Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Листок из архива. Воспоминания художника Б. И. Жутовского о встречах Н. С. Хрущева с творческой интеллигенцией в де­кабре 1962 г. и марте 1963 г.






«Н. С. Хрущев: С писателями положение хорошее, но надо чистить... Я политик, а не художник. Посмотрите на автопорт­рет Б. Жутовского. Если вырезать в фанере дыру и приложить к этим портретам, я думаю, что 95 процентов сидящих здесь не ошибутся, какая часть тела будет в дыре на картине Жутовского... Э. Неизвестный смотрит свысока. Он медиум. Он создал, а мы думаем — что это? Хочется плюнуть... Постоим за старину, чтобы не поддаваться упадничеству. Что делать с Неизвестным и Жутовским? Если не понимают — уезжайте. Поддерживать это направление не будем...»

«А. Вознесенский: Как и мой учитель Маяковский, я не член партии...

Немедленно в разговор включился на глазах распалявшийся Хрущев.

Н. С. Хрущев: Не афишируйте. Предатель. Посредник наших врагов. Ты не член моей партии, господин Вознесенский! Ты не на партийной позиции. Для таких — самый жестокий мороз... Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты какой Пастернак! Полу­чайте паспорт и уезжайте к чертовой бабушке!»

? Определите ключевые слова источника и аргументируйте \ свое мнение.

Советская интеллигенция отводила душу в политиче­ских диспутах на кухнях собственных квартир и в сочи­нении огромного количества едких анекдотов. И все же в этой среде были люди, нашедшие силы открыто отста­ивать свои демократические убеждения. С идеологичес­кими отступниками власти не церемонились.

В 1957 г. аресту подверглись молодые ученые Р. Пи­менов и Б. Вайль за написание и распространение после­словия к закрытому докладу Н. С. Хрущева. Судебный процесс над ними стал первым политическим делом над рядовыми гражданами в хрущевскую «оттепель». В том же году была разгромлена группа аспиранта историчес­кого факультета Московского университета П. Красно- певцева, называвшая себя «Союзом патриотов России». Ее члены хотели выработать новую идеологию, отлич­ную от идеологии правящей партии, готовили правди­вую историю КПСС, распространяли листовки. В ноябре 1958 г. в МГУ органами госбезопасности был ликвидиро­ван еще один студенческий кружок. Его участникам предъявили официальное обвинение в создании антисо­ветской организации и попытке устроить подпольную ти­пографию. Арестованная по этому делу В. Е. Машкова направила правительству письмо. Как подчеркивала в нем девушка, ее и друзей преследуют за то, что партия, осудив культ личности Сталина и лишив молодежь бы­лого идеала, вместе с тем взяла курс «на пресечение вся­кой самостоятельной переоценки ценностей и всякого ду­ховного поиска».

На рубеже 50—60-х гг. появляются бесцензурные изда­ния (самиздат) сменявших друг друга машинописных журналов («Синтаксис», «Феникс-61» и др.)- По меткому замечанию А. А. Ахматовой, начался «догутенберговский период советской литературы». Невзирая на жесткое преследование властей, заро- ^ дившееся в хрущевское время движение диссидентов (инакомыс­лящих) продолжало развиваться и в последующие годы. I Впервые со времен нэпа заявило о себе и неофициальное искус­ство. Его приверженцы (художники О. Я. Рабин, В. Н. Немухин, А. Т. Зверев, Э. М. Билютин и др.) отвергали догмы «социалистического реализма» и в своих работах обращались к богатому творчес­кому наследию русского искусства предреволюционной поры и 20-х гг. И здесь, встречая полное неприятие партийных идеологов, они были вынуждены покинуть помпезные академические залы и ■ уйти в «подполье»: устраивать выставки своих картин на частных квартирах, в кафе, клубах и научных институтах. Среди интелли­генции творческое направление этих мастеров тут же получило на­звание «андеграунд».

? В возникновении движения диссидентов ряд историков усматривает первые признаки возрождения в стране гражданского общества. Из курса обществознания вспомните, что это такое. [ Можно ли говорить о существовании гражданского общества в до­революционной России?

Стремясь преодолеть кризис доверия к КПСС, партий­ные идеологи подготовили очередную «программу вели­ких свершений», обещавшую полное изобилие матери­альных и духовных благ не в отдаленной перспективе, а уже «нынешнему поколению советских людей».

XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод, что социа­лизм в СССР одержал «полную и окончательную победу» и страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма». Развивая эту идею, XXII съезд КПСС (1961 г.) принял третью программу партии, где детально расписывались задачи по построению к 1980 г. в основ­ных чертах коммунистического общества. Намечалось выйти на первое место в мире по производительности труда и выпуску продукции на душу населения, уровню жизни народа; преобразовать «социалистическую госу­дарственность в общественное коммунистическое само­управление»; воспитать «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чис­тоту и физическое совершенство».

Номенклатурное мифотворчество, наложившись на еще не размытую до конца в общественном сознании ве­ру в «светлые идеалы» и позитивные изменения в стра­не, вызвало последнюю в советской истории волну ис­креннего энтузиазма довольно широких слоев народа. Это, в частности, нашло отражение в многочисленных трудовых починах, молодежных стройках по комсомоль­ским путевкам, в массовом движении бригад коммунис­тического труда.

Объясните значение понятий и выражений: антипартий­ная группа, партократия, «управляемая десталинизация», ревизионистские взгляды, «формализм», «развернутое строительство коммунизма».

 

1. Поработайте в парах. Приведите факты, свидетель­ствующие об изменениях политического режима после смерти И. В. Сталина, и факты, показывающие пре­емственность политических традиций. Сформулируйте выводы.

2. Какие факторы способствовали приходу к валсти Н. С. Хрущева?

3. Дайте общую оценку поли­тического развития страны в середение 50-х — начале 60-х гг. В чем, по вашему мнению, заключается глав­ная заслуга Н. С. Хрущева как политического лиде­ра?

4. Составьте план по теме «Успехи нашей страны в науке и культуре в середине 50-х — начале 60-х гг.».

5. Подтвердите или опровергните высказывание: «В СССР сохранился государственный идеологический диктат».

6. С какими произведениями, перечисленны­ми в параграфе, вы знакомы? Поделитесь своими впе­чатлениями об одном из них.

7. Напишите эссе на те­му «Оттепель» и поколение «шестидесятников» в истории нашей страны».

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал