Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура населения и социальная политика властей.






 

Согласно переписи 1979 г., общая численность населения СССР достигла 262, 4 млн человек. Причем его прирост произошел главным образом за счет жителей Казахстана и Средней Азии — там он был выше общесоюзного в 2— 3 раза. В 60-е гг. численность горожан впервые превы­сила половину всего населения страны и к 1979 г. рав­нялась 62%.

За время, прошедшее с конца 30-х гг., заметно изме­нилась и социальная структура советского общества, что видно из следующей таблицы (в процентах с учетом не­работающих членов семей):

Группа населения | 1939 г., % | 1979 г., %

Рабочие 33, 7 60, 0

Колхозное крестьянство 44, 9 14, 9

Кооперированные кустари 2, 3

Крестьяне-единоличники и некооперирован­ные кустари 2, 6

Интеллигенция и служащие 14 19, 1

Партийно-государственная номенклатура и примыкающие к ней слои управленцев 2, 5

Привлекая сведения из курса обществознания, ответьте на вопрос: как изменилась социальная структура советского общества и его социальная стратификация по сравнению с концом 30-х гг.?

Социальная структура советского общества развива­лась, казалось, в рамках общемировых тенденций. Одна­ко резким отклонением от них был гипертрофированный рост удельного веса наемных работников, особенно рабо­чих. Он не только отражал стремление системы «госу­дарственного социализма» превратить всех граждан в за­висимых от государства работников по найму, лишенных средств производства, но и свидетельствовал об экстен­сивном развитии экономики, при котором производствен­ные отрасли поглощали основные трудовые ресурсы.

По сравнению с нищетой 30-х гг. и первого послево­енного десятилетия материальное положение населения улучшилось. Все меньше людей жило в коммуналках и бараках. Обыденными стали телевизоры, радиоприемни­ки, холодильники, телефоны и прочие коммунальные блага. Люди лучше одевались и питались. В квартирах многих из них появились домашние библиотеки.

И все же в социальной сфере постепенно накаплива­лись кризисные явления. Почти приостановился и без того медленный подъем жизненного уровня трудящихся. Поскольку он достигался главным образом путем повы­шения их зарплаты, обозначилась диспропорция между денежной массой, находящейся в руках населения, и предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих условиях со второй половины 70-х гг. углубляет­ся товарный голод — дефицит сначала на престижные и высококачественные изделия, затем и на обыденные. Во многих регионах СССР, занимавшего в целом лишь 77-е место в мире по уровню потребления на душу насе­ления, фактически устанавливается карточная система распределения продуктов.

Листок из социологических исследований. «Движущим нервом деятельности коммунистической Системы, ее кроветворным нача­лом было Распределение. И это понятно. Общество, которое посто­янно работает на пределе своих возможностей, не может не нахо­диться в состоянии хронического дефицита. А дефицит на­до распределять! Распределяли все — фонды, ресурсы, квартиры, премии, гвозди, подарки на елку, почетные грамоты, пайки в лагерях.

Если представить себе иерархию прав на распределение в со­ветской Системе, то ее можно изобразить как нисходящую пира­миду... На самом верху находилась номенклатура (1, 5—2% насе­ления), доходы которой вместе с различными льготами в 20—25 раз превышали заработки низших слоев. Далее шли группы, близ­ко примыкающие к номенклатуре... Во-первых, это управленцы, формально не входившие в номенклатуру (крупные чиновники, хозяйственники, функционеры). Во-вторых, работники торговли, снабжения... В целом примерно 6—7% населения можно было причислить к тем, чьи доходы были близки к номенклатурному г уровню. А дальше шли «остальные». Примерно треть из них зарабатывала (в середине 80-х гг.) от 50 до 100 рублей в месяц на человека, еще одна треть — от 100 до 150 рублей и, наконец, последняя треть — от 150 до 250 рублей. Если сопоставить эти до­ходы с тогдашними ценами (цветной телевизор — 700 рублей; холодильпик — 350 рублей; женские сапоги — 150 рублей и т. д.),; то ясно, что эти доходы были достаточны лишь для удовлетворения весьма скромных потребностей в питании и одежде».

? Представьте схематически структуру советского общества с точки зрения распределения благ. Соотнесите результаты с официальным принципом распределения при социализме: «от каждого по способностям, каждому по труду».

Практически не росли объемы вводимого в строй жилья. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небыва­лой ранее миграции в города крестьян (им было разре­шено получать паспорта и выбирать место жительства), а также ввоза предприятиями для использования на ма­локвалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так называемых «лимитчиков» — лю­дей со стороны, получавших временную прописку и лю­бым путем старавшихся закрепиться в городе.

На здравоохранение тратилось не более 4% нацио­нального дохода (в развитых странах — около 12%). С 1970 по 1985 г. на два года уменьшилась средняя про­должительность жизни, и по этому важнейшему показа­телю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской смертности — на 50-е.

 

Объясните значение понятий и терминов: ротация, обяза­тельные плановые показатели, наукоемкое производство, агро­промышленная интеграция, территориально-производственные комплексы, бригадный подряд, «нефтедоллары».

1. Отобразите графически прирост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции в годы 8—11-й пяти­леток. Используя построенные диаграммы, определите, когда наша экономика достигла максимальных успехов, и объясните их причины. Почему снижаются темпы эко­номического развития?

2. Поработайте в группах. Опре­делите положительные и отрицательные стороны дирек­тивной (первая и вторая группы) и рыночной (третья и четвертая группы) экономики. После выступления пред­ставителей групп выскажите мнение, сторонником како­го типа экономики являетесь вы. При анализе используй­те сведения, полученные из курса экономики.

3. Со­ставьте план-перечисление «Экономические проблемы 1965—1985 гг.».

4. Проведите интервью с современни­ками тех лет. Что изменилось в их жизни к лучшему в эти годы? С какими повседневными проблемами им при­ходилось сталкиваться?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал