Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свойства языка






Глава 14. РЕЧЬ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ

 

Речь и язык – два неразделимых понятия, определяемых в русском языке как способность говорить[1]. Речь представляет собой психофизиологический процесс, обеспечивающий общение людей на основе голосовых, слуховых, зрительных и мануальных навыков, к которым относят способность произносить слова, воспроизводить письменные знаки, улавливать речь на слух и зрительно распознавать печатный или рукописный текст. Язык является системой звуковых, словарных и грамматических средств для общения, мышления, передачи информации от человека человеку, от одного поколения – другому.

Из всех существующих на Земле видов животных лишь Homo sapiens может говорить (Справка 14.1). Это объясняется его врождённой способностью к овладению языком, которая приобретена в результате мутаций, происходивших у предков современного человека (австралопитеки, Homo erectus). Мутации изменяли анатомическое строение голосового аппарата и увеличивали размер мозга, что оказалось выгодным адаптационным приобретением, и поэтому происходящие изменения закреплялись в последующих поколениях естественным отбором. Мозг современного человека имеет области больших полушарий, специализирующиеся на речевой деятельности и расположенные асимметрично, у большинства людей – в левом полушарии. Генетически определённые особенности строения мозга и гортани являются врождённой основой для овладения речью. Для того, чтобы реализовать эту врождённую способность, ребёнку необходимо языковое общение с другими людьми, без которого научиться говорить нельзя. Речевая деятельность человека появляется в результате взаимодействия культурного языкового окружения и генетически предрасположенного к овладению языком мозга.

 

Свойства языка

Язык представляет собой типично человеческий способ общения, который отличается от остальных форм коммуникации своими свойствами. Во-первых, языку присуща креативность (созидательность, творчество). Когда ребёнок учится говорить, то в большинстве случаев не заучивает наизусть услышанные обороты речи, а через неосознаваемые процессы, на основе имплицитной памяти переходит к правилам построения осмысленных выражений. Любую мысль человек может сформулировать с помощью разных слов, имеющихся в его словарном запасе.

Во-вторых, язык отличается уникальной формой, позволяющей создавать бесконечное число комбинаций из сравнительно небольшого числа используемых в нём звуков. Звуки или фонемы являются самыми малыми звуковыми единицами, изменение которых может привести к изменению значения слова, например, дом-том, волос-голос и т п. В большинстве существующих языков используется от 15 до 85 фонем, причём каждый из языков использует только часть тех звуков, которые способен произнести человек. На первом году жизни ребёнок произносит около 75 фонем, что зарегистрировано соответствующими наблюдениями. Но вскоре он перестаёт повторять звуки, которые не слышит от окружающих, и начинает комбинировать лишь фонемы окружающей языковой среды. Например, большинство взрослых японцев не в состоянии различить фонемы [р] и [л], хотя в раннем детстве они способны к такому различению, но в дальнейшем эту способность теряют. Большинство людей с родным английским языком не способны различать твёрдый звук [л] с мягким [ль], в то время как взрослым русским нелегко научиться произносить звук [th] так, как это делают англичане. Следует обратить внимание на то, что в разных языках один звук могут обозначать две буквы, как th в английском или eu - в немецком, а поэтому фонемы не надо отождествлять с буквами.

В-третьих, для любого человеческого языка характерна определённая структура, которая регламентируется грамматикой, включающей правила комбинации фонем в словах (морфология) и правила комбинации слов в предложениях и оборотах речи (синтаксис). Овладевающий родным языком ребёнок начинает применять грамматические правила очень рано - многие дети способны это делать уже в возрасте до 3 лет. Это неосознаваемое усвоение правил происходит на основе имплицитной памяти в результате многократного повторения оборотов речи.

В-четвёртых, в каждом языке существует возможность абстрагирования, т.е. передачи информации, не связанной непосредственно с конкретными событиями. Такой возможности нет у простых символических систем коммуникации: например, с помощью жестов можно передавать только специфическую информацию, связанную с текущими обстоятельствами. Но, в то же время, посредством жестов, мимики, интонации и положения тела язык может приобретать нужную в той или иной ситуации эмоциональную выразительность.

В-пятых: являясь основным средством общения людей, язык помимо этого организует индивидуальный чувственный опыт и служит способом выражения самосознания личности, индивидуальности, он непосредственно связан с мышлением.

Ещё Аристотель указывал на две функции речи, из которых одна необходима для общения людей, а другая - для регуляции и контроля собственной деятельности, аргументации своего отношения к жизненным проблемам.Это, соответственно, экспрессивная (моторная) речь, предназначенная для коммуникации или социального общения, и внутренняя речь («немая»), используемая вне процесса реальной коммуникации для решения мыслительных задач и внутреннего программирования. Внутренняя речь характеризуется фрагментарностью и краткостью по сравнению с экспрессивной речью. Перевод внутренней речи во внешнюю происходит с помощью синтаксической перестройки, перевода её в форму, развёрнутую и понятную другим людям. Особо выделяют письменную речь, отличающуюся, во-первых, использованием письменной графики, а во-вторых, специфическими для неё синтаксическими конструкциями и функциональными стилями.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал