинства административных проступков, предусмотренных КоАП, эти признаки не являются характерными. То есть большинство складов являются формальными, в которых проступком признается именно совершение противоправных действий.

Для некоторых проступков обязательным признаком является такой признак, как место совершения проступка (нарушение правил торговли на рынках (ст.159 КоАП), и др.

Субъектом является вменяемое лицо совершившее админ.проступок, достигшее 16 лет.Субъекты бывают:

1 ) индивидуальные - Общие - все граждане, которые проживают или находятся на территории Украины.- Специальный субъект характеризуется, кроме вышеуказанных признаков, еще каким-то дополнительными свойствами. К ним можно отнести должностных лиц, водителей, государственных служащих и др.-Особым субъектом является лицо, которое привлекается к административной ответственности в особом порядке (согласно дисциплинарными уставами): военнослужащие, работники милиции, гражданской авиации и др. 2) коллективные (юрид.лица; общественные организации, политические партии)

Субъективная сторона - это внутренняя сторона проступка, это психические процессы, которые происходят в сознании субъекта, характеризующие его волю, разоблачают мысли, намерения. Субъективная сторона включает с себя: - Вину: умысел (прямой/непрямой); неосторожность (противоправная легкомысленность / противоправная халатность)- Цель совершения проступка; - мотив.


  1. Законодавство України про адміністративні проступки.

Законодательство Украины об административных правонарушениях состоит из КоАП и др. ЗУ.Законы Украины об административных правонарушениях до включения их в установленном порядке в КоАП применяются непосредственно.

Задачей КоАП является охрана прав и свобод граждан, собственности, конституционного строя Украины, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций, установленного правопорядка, укрепление законности, предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения КУ и ЗУ, уважения к правам, чести и достоинству других граждан, правил общежития, добросовестного выполнения своих обязанностей, ответственности перед обществом.

КоАП имеют необычную структуру, он имеют материальную и процессуальную часть. Сотоит из 5 разделов. И был принят УССР в 1984 году.

Также есть ряд ЗУ, которые регулируют админ.ответственности: «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства»; «О противодействии коррупции»; «О дорожном движении»; «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства», «О защите от недобросовестной конкуренции» и т.д.

Подзаконные акты: Постановление КМУ «Об утверждении положения о порядке наложения и взыскания штрафа за нарушение законодательства о защите прав потребителя»; постановление НБУ «Об утверждении положения о порядке наложения админ.штрафов» и др.

Происходит процесс реформирования законодательства об админ.ответственности. КоАП будет заменен на Кодекс об админ.проступках (уже есть проект). Это происходит из-за того, что КоАП не регулирует ответственность коллективных субъектов, юридических лиц. Также существует ряд коллизий (напр.: некоторые правонарушения регулируются КоАП и Таможенным кодексом, т.е. эти два НПА регулиют админ.ответственность за одни и те же проступки. Однако преимущественную роль предоставлено ТК)

 


  1. Розмежування адміністративного проступку та злочину.

Преступление - это предусмотренное УК Украины общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления. Админ.правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность

Признаки по которым осуществляется разграничение АП и преступлений:

-Включение состава правонарушения или в КоАП или в УК. Основанием для включения в тот или иной кодекс является степень общественной опасности. Исключительно УК устанавливает какие общественно опасные деяния являются преступлениями. Деяние может рассматриваться как АП, если оно не включено в УК. Преступления имеют повышенную степень общественной опасности. Административным (и другим) правонарушением она присуща " меньше", " небольшой", " невысокой", " незначительной" мерой и не достигает того уровня, с которого начинается применение мер уголовной репрессии.

По нормативным и фактическим основаниям. Нормативными основаниями применения уголовной ответственности являются нормы Уголовного кодекса Украины, административной - нормы КоАП и других законодательных актов, устанавливающих административную ответственность. Фактическими основаниями являются: в административной ответственности факт совершения проступка (состав административного проступка)в уголовном - конкретный состав преступления, который должен большую общественную опасность.

По правовым последствиям: За совершение преступлений предусмотрены наказания. За совершение АП предусмотрены взыскания. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в целях воспитания правонарушителя и предупреждения правонарушений. Наказание - это прежде всего наказание за совершение преступления. Кара выступает как средство для достижения исправительных и превентивных целей наказания.

Органы, кот. применяют: Уголовные преступления рассматриваются только судами, и только суд определяет и назначает то или иное наказание за преступление. Админ.проступки рассматриваются в большинстве случав во внесудебном порядке.

По кругу субъектов. К уголовной ответственности могут быть привлечены граждане Украины или иностранные граждане, лица без гражданства, вменяемые лица, достигшие возраста уголовной ответственности - 16-ти (ч.1 ст.22 УК), а за отдельные преступления - от 14-ти до 16- лет (ч.2 ст.22 УК). К административной ответственности могут быть привлечены, кроме уже перечисленных, также юридические лица и несовершеннолетние, достигшие 16 лет, и к которым применяются меры воздействия предусмотрены статьей 24 1 КоАП).

  1. Накладання адміністративних стягнень при вчиненні кількох
    адміністративних проступків.

При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности.

Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из числа совершенных. К основному взысканию в этом случае может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.

1. Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений производится при наличии следующих общих условиях: а) совершение лицом двух или более административных правонарушений; б) каждое из правонарушений квалифицируется по отдельной статье Особенной части КоАП (или другого нормативного акта, предусматривающего административную ответственность), что имеет самостоятельную санкцию; в) с каждого правонарушения не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности; г) ни за одно из них на лице человека смотреть не накладывалось административное взыскание.

2. При наложении взысканий по совокупности административных правонарушений в первую очередь необходимо выяснить, является совершенное одним правонарушением или имеют место несколько самостоятельных административных правонарушений.К тому же важно установить, Образует ряд последовательных противоправных действий отдельные составы самостоятельных административных правонарушений или они составляют в совокупности единое длительное правонарушения, или в наличии повторность однородного правонарушения. Поэтому совокупность административных правонарушений необходимо отличать от повторности и от длительных правонарушений.

3. В случаях, когда одновременно рассматриваются дела о совершении нескольких проступков одной и той же лицом, решается вопрос о поглощении или присоединения административных взысканий. Классического поглощения или присоединения, как это предусматривает уголовный закон, административное законодательство не знает. В комментируемой статьи определено, что в случае совершения двух или более административных правонарушений взыскание налагается за каждый проступок отдельно. Такой порядок применения взысканий обусловлен тем, что дела об административных правонарушениях одной и той же лица решают чаще всего различные должностные лица в пределах своей подведомственности. Ситуация меняется, если дела о нескольких административных проступков рассматривает одно должностное лицо. В таких случаях налагается одно основное взыскание в пределах санкции, установленной за более серьезное правонарушение из совершенных.


  1. Чинність закону про відповідальність за адміністративні про­
    ступки.

Ст.8 КоАП

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Законы, которые смягчают или отменяют ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих законов. Законы, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании закона, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.


  1. Об'єктивна сторона адміністративного проступку.

Объективная сторона административного проступка - это совокупность внешних признаков проступка, определяющие акт внешнего поведения правонарушителя. Включает в себя 1) деяние (действие/бездействие); 2) вредные последствия; 3) причинная связь между деянием и последствием.

Административно-правовое действие - это противоправное, активная, сознательная и волевое поведение лица, наносит или может создать реальную возможность причинения вреда охраняемого нормами административного права. Большинство проступков совершается путем противоправных действий. Например, незаконная торговая деятельность (ст.160 2 КоАП) предусматривает совершение противоправных действий в виде совершения сделок купли-продажи товаров или иных предметов.

Часть проступков совершается в форме пассивной бездеятельности - когда лицо, для того чтобы не допустить противоправного поведения, должна поступить положительные действия, но она по каким-то причинам это не делает. Это, например, неявка гражданина на вызов в военный комиссариат без уважительных причин (ст.211 1КоАП). Необходимыми условиями бездействия является обязательность и возможность лица действовать в конкретной обстановке.

Так, вредные последствия и причинная связь обязательны лишь в материальных складах. Для большинства административных проступков, предусмотренных КоАП, эти признаки не являются характерными. То есть большинство складов являются формальными, в которых проступком признается именно совершение противоправных действий. Большинство же административных правонарушений характеризуется несоблюдением различных правил, когда в противоправном деянии присутствует состав правонарушения независимо от наступления вредных последствий. Это так называемые формальные составы правонарушений.

Место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка могут быть обязательными признаками, если они включены в конкретный состав проступка (например, отдельные деяния признают административными правонарушениями лишь в случае совершения их в общественном месте, часто в диспозициях указывают на способ совершение проступка - грубое, злостное нарушение, скрытая передача и т.п.). В других случаях они могут признавать обстоятельствами, смягчающие или отягчающие ответственность (например, совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах тяготит административную ответственность).


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал