Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Листок из архива. Воспоминания художника Б. И. Жутовского о встречах Н. С. Хрущева с творческой интеллигенцией в декабре 1962 г. и марте 1963 г.
«Н. С. Хрущев: С писателями положение хорошее, но надо чистить... Я политик, а не художник. Посмотрите на автопортрет Б. Жутовского. Если вырезать в фанере дыру и приложить к этим портретам, я думаю, что 95 процентов сидящих здесь не ошибутся, какая часть тела будет в дыре на картине Жутовского... Э. Неизвестный смотрит свысока. Он медиум. Он создал, а мы думаем — что это? Хочется плюнуть... Постоим за старину, чтобы не поддаваться упадничеству. Что делать с Неизвестным и Жутовским? Если не понимают — уезжайте. Поддерживать это направление не будем...» «А. Вознесенский: Как и мой учитель Маяковский, я не член партии... Немедленно в разговор включился на глазах распалявшийся Хрущев. Н. С. Хрущев: Не афишируйте. Предатель. Посредник наших врагов. Ты не член моей партии, господин Вознесенский! Ты не на партийной позиции. Для таких — самый жестокий мороз... Обожди еще, мы тебя научим. Ишь ты какой Пастернак! Получайте паспорт и уезжайте к чертовой бабушке!» ? Определите ключевые слова источника и аргументируйте \ свое мнение. Советская интеллигенция отводила душу в политических диспутах на кухнях собственных квартир и в сочинении огромного количества едких анекдотов. И все же в этой среде были люди, нашедшие силы открыто отстаивать свои демократические убеждения. С идеологическими отступниками власти не церемонились. В 1957 г. аресту подверглись молодые ученые Р. Пименов и Б. Вайль за написание и распространение послесловия к закрытому докладу Н. С. Хрущева. Судебный процесс над ними стал первым политическим делом над рядовыми гражданами в хрущевскую «оттепель». В том же году была разгромлена группа аспиранта исторического факультета Московского университета П. Красно- певцева, называвшая себя «Союзом патриотов России». Ее члены хотели выработать новую идеологию, отличную от идеологии правящей партии, готовили правдивую историю КПСС, распространяли листовки. В ноябре 1958 г. в МГУ органами госбезопасности был ликвидирован еще один студенческий кружок. Его участникам предъявили официальное обвинение в создании антисоветской организации и попытке устроить подпольную типографию. Арестованная по этому делу В. Е. Машкова направила правительству письмо. Как подчеркивала в нем девушка, ее и друзей преследуют за то, что партия, осудив культ личности Сталина и лишив молодежь былого идеала, вместе с тем взяла курс «на пресечение всякой самостоятельной переоценки ценностей и всякого духовного поиска». На рубеже 50—60-х гг. появляются бесцензурные издания (самиздат) сменявших друг друга машинописных журналов («Синтаксис», «Феникс-61» и др.)- По меткому замечанию А. А. Ахматовой, начался «догутенберговский период советской литературы». Невзирая на жесткое преследование властей, заро- ^ дившееся в хрущевское время движение диссидентов (инакомыслящих) продолжало развиваться и в последующие годы. I Впервые со времен нэпа заявило о себе и неофициальное искусство. Его приверженцы (художники О. Я. Рабин, В. Н. Немухин, А. Т. Зверев, Э. М. Билютин и др.) отвергали догмы «социалистического реализма» и в своих работах обращались к богатому творческому наследию русского искусства предреволюционной поры и 20-х гг. И здесь, встречая полное неприятие партийных идеологов, они были вынуждены покинуть помпезные академические залы и ■ уйти в «подполье»: устраивать выставки своих картин на частных квартирах, в кафе, клубах и научных институтах. Среди интеллигенции творческое направление этих мастеров тут же получило название «андеграунд». ? В возникновении движения диссидентов ряд историков усматривает первые признаки возрождения в стране гражданского общества. Из курса обществознания вспомните, что это такое. [ Можно ли говорить о существовании гражданского общества в дореволюционной России? Стремясь преодолеть кризис доверия к КПСС, партийные идеологи подготовили очередную «программу великих свершений», обещавшую полное изобилие материальных и духовных благ не в отдаленной перспективе, а уже «нынешнему поколению советских людей». XXI съезд КПСС (1959 г.) сделал вывод, что социализм в СССР одержал «полную и окончательную победу» и страна вступила в период «развернутого строительства коммунизма». Развивая эту идею, XXII съезд КПСС (1961 г.) принял третью программу партии, где детально расписывались задачи по построению к 1980 г. в основных чертах коммунистического общества. Намечалось выйти на первое место в мире по производительности труда и выпуску продукции на душу населения, уровню жизни народа; преобразовать «социалистическую государственность в общественное коммунистическое самоуправление»; воспитать «нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Номенклатурное мифотворчество, наложившись на еще не размытую до конца в общественном сознании веру в «светлые идеалы» и позитивные изменения в стране, вызвало последнюю в советской истории волну искреннего энтузиазма довольно широких слоев народа. Это, в частности, нашло отражение в многочисленных трудовых починах, молодежных стройках по комсомольским путевкам, в массовом движении бригад коммунистического труда. Объясните значение понятий и выражений: антипартийная группа, партократия, «управляемая десталинизация», ревизионистские взгляды, «формализм», «развернутое строительство коммунизма». 1. Поработайте в парах. Приведите факты, свидетельствующие об изменениях политического режима после смерти И. В. Сталина, и факты, показывающие преемственность политических традиций. Сформулируйте выводы. 2. Какие факторы способствовали приходу к валсти Н. С. Хрущева? 3. Дайте общую оценку политического развития страны в середение 50-х — начале 60-х гг. В чем, по вашему мнению, заключается главная заслуга Н. С. Хрущева как политического лидера? 4. Составьте план по теме «Успехи нашей страны в науке и культуре в середине 50-х — начале 60-х гг.». 5. Подтвердите или опровергните высказывание: «В СССР сохранился государственный идеологический диктат». 6. С какими произведениями, перечисленными в параграфе, вы знакомы? Поделитесь своими впечатлениями об одном из них. 7. Напишите эссе на тему «Оттепель» и поколение «шестидесятников» в истории нашей страны».
|