Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Листок из архива. Материалы XX съезда КПСС.
«XX съезд партии считает совершенно правильной линию ЦК и советского правительства, направленную на то, чтобы на основе ленинского принципа мирного сосуществования вести курс на улучшение отношений, укрепление доверия и развития сотрудничества со всеми странами. Большую роль в этом отношении могут сыграть известные пять принципов международных отношений, признанные многими государствами и широкими слоями ' общественности, — взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, развитие межгосударственных отношений на основе равенства и взаимной выгоды, мирное сосуществование и экономическое сотрудничество. Эти принципы представляют наилучшую в настоящих условиях формулу взаимоотношений государств с различным социальным строем. ? Насколько руководство СССР было последовательно в проведении в жизнь принципа «мирного сосуществования»? В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча в верхах представителей СССР, США, Великобритании и Франции. В том же году Москва признала ФРГ и совместно с Вашингтоном, Лондоном и Парижем подписала договор о восстановлении демократической и нейтральной Австрии, согласившись вывести оттуда свои войска. В 1956 г. были возобновлены советско-японские дипломатические отношения. И Токио сразу же официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды. Эти территориальные претензии до сих пор омрачают отношения между двумя государствами. Большой резонанс в мире вызвал государственный визит Н. С. Хрущева в США осенью 1959 г. В следующем году советский лидер выступил на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. Ассамблея одобрила только общую и ни к чему не обязывающую идею разоружения, а не оторванный от жизненных реалий план, предложенный Н. С. Хрущевым (он предусматривал полную ликвидацию национальных армий и военных флотов с оставлением у государства лишь полицейских сил). Торопясь как можно скорее наполнить принцип мирного сосуществования с капиталистическими странами реальным содержанием, СССР в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных Вооруженных сил (с 5, 8 млн человек в 1955 г. до 2, 5 млн в1960 г.)- Одновременно Москва объявила мораторий на ядерные испытания. Однако ответного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Там не собирались отказываться от антисоветских и антикоммунистических установок, сформулированных в первые послевоенные годы, продолжали наращивать и совершенствовать собственные вооружения. Да и сами инициативы правительства СССР во многом обесценивались действиями по энергичному развертыванию новых военных программ (оснащение армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными головками, атомными подлодками и т. п.). Немалую озабоченность в западных столицах вызывала позиция СССР в германском вопросе. Берлин, разделенный на западную зону (находившуюся под оккупацией США, Англии и Франции) и восточную зону (переданную СССР Германской Демократической Республике), давно превратился в очаг конфликтов и провокаций против ГДР. В 1958 г. Н. С. Хрущев предложил объявить Западный Берлин демилитаризованным вольным городом. После отказа США, Англии, Франции власти ГДР по согласованию с СССР в августе 1961 г. в одну ночь возвели бетонную стену, полностью изолировавшую его западные секторы. Другой узел противоречий между СССР и Западом существовал по проблеме отношений с государствами «третьего мира», число которых росло по мере распада колониальной системы. Москва стремилась распространить свое влияние на эти страны, одновременно оказывая им энергичное содействие в борьбе с империалистическими поползновениями великих держав. Здесь наиболее показательны драматические события, развернувшиеся в 1956 г. вокруг Египта. Пришедшее незадолго до этого к власти в Каире национально-демократическое правительство Г. Насера национализировало контролируемый Англией Суэцкий канал, вынудило англичан покинуть военные базы в Александрии. В поисках противовеса Западу Насер пошел на сближение с Москвой, заключив, в частности, договор о поставках советского оружия, что было совершенно необычным для того времени. Осенью 1956 г. Англия, Франция и Израиль договорились о совместных военных действиях и начали агрессию против Египта. Советское правительство потребовало немедленно ее прекратить и заявило, что не будет препятствовать своим добровольцам выехать в Египет для участия в боях. Ультиматум возымел действие, и иностранные войска покинули эту арабскую страну. Закрепляя успех, СССР начал активно развивать торговые и военные связи с государствами Ближнего и Среднего Востока. Пиком противостояния между мировыми системами капитализма и социализма явился Карибский кризис осени 1962 г. Его предыстория такова: США развернули новые базы в Турции с ядерными ракетами, нацеленными на советские города, а весной 1961 г. предприняли попытку, высадив десант на Кубе, свергнуть правительство Ф. Кастро. Летом 1962 г. СССР приступил к созданию своей атомно-ракетной базы на острове Свободы. Президент США Дж. Кеннеди в ответ начал в октябре морскую блокаду Кубы и пригрозил уничтожить советские ракеты, если они не будут немедленно эвакуированы с острова. Вооруженные силы сторон (включая НАТО и ОВД) были приведены в полную боевую готовность. На несколько дней мир, оказавшийся на грани ядерной катастрофы, затаил дыхание. После интенсивных переговоров кризис удалось преодолеть. Н. С. Хрущев дал команду вывезти ракеты с Кубы, Дж. Кеннеди обязался сделать то же самое с ракетами в Турции и оставить революционный режим Ф. Кастро в покое. Карибский кризис стал для ядерных держав серьезнейшим экзаменом на выдержку. Правительства США и СССР получили опыт взаимодействия в ситуации жесткого столкновения интересов, опыт поиска компромиссов. После этого наметился медленный процесс улучшения отношений между капиталистическими и социалистическими странами. Его важным признаком явилось подписание в Москве в августе 1963 г. ядерными державами (кроме Китая) договора о запрещении испытаний атомного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Итоги «номенклатурной либерализации». Подходило к концу отпущенное историей время на бурные послесталинские преобразования в СССР, непоследовательные и противоречивые, но все же сумевшие вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи. В целом номенклатура могла быть довольна. Н. С. Хрущев выполнил ее «социальный заказ»: обеспечил возвращение центра власти в партийно-государственный аппарат, укрепил его значимость, избавил руководящие кадры от страха репрессий. Однако до столь желанной номенклатурщиками «стабильности» было далеко. Сами они не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущева, сопровождавшиеся кадровой чехардой. В военных кругах не могли забыть о масштабных и социально не обеспеченных сокращениях Вооруженных сил (они не только ликвидировали многие высокооплачиваемые генеральские должности, но и выбросили на произвол судьбы сотни тысяч офицеров). Основания для недовольства имелись и у других слоев населения. Росло разочарование интеллигенции строго дозированной номенклатурой «оттепелью». Рабочие и крестьяне устали от шумной борьбы Хрущева за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни. Все это помогло партийно-государственной номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от беспокойного лидера. В октябре 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме и субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК (с 1966 г. — генеральным секретарем) стал Л. И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР — А. Н. Косыгин.
|