Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внешняя политика СССР.






Проблема. Насколько успешной была внешняя политика СССР в брежневскую эпоху и в эпоху перестройки? Вспомните значение понятий: «доктрина Брежнева», раз­рядка международной напряженности, новое политическое мышление.

Ответьте на вопросы. 1. Какое событие происходило в 1975 г. в Хельсинки?

2. Чем известен в истории нашей страны А. Д. Сахаров?

3. В какой период истории нашей страны и кем было провозглашено новое политическое мыш­ление как основа международных отношений?

Брежневская дипломатия. На фоне провальной внут­ренней политики внешнеполитическая деятельность брежневской администрации воспринимается как доволь­но динамичная и результативная (во всяком случае, до конца 70-х гг.).

Активно развивались отношения в рамках социалис­тического содружества. В 1971 г. по линии СЭВ была принята комплексная программа социально-экономиче­ской интеграции. По-прежнему она базировалась на про­мышленном потенциале и ресурсах СССР. Постепенно нормализуются отношения с Китаем, крайне обострив­шиеся в конце 60-х гг. — вплоть до вооруженных кон­фликтов на амурском острове Даманский. Коммунисти­ческое руководство Северного Вьетнама с помощью СССР вынудило покинуть полуостров американские экспедици­онные войска, сражавшиеся на стороне южновьетнамско­го режима, и объединило в 1976 г. две части страны.

И все же, как и раньше, до полной стабильности в содружестве было далеко. В ответ на попытку демокра­тического «обновления социализма» в Чехословакии в 1968 г. члены ОВД во главе с СССР осуществили воен­ное вторжение в эту страну. По горячим следам чехосло­вацких событий советский лидер откровенно сформули­ровал тезис о неполном (в отношениях с СССР) суверенитете социалистических государств. В кругах ми­ровой общественности он получил название «доктрина Брежнева».

Листок из архива. «Советский Союз, — заявил Л. И. Бреж­нев в 1969 г., — сделал немало для реального укрепления суве­ренитета, самостоятельности социалистических стран... Но из­вестно, что существуют и общие закономерности социалистичес­кого строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма, как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть раз­витие какой-либо социалистической страны в направлении рес­таврации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалисти­ческого содружества в целом, это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, забо­той всех социалистических стран. Понятное дело, такая акция, как военная помощь братской стране для пресечения угрозы со­циалистическому строю, — это мера чрезвычайная, вынужден­ная».

? Определите сущность «доктрины Брежнева». Какие события повлияли на ее формирование?

В 1979 г. вспыхнула война между Китаем и Вьетна­мом из-за спорных территорий, вскоре благополучно за­кончившаяся благодаря вмешательству СССР на стороне Ханоя. Через год начался перманентный политический кризис в Польше.

Что касается мировых систем социализма и капита­лизма, то они на рубеже 60—70-х гг. вступили в новую полосу взаимоотношений, получившую название «разряд­ка международной напряженности». Она была вызвана к жизни рядом глобальных по своему значению факторов:

— Советский Союз к тому времени добился ценой гигантских затрат сил и материальных ресурсов военно-стратегического па­ритета с США, что несколько ослабило позиции воинственных сил в правящих кругах западных государств. Все более широко осознавался тот факт, что в ядерной войне не может быть побе­дителей;

— становилась невозможной и широкомасштабная «обычная война». Практически неизбежное в этом случае разрушение атомных реакторов, а их в мире насчитывалось свыше 20 тыс., при­вело бы к результатам, сопоставимым с ядерной войной;

— углублялась взаимная заинтересованность как капиталистических, так и социалистических стран в развитии экономиче­ских связей. Запад переживал тогда острый энергетический кризис и надеялся смягчить его за счет крупных поставок нефти и газа из СССР. Советское же правительство стремилось расширить доступ к передовым западным технологиям и обеспечить мощную к валютную подпитку собственных экономических программ.

Разрядка в Европе началась с государственного визи­та в СССР летом 1966 г. одного из западных лидеров — президента Франции Ш. де Голля. Традиционные связи двух стран укрепило соглашение о принципах сотрудни­чества между СССР и Францией, подписанное в 1971 г.

В 1970 г. был заключен договор Советского Союза с Федеративной Республикой Германии, где к власти пос­ле долгого правления блока консервативных партий пришло социал-демократическое правительство канцле­ра В. Брандта. ФРГ официально отказалась от требова­ний к Москве вернуть ей Восточную Пруссию, ставшую с 1945 г. Калининградской областью РСФСР. В обмен канцлер добился от Л. И. Брежнева согласия не препят­ствовать мирному объединению двух государств на не­мецкой земле, если для этого возникнут в будущем соот­ветствующие условия.

Через два года правительство В. Брандта признало ГДР, до того неизменно рассматриваемую ФРГ не иначе как «советскую зону оккупации». Оба германских госу­дарства были приняты в ООН. Еще раньше, в 1970 г., ФРГ признала западные границы Польши, сняв тем самым территориальные претензии к этой стране. В 1973 г. последовало подписание договора между Запад­ной Германией и Чехословакией. Его стержнем было объявление мюнхенского сговора 1938 г. недействитель­ным с самого начала.

Путем установления в 1971 г. четырехстороннего со­глашения СССР, США, Англии и Франции отчасти раз­решился спорный западноберлинский вопрос. Великие державы заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ и последняя должна свернуть там политическую деятельность.

Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновле­ние советско-американских встреч на высшем уровне. В ходе их были достигнуты первые соглашения об огра­ничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подзем­ных испытаниях ядерных зарядов. Был также заключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Согласно ему, каждая из сторон могла иметь право на оборудова­ние одной зоны ПРО в жизненно важных районах.

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по без­опасности и сотрудничеству в Европе лидеров тридцати трех европейских стран, США и Канады. Подписан­ные там документы утверждали основные принципы во взаимоотношениях государств-участников: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав че­ловека, равноправие народов, взаимовыгодное сотруд­ничество, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. (Позднее участники совещания учредили на постоянной основе Организацию по безопас­ности и сотрудничеству в Европе — ОБСЕ.)

Москва расценила Хельсинкское соглашение не толь­ко как торжество сил мира и разума, но и как свою крупную победу. Хельсинки-75 считались логическим за­вершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, включая США, признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу, раскол континента на два блока. Казалось, доктрина «отбрасывания коммуниз­ма» потерпела поражение. Но последующие события по­казали, что это было самообманом брежневской админи­страции. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила форму, стала более утонченной.

В целом полоса разрядки принесла неоднозначные плоды. Значительно окрепли и расширились политиче­ские, экономические и культурные связи между страна­ми Запада и Востока. Достаточно сказать, что удельный вес развитых капиталистических государств во внешне­торговом обороте СССР вырос с 15% в 1960 г. до 33, 6% в 1980 г. Однако в те годы так и не удалось переломить тенденцию к гонке вооружений.

Американские стратеги, публично рассуждая о необ­ходимости сдерживания советских геополитических и идеологических амбиций, на деле преследовали цель эко­номического истощения СССР и подрыва его влияния в мире. Советское правительство, в свою очередь, оказа­лось неспособным переступить через сложившиеся сте­реотипы (обеспечение международной безопасности и равновесия сил посредством наращивания боевой мощи Организации варшавского договора) и объективно игра­ло на руку натовским «ястребам».

70-е годы были временем самых интенсивных советских усилий в создании и накоплении всех видов вооружений. СССР фактически превзошел США по численности армии, количеству (но далеко не всегда но качеству) танков, самолетов, подводных лодок, стратегических и тактических ракет. Подобные действия подрывали доверие к Москве у умеренного крыла западных политиков, постоянно подпитывали пропагандистский тезис о советской угрозе» и катастрофическим образом отражались на экономике страны. США превосходили СССР по валовому национальному продукту в три-четыре раза, а затраты на вооружение были равноценны.

Противоречивые результаты давала и политика бреж­невского руководства в странах «третьего мира». В сере­дине 70-х гг. рухнула последняя колониальная империя: бывшие португальские колонии — Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау обрели независимость. Естественным было желание Москвы наладить взаимовыгодное сотрудни­чество с этими и другими развивающимися странами. Но военно-блоковая логика, стремление увеличить число союзников, продемонстрировать правоту тезиса об исто­рической неизбежности «триумфального шествия социа­лизма» по планете привели к неразборчивости в выборе политических партнеров, к установлению союзнических отношений с режимами диктаторского типа (Ирак, Си­рия, Ливия, Эфиопия).

Следует отметить, что такую же блоковую политику проводили и США, поддерживая реакционные режимы, отличавшиеся антикоммунистическими и антисоветски­ми ориентирами. Эти действия порождали бесчисленные конфликты, дестабилизировали разрядку, возрождали атмосферу жесткого противостояния.

К началу 80-х гг. СССР, оказывавший странам «тре­тьего мира» колоссальную (исчисляемую многими десят­ками миллиардов долларов) экономическую и военную помощь, существенно расширил там сферу своего влия­ния. В Афганистане, Анголе, Лаосе, Сомали, Эфиопии и в ряде других государств утверждаются просоветские правительства.

В целях удержания своих позиций в Афганистане Москва в 1979 г. приняла решение о введении туда «ограниченного контингента советских войск» (около 200 тыс. человек). СССР оказался втянутым в кровопро­литную войну, развернувшуюся в маленькой азиатской стране с патриархально-родовым укладом жизни.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал