Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная модель нейронных процессов, обеспечивающих речь






Применение специально разработанных когнитивных тестов в комплексе с позитронно-эмиссионной томографией и ядерно-магнитным резонансом привело к созданию новой модели речевой деятельности, отражающей современные знания и развивающей представления, имевшиеся в модели Вернике-Гешвинда. Исследования мозга с помощью указанных методов позволили прийти к заключению, что как при моторной, так и при сенсорной афазии очаги поражения мозга, как правило, захватывают большую территорию, а не ограничиваются лишь зоной Брока или Вернике. С другой стороны, ограниченные повреждения только этих областей очень редко вызывают афазию Брока или Вернике. Возможно, что они в чистом виде вообще не существуют, поскольку практически всегда моторные и сенсорные проявления афазии сопутствуют друг другу, и речь может идти лишь о преобладании той или иной формы афазии. При любых формах афазий больные нередко обнаруживают дефицит других когнитивных функций.

При очаговых поражениях мозга, сопровождающихся нарушениями речи, как правило, страдает не только кора, но и подкорковые ядра, структуры левого таламуса и соединительные пучки волокон, проходящие в белом веществе мозга. Ассоциативные ядра левого таламуса, левое хвостатое ядро участвуют в интеграции слуховой информации (лингвистическая переработка) и речевой моторики, при их повреждении обнаруживается дефицит слухового понимания. Многочисленные соединительные пучки волокон в левом полушарии объединяют между собой регионы, участвующие в восприятии и производстве речи, причём такие регионы нередко соединяются независимыми проводящими путями, предназначенными для решения разных функциональных задач.

Угловая извилина участвует в переработке информации как при чтении, так и при восприятии речи на слух, но последующие пути передачи информации от угловой извилины к зоне Вернике в первом и втором случае разделены, следуют параллельно друг другу и независимо один от другого. У многих, если не у большинства людей понимание значения написанного слова сопряжено с воспроизведением его слуховой формы в зоне Вернике. Тем не менее, такое преобразование не является абсолютно обязательным, и информация может непосредственно из угловой извилины поступить в зону Брока, минуя зону Вернике. Зрительные и слуховые представления слова часто возникают независимо в связи с использованием специфических модальных путей и собственным доступом к зоне Брока (Рис. 14.4).

Слуховая информация тоже перерабатывается с помощью нескольких параллельных путей. Например, восприятие слов, имеющих значение для понимания содержания речи, и восприятие бессмысленных в контексте воспринимаемой речи слов происходят посредством переработки информации разными и независимыми путями, образующими отдельные входы в зону Брока. Так же по-разному перерабатывается информация о звуке, как средстве языка, и о значении этого же звука в контексте воспринимаемой речи. По-видимому, возле зоны Брока существует общая входная структура для произнесённых и написанных слов и независимая от неё - для информации о бессмысленных словах. Этот факт говорит о том, что существуют отдельные каналы переработки для информации о звуке как о средстве языка, и о смысловом значении этого же звука воспринимаемой речи.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал