Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сущность и виды контроля на предприятии
Контролирования – это вид управленческой деятельности относительно оценивания уровня выполнения задач и достижение целей, выявление отклонений, сбоев, недостатков и причин их возникновение с целью устранения накопления и повторение ошибок, минимизации потерь, преодоление сложных организационных проблем и т.п. Основными задачами контроля являются обеспечения достижения целей и миссии организации, выявление отклонений и недостатков, избежание накопления и повторение ошибок, минимизация потерь, преодоление сложных организационных проблем и т.п. Целью контроля, согласно позиции западных специалистов, есть содействия тома, чтобы фактические результаты более всего отвечали ожидаемым. По содержанию выделяют: финансовый, производственный, операционный, маркетинговый, логистический, инвестиционный и др. виды контроля. По этапам осуществление производственно-хозяйственной деятельности различают: предыдущий, текущий и завершающий контроль. Предыдущий контроль (осуществляется на входе в систему организации) реализуется через правила, процедуры, поведение и т.п. Его основные рычаги заложены в процессе реализации таких функций менеджмента, как планирование, организация, мотивирование и регулирование. Используется относительно ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, информационных, энергетических и т.п. Текущий контроль реализуется в самой системе-организации в процессе производственно-хозяйственной деятельности и отличается тем, что имеет характер управленческой необходимости; имеет цель и охватывает конкретные рабочие места; использует внешние ресурсы, которые превращает в ресурсы для внутреннего потребления организации; нацеленный на все виды деятельности организации. При завершающем контроле (осуществляется на выходе из системы организации) обратная связь используется после выполнения работы. Он необходимый для учета организацией возможных будущих ситуаций, а также для обеспечения мотивирования. По уровню централизации управления выделяют централизованный и децентрализованный контроль. Характеристики каждого вида контроля по видам ресурсы представлены в табл. 6.1. Таблица 6.1 Характеристика контроля в организации
Централизованный контроль имеет такие характеристики: наличие специализированных контрольных служб; использование суровых правил, инструкций, жестких нормативов; влияние «сверху книзу»; закрытость информации о контроле и т.п. Децентрализованный контроль характеризуется таким: базирование на социальных нормах, ценностях, традициях и корпоративной культуре; акцентирование внимания на самоконтроле, который осуществляется на началах социального взаимодействия; прозрачность информации о целых. По уровню охвата контролем объектов выделяют сплошной, выборочный и разовый контроль. Сплошной контроль предусматривает последовательную проверку всей совокупности подконтрольных объектов. Выборочный контроль осуществляется лишь относительно отдельных объектов из всей совокупности. Разовый контроль проводится под влиянием факторов, которые йлучайно или неожиданно возникают в процессе производственной деятельности.
|