Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происхождение речи человека






Хорошо известно, что ни один ребёнок не научится говорить, если он не будет слышать речь окружающих его людей. С другой стороны, ни одно животное, включая ближайших биологических родственников человека - человекообразных обезьян, не в состоянии овладеть полноценной человеческой речью, как бы ни старались им в этом помочь сами люди. Из этого сопоставления следует вопрос: чем обусловлена врождённая способность человека к овладению речью и на каком этапе эволюции она появилась?

Исследования эндокраниальных отпечатков, т.е. слепков внутренней стороны ископаемых черепов, где отпечатываются главные извилины и борозды мозга, показали его асимметрию у неандертальцев, живших 30-50 тысяч лет назад. У неандертальцев, как и у современных людей, языковая область височной доли была больше слева. Подобная асимметрия возникла ещё раньше, уже у представителей Homo erectus, обитавших на Земле 300-500 тысяч лет назад. Ещё одной предпосылкой для появления языка у представителей этого вида было эволюционное преобразование в положении гортани, которая располагалась у них довольно низко. В связи с этим расположенная над гортанью полость глотки оказалась достаточно просторной для того, чтобы движения языка могли изменять её размеры так, как того требует механизм артикуляции.

Изучающие происхождение языка лингвисты полагают, что предпосылки к его появлению возникли очень давно, возможно около 500 000 лет назад. Примерно тогда переход к прямохождению освободил предкам человека руки и предоставил возможность использовать их для коммуникационной системы жестов. Одновременно с этим совершенствовались голосовые коммуникации, ведущие своё происхождение от инстинктивных восклицаний, сопровождавших переживание эмоций радости, отчаяния, сексуального возбуждения. Продолжающиеся в процессе эволюции анатомические изменения строения челюстей и голосового аппарата дали возможность увеличить репертуар производимых звуков, а затем контролировать их для того, чтобы комбинировать различными способами. Развитие голосовых коммуникаций позволило освободить руки от необходимости жестикулировать, хотя и у современного человека, несомненно, существует корреляция между произнесением слов и деятельностью рук, что используется при выработке навыков письма.

Из перечисленных предпосылок около 100 000 тысяч лет назад в Африке появился первый или базовый язык, из которого в дальнейшем сформировались все известные человеческие языки. Американский психолингвист Ноэм Хомский (Chomsky N.) обосновал т.н. преформистскую теорию развития речи. Исходя из сходства структуры всех существующих языков, он стал рассматривать их как разные варианты общей базовой модели, возникшей только однажды в истории человечества. Независимо от того, какой язык является для человека родным, овладение им происходит на основе универсальной грамматики - генетически установленной системы правил, определяемых устройством речевых структур мозга. Любой ребёнок, появившийся на свет в любой языковой среде сравнивает услышанную от окружающих речь с этими универсальными правилами, овладевая, таким образом, родным языком на основе существующей у него врождённой способности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал