Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура населения и социальная политика властей.
Согласно переписи 1979 г., общая численность населения СССР достигла 262, 4 млн человек. Причем его прирост произошел главным образом за счет жителей Казахстана и Средней Азии — там он был выше общесоюзного в 2— 3 раза. В 60-е гг. численность горожан впервые превысила половину всего населения страны и к 1979 г. равнялась 62%. За время, прошедшее с конца 30-х гг., заметно изменилась и социальная структура советского общества, что видно из следующей таблицы (в процентах с учетом неработающих членов семей): Группа населения | 1939 г., % | 1979 г., % Рабочие 33, 7 60, 0 Колхозное крестьянство 44, 9 14, 9 Кооперированные кустари 2, 3 Крестьяне-единоличники и некооперированные кустари 2, 6 Интеллигенция и служащие 14 19, 1 Партийно-государственная номенклатура и примыкающие к ней слои управленцев 2, 5 Привлекая сведения из курса обществознания, ответьте на вопрос: как изменилась социальная структура советского общества и его социальная стратификация по сравнению с концом 30-х гг.? Социальная структура советского общества развивалась, казалось, в рамках общемировых тенденций. Однако резким отклонением от них был гипертрофированный рост удельного веса наемных работников, особенно рабочих. Он не только отражал стремление системы «государственного социализма» превратить всех граждан в зависимых от государства работников по найму, лишенных средств производства, но и свидетельствовал об экстенсивном развитии экономики, при котором производственные отрасли поглощали основные трудовые ресурсы. По сравнению с нищетой 30-х гг. и первого послевоенного десятилетия материальное положение населения улучшилось. Все меньше людей жило в коммуналках и бараках. Обыденными стали телевизоры, радиоприемники, холодильники, телефоны и прочие коммунальные блага. Люди лучше одевались и питались. В квартирах многих из них появились домашние библиотеки. И все же в социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Почти приостановился и без того медленный подъем жизненного уровня трудящихся. Поскольку он достигался главным образом путем повышения их зарплаты, обозначилась диспропорция между денежной массой, находящейся в руках населения, и предложением товаров и услуг, низким их качеством. В этих условиях со второй половины 70-х гг. углубляется товарный голод — дефицит сначала на престижные и высококачественные изделия, затем и на обыденные. Во многих регионах СССР, занимавшего в целом лишь 77-е место в мире по уровню потребления на душу населения, фактически устанавливается карточная система распределения продуктов. Листок из социологических исследований. «Движущим нервом деятельности коммунистической Системы, ее кроветворным началом было Распределение. И это понятно. Общество, которое постоянно работает на пределе своих возможностей, не может не находиться в состоянии хронического дефицита. А дефицит надо распределять! Распределяли все — фонды, ресурсы, квартиры, премии, гвозди, подарки на елку, почетные грамоты, пайки в лагерях. Если представить себе иерархию прав на распределение в советской Системе, то ее можно изобразить как нисходящую пирамиду... На самом верху находилась номенклатура (1, 5—2% населения), доходы которой вместе с различными льготами в 20—25 раз превышали заработки низших слоев. Далее шли группы, близко примыкающие к номенклатуре... Во-первых, это управленцы, формально не входившие в номенклатуру (крупные чиновники, хозяйственники, функционеры). Во-вторых, работники торговли, снабжения... В целом примерно 6—7% населения можно было причислить к тем, чьи доходы были близки к номенклатурному г уровню. А дальше шли «остальные». Примерно треть из них зарабатывала (в середине 80-х гг.) от 50 до 100 рублей в месяц на человека, еще одна треть — от 100 до 150 рублей и, наконец, последняя треть — от 150 до 250 рублей. Если сопоставить эти доходы с тогдашними ценами (цветной телевизор — 700 рублей; холодильпик — 350 рублей; женские сапоги — 150 рублей и т. д.),; то ясно, что эти доходы были достаточны лишь для удовлетворения весьма скромных потребностей в питании и одежде». ? Представьте схематически структуру советского общества с точки зрения распределения благ. Соотнесите результаты с официальным принципом распределения при социализме: «от каждого по способностям, каждому по труду». Практически не росли объемы вводимого в строй жилья. «Квартирный вопрос» усугублялся из-за небывалой ранее миграции в города крестьян (им было разрешено получать паспорта и выбирать место жительства), а также ввоза предприятиями для использования на малоквалифицированных и непопулярных среди коренных горожан работах так называемых «лимитчиков» — людей со стороны, получавших временную прописку и любым путем старавшихся закрепиться в городе. На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода (в развитых странах — около 12%). С 1970 по 1985 г. на два года уменьшилась средняя продолжительность жизни, и по этому важнейшему показателю СССР откатился на 35-е место в мире, по уровню детской смертности — на 50-е.
Объясните значение понятий и терминов: ротация, обязательные плановые показатели, наукоемкое производство, агропромышленная интеграция, территориально-производственные комплексы, бригадный подряд, «нефтедоллары». 1. Отобразите графически прирост объема промышленной и сельскохозяйственной продукции в годы 8—11-й пятилеток. Используя построенные диаграммы, определите, когда наша экономика достигла максимальных успехов, и объясните их причины. Почему снижаются темпы экономического развития? 2. Поработайте в группах. Определите положительные и отрицательные стороны директивной (первая и вторая группы) и рыночной (третья и четвертая группы) экономики. После выступления представителей групп выскажите мнение, сторонником какого типа экономики являетесь вы. При анализе используйте сведения, полученные из курса экономики. 3. Составьте план-перечисление «Экономические проблемы 1965—1985 гг.». 4. Проведите интервью с современниками тех лет. Что изменилось в их жизни к лучшему в эти годы? С какими повседневными проблемами им приходилось сталкиваться?
|