Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность организационной функции






Под организацией понимают вид управленческой деятельности, который отображает процесс создания структуры управления организацией. Оно имеет два аспекта: низменность организации на подразделы согласно целей и стратегии, департаментализация; установление взаимоотношений полномочий высших и низших уровней управления и обеспечение возможности распределения и координации задач. Организации базируется на трех категориях: полномочие; ответственность; делегирование.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы предприятия (материальные, финансовые, труду и др.) и направлять усилие подчиненных работников во исполнение установленных задач. Полномочия делегируют должности, а не лицу. В свою очередь, ответственность это положенный на должностное лицо обязанность выполнять поставленные задачи и обеспечивать их положительное решение. Ответственность имеет двойное свойство. С одной стороны, должностное лицо, которое принимает полномочие, одновременно получает в полном объеме и ответственность.

С другой стороны, за руководителем, который делегирует полномочие, полностью хранится ответственность. Такой двойной характер ответственности обеспечивает качественное выполнение полномочий. Прежде всего отвечает менеджер, который делегирует полномочие.

Делегирование полномочий является основным процессом, с помощью которого руководство устанавливает формальные взаимоотношения работников в организации. Делегирование является передачей задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за них выполнение. Делегирования – способ добиться выполнения работы другими людьми. С другой стороны, делегирования — это акт, который превращает человека у руководителя.

Делегирование полномочий руководителем необходимое для уменьшения его нагрузки и передача выполнения мелких задач для развития подчиненных. Руководители по обыкновению делегируют задачу, которые нуждаются в узкой специализации, сбор информации и подготовку определенных документов, организационные меры и т.п.

Ни в одном случае не делегируются определения стратегий развития, долгосрочное планирование, оценивание эффективности, решение о стимулировании и наказании, особенно срочный и конфиденциальный вопросы.

Полномочия определяются политикой, процедурами, правилами и т.п. и являются более широкими на высших уровнях управления. Полномочия зависят также от традиций, морали, культуры, привычек, обрядов, особенностей построения организации и т.п. Не следует путать полномочие с властью. Полномочие – право, которое делегируется, а власть – это возможность влиять, реальная способность действовать и менять ситуацию.

В менеджменте различают линейные и функциональные полномочия. Линейные полномочия передаются непосредственно от высшего должностного лица к подчиненному и дальше к другим подчиненным. Они дают узаконенную власть. Руководитель в пределах линейных полномочий может решать проблемы без выяснения с высшими руководителями, выходя при этом из приказов, распоряжений, установок, законов, обычаев и т.п.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления предприятием. Процесс создания иерархии называется скалярным процессом. Примером может быть иерархия званий в военных, степеней и званий у научных работников, рангов (категорий) у государственных служащих и т.п.

Функциональные полномочия бывают:

· узаконенные, когда функциональный руководитель действует в пределах законодательных актов, уставных документов, приказов и т.п., выполняя их без согласования будь с кем;

· рекомендательные, то есть направленные на изготовление конкретных рекомендаций;

· обязательные выяснения, когда функциональный руководитель выясняет свои решения с линейными руководителями;

· параллельные, при которых решение функционального руководителя действуют независимо и одновременно с решениями линейных руководителей.

Делегирование линейных и функциональных полномочий требует эффективных мотиваций, влияния, руководства, коммуникаций, контроля и т.п. В подчинении руководителя могут находиться четыре типа аппарата:

· обслуживающий, который выполняет определенные конкретные функции (плановый отдел, отдел кадров, отдел работы и заработной платы, бухгалтерия, отдел сбыта, отдел снабжения и т.п.);

· консультативный, который формируется из консультантов руководителя, которые специально приглашены на постоянную или временную работу;

· личный, то есть работники, которые непосредственно сотрудничают с руководителем (секретарь, референт, помощник и др.);

· информационный, который предоставляет руководителю все необходимые коммуникационные услуги.

Причины нежелания руководителей делегировать полномочие и причины отказа подчиненных от ответственности приведено в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Причины нежелания руководителей делегировать полномочие и отказы подчиненных от ответственности

Причины нежелания руководителей делегировать полномочие Причины отказа подчиненных от ответственности делегирования
1) Преувеличение собственного достоинства, когда срабатывает принцип «Я это сделаю лучше». 2) Неуверенность относительно своей способности руководить. 3) Отсутствие доверия к подчиненным. 4) Страх к рискованным решениям. 5) Отсутствие контроля для предупреждения о возможной опасности. 1) Отсутствие инициативы, боязнь самостоятельно решать проблему. 2) Боязнь критики. 3) Отсутствие необходимой информации и ресурсов. 4) Перегруженность работой. 5) Неуверенность в себе. 6) Отсутствие дополнительных стимулов.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал